Общее описание типов А. Введение

Я хочу попытаться дать общее описание психологии типов. Сначала это нужно сделать для обоих общих типов, которые я обозначил как интро-вертированный и экстравертированный. Затем, в дополнение, попытаюсь еще дать некоторую характеристику тех специальных типов, своеобразие которых определяется тем, что индивидуум приспособляется и ориентиру­ется главным образом посредством наиболее развитой у него функции. Я бы обозначил первые как общие зависящие от установки типы, отличаю­щиеся друг от друга направлением их интересов и движением их либидо, а последние — как функциональные типы.

Общие зависящие от установки типы различаются своей своеобразной установкой по отношению к объекту. Интровертированный относится к объекту абстрагирующе, он, взятый в своем основании, всегда озабочен тем, чтобы отнять либидо у объекта, как если бы он должен был предотвратить перевес объекта. Экстравертированный, наоборот, относится положительно к объекту. Он утверждает значение объекта тем, что свою субъективную установку он постоянно ориентирует на объект и относит к нему. Приня­тый за основание объект никогда не имеет для него достаточной ценности, и потому значение его необходимо повысить. Оба типа настолько различ­ны, их противоположность так ясна, что существование их становится оче­видным даже для профана в психологии, если когда-нибудь обратить на это его внимание. