Психодиагностические процедуры в спт

Психодиагностические процедуры в СПТ могут быть направлены на личностные особенности каждого участника (психорисунок и рефлексивные процедуры, тестирование) и на отношения в группе (динамическая социометрия).

Среди специальных диагностических процедур тренинговой работы – психологическое тестирование с последующим обсуждением результатов в группе. Одной из методик, которые могут быть основой для группового обсуждения целей и ценностей личности, может быть методика Рокича, направленная на выявление инструментальных и терминальных ценностей личности. Для включения процессов самоосознания рекомендуются методики Куна – тест 20 вопросов (или «Кто Я?»), самооценки (Будаси), определения психологического возраста (Кроник, Головаха). Для осознания собственных реакций в напряженных ситуациях можно использовать некоторые картинки теста Розенцвейга. Для осознания ролевой структуры группы и своего места в ней применяют различные социометрические процедуры.

К специальным диагностическим процедурам можно отнести рефлексию.

Методически рефлексия может осуществляться структурированно: участникам тренинга предлагается в течение тренинга (например, до упражнения, в течение упражнения и после него) заполнить анкету, в которой отражаются:

проявления до упражнения в течение после
самочувствие      
активность      
настроение      
другое (по усмотрению тренера)      

Эти проявления предлагается оценить в 7-балльной шкале.

Данная краткая анкета может быть заменена тестом САН, название которого представляет собой аббревиатуру, где С расшифровывается, как «самочувствие», А – «активность» Н – «настроение».

Рефлексия может быть проведена в неструктурированном виде – как круг свободного обсуждения участниками своих состояний, возникших мыслей в ответ на событие или информацию.

Одним из инструментов тренинговой работы является ведение дневника и анализ некоторых дневниковых записей в группе. Назначение ведения дневника – в отработке навыков самоанализа через анализ собственного поведения и поведения членов группы. Важно, что участники вербализуют свои состояния, что способствует их самопониманию. Дневниковая работа является вариантом когнитивного домашнего задания, способствующего углублению процесса самоисследования. Участникам предлагают описывать свой опыт участия в группе, возникающие чувства, переживания, мысли. Ориентировочно участникам может быть дан следующий план для домашней дневниковой работы:

· что было для меня главным в течение тренингового дня?

· чем я был удивлен?

· что меня раздражало? Вызывало агрессию?

· что нового я узнал о себе? О других?

· насколько я был искренним сегодня? Что этому способствовало, что мешало?

· насколько я был активен? С чем это связано?

Кроме перечисленных направлений, в качестве домашнего дневникового задания могут даваться специальные упражнения по наблюдению за групповыми процессами (например, социометрические задания: придумай созвездие, где каждый участник группы – звезда с характерными параметрами, областью влияния; распредели обязанности кабинета министров, вообрази кто чем занимается при совместном отдыхе) и т. д .

Дневниковые записи могут быть использованы:

1) как материал обсуждения в группе (по согласованию с участником);

2) как диагностический материал для тренера, который дает возможность проследить изменения состояния участника, его включенность в процессы тренинга, взаимоотношения в группе.

Проективное рисование – вспомогательный метод групповой работы, дающий основание для диагностики и коррекции затруднений в общении. Метод позволяет работать с мыслями и чувствами, которые участник не осознает по тем или иным причинам. Вербальный способ ознакомления с личностной проблематикой на начальных этапах работы группы может быть достаточно сложным. Члены группы вообще могут не находить у себя возможностей на широкое открытое поведение. Рисунок может быть средством, способным выразить (передать) глубинное психологическое содержание, адекватное психике субъекта и одновременно обеспечивать его защищенность.

В проективном рисовании отмечают, например, следующие возможные приемы:

· свободное рисование – каждый член группы рисует, что хочет;

· тематическое рисование – все рисуют на тему, выработанную группой или предложенную ведущим;

· дополнительное рисование – рисунок посылается по кругу, один член группы начинает рисовать и передает для продолжения другому;

· совместное рисование – несколько человек или вся группа рисуют что-то на одном листе;

· разговорное рисование – каждый член группы работает с выбранным партнером в паре; у каждой пары один лист бумаги и они общаются на нем с помощью линий образов, красок.

