Лекция-14Тема: Пихология педагогической оценки

План:

1. Средства стимулирования обучения и воспитания детей.

2. Роль педагогической оценки в обучении.

3. Зависимость педагогической оценки от возрастных особенностей детей.

Ключевые слова: стимулирование, оценка, бальная система, поощрение, наказание, возраст, мотивы учения.

Средства стимулирования обучения и воспитания детей. Необходимость моти­вирования учебной деятельности и воспитания детей. Причины недостаточной мотивированности учения и личностного развития ребенка. Стимулирующая роль поощрений и наказаний. Отметка как стимул, сочетающий в'себе поощре­ние и наказание. Явление угасания в системе оценочного стимулирования. Не­обходимость систематической смены мотивов учения и общения. Комплекс­ный характер стимулирования учебной и воспитательной деятельности детей. Личностная и ситуативная обусловленность действий различных стимулов. По­нятия валентности (ценности) и вероятности успеха или неудачи. Педагогиче­ская оценка как стимул. Место педагогической оценки в системе мотивирова­ния учения детей и стимулирования их личностного развития.

Педагогическая оценка как средство стимулирования. Виды педагогической оценки. Способы стимулирования учебной деятельности и воспитывающего об­щения детей. Внимание к ребенку как его педагогическая оценка. Одобрение как педагогическая оценка. Оценочная функция отметки. Награда как педаго­гическое поощрение. Социально-психологические формы педагогического оце­нивания. Признание как оценка. Изменение социального статуса ребенка как его оценка. Повышение личного престижа через значимые социальные роли как оценка.

Условия эффективности педагогической оценки. Понятие об эффективности педагогической оценки. Индивидуальный и социально-специфический харак­тер представлений об эффективности педагогической оценки. Персональная значимость оценки. Постоянство и изменчивость педагогического значения ин­дивидуальной оценки. Способы повышения эффективности педагогическое оценки через усиление ее персональной значимости. Изменение индивидуаль­ной ценности стимулов. Переход от внешних стимулов к внутренним, от оцен­ки педагога к самооценке. Повышение мотивирующей роли социально-психо­логических стимулов. Мотивирование в индифферентной и референтной груп­пах. Включение дополнительных социально-психологических стимулов в дей­ствие и повышение их индивидуальной значимости.

Возрастные особенности педагогической оценки. Зависимость педагогической оценки от возраста ребенка. Связь педагогической оценки с психологическимвозрастом ребенка, с уже достигнутым им уровнем интеллектуального и лично­стного развития. Основные тенденции возрастного изменения значимости пе­дагогической оценки. Способы оценивания детей в младенческом и раннем возрасте. Стимулирование деятельности и поступков детей в младшем и сред­нем дошкольном возрасте. Педагогическая оценка в старшем дошкольном воз­расте. Оценивание младших школьников. Оценка деятельности и поведения подростков. Педагогическое оценивание учения и общения старшеклассников.

Успехи в учении и воспитании детей прямо зависят от моти­вации, т.е. от наличия значимых и действенных стимулов к ус­воению знаний, к формированию умений и навыков, к приоб­ретению определенных личностных качеств. Наличие способ­ностей не является гарантией успехов ребенка, так как при от­сутствии должной мотивации он по собственной инициативе не будет включаться ни в учебную деятельность, ни в общение и, следовательно, будет мало участвовать в тех видах человече­ской социальной активности, которые ведут за собой его пси­хологическое развитие. В случае дефицита мотивации имею­щиеся задатки не превращаются в способности, а интеллекту­альное и личностное развитие идет гораздо медленнее, чем могло бы при более благоприятных условиях. Такие условия должны обеспечивать максимальное по силе самостоятельное стремле­ние ребенка к развитию, которое в конечном счете становится личной потребностью в новых знаниях, умениях и навыках, в постоянном персональном росте и самосовершенствовании. В обучении и воспитании детей имеются значительные резер­вы, но на практике они не полностью используются из-за не­достаточной мотивации.

Причин такого состояния дел несколько. Во-первых, до конца не известны все мотивы, в силу которых дети разного возраста с различными индивидуальными особенностями включаются в Учение, общение и оказываются заинтересованными в приоб­ретении новых личностных качеств, знаний, умений и навы­ков. Во-вторых, став взрослыми и занявшись педагогической Деятельностью, мы впервые начинаем задумываться над моти­вами учения детей, и это происходит уже тогда, когда мы давно Вышли из детского возраста и можем только гадать о подлин­ных мотивах поведения детей. Нет никакой гарантии того, что наши догадки верны и соответствуют действительности.



Наши рекомендации