Возможный список тем для рисования, которые можно использовать в тренинге:

1. Собственное прошлое и настоящее. Профессиональные, личностные, социальные проблемы, положение в профессиональной группе. («Моя главная проблема в общении», «Я и окружение»...).

2. Будущее или абстрактное понятие (каким бы я хотел быть; три желания; смысл моей работы...).

3. Отношения в группе.

Иногда перед рисованием используется процедура выяснения: члены группы сообщают, какие образы у них возникают в контексте той или иной темы.

Порядок анализа, обработки готовых рисунков может быть сформирован с использованием двух способов работы с проективными рисунками:

· рассмотрение группой всех рисунков сразу, их обзор, сравнение, анализ, определение общими усилиями общего и различного в их содержании, выделение конкретного, отдельно тематического факторного содержания;

· рассмотрение каждого рисунка отдельно. Рисунок переходит из рук в руки и каждый член группы высказывает свое суждение о его психологическом содержании.

При обсуждении рисунка нежелательно использовать информацию об авторе, известную вне границ рисунка. Требуется анализ только того, что человек высказывает группе в рисунке.

При обсуждении рисунков не следует искать единственно верной трактовки. Рисунок это основа для проявления мыслей и чувств автора и группы, для получения обратной связи.

РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия – одно из основных средств, способствующих эффективному общению, может выполнять роль техники осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы и практических действий.

Такой ее тип предусматривает поворот сознания, в результате которого появляется возможность увидеть себя, свое мышление, свое сознание в определенной степени «со стороны». Этот тип мыслительной работы расширяет поле осознаваемых элементов мышления и деятельности, способствует осмыслению помех и затруднений в конкретной ситуации, нахождению способов их преодоления.

На осознание своих переживаний и состояний в ходе работы направлена рефлексия состояний. Человек должен понимать причины возникновения у себя таких состояний, как раздражение, напряжение, удовлетворение. В этом случае с состоянием легче справиться или, наоборот, смоделировать состояние.

Основной, эскизный вид обучения, освоения рефлексии заключается в том, что в определенный момент времени человек должен «заглянуть в себя», поставить вопросы себе: «Почему ситуация и личная деятельность, складываются именно так?».

Условно этот процесс можно описать следующим образом:

«Я» осуществляю рефлексный выход, осуществляю такой поворот сознания, при котором вижу себя и свою ситуацию извне.

«Я» нахожусь в рефлекторной позиции, то есть занимаю позицию внешнего наблюдателя по отношению к самому себе, своей ситуации.

«Я» осуществляю рефлексивное отношение, то есть отношусь к себе, к своей ситуации как к целому из рефлексивной позиции, смотрю на себя со стороны.

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Подберите разогревающие упражнения, уместные для начала тренинга.

2. Подберите упражнения по психологической гигиене для предотвращения невротических и психологических нарушений личности.

3. Подберите упражнения по снятию последствий стресса.

4. Подберите упражнения, направленные на профилактику стресса.

5. Подберите упражнения, направленные на регулирование и гармонизацию межличностных отношений в коллективе.

6. Подберите упражнения по самоактуализации личности.

7. Подберите упражнения, способствующие личностному росту.

8. Подберите упражнения на релаксацию.

9. Подберите упражнения для тренировки памяти.

10. Подберите приемы развития мыслительной деятельности.

11. Подберите упражнения для развития внимания.

12. Подберите упражнения для активизации воображения.

13. Подберите ритуалы и упражнения для окончания тренинга.

1. Разработать тренинговую программу адаптации новых сотрудников.

2. Разработать тренинговую программу оптимизации взаимоотношений в коллективе.

3. Разработать тренинговую программу личностного роста.

4. Разработать тренинговую программу по стрессоустойчивости.

5. Разработать тренинговую программу по разрешению конфликтов.

6. Разработать тренинговую программу уверенности в себе.

7. Разработать тренинговую программу психогигиены.

8. Разработать тренинговую программу поиска нового решения.

9. Разработать тренинговую программу формирования команды.

10. Разработать тренинговую программу по формированию лидерских качеств.

11. Разработать тренинговую программу креативности в менеджменте.

12. Разработать тренинговую программу эффективной коммуникации.

13. Разработать тренинговую программу по формированию ассертивного поведения.

14. Разработать тренинговую программу по тайм-менеждменту.

15. Разработать тренинговую программу сензитивности.

Наши рекомендации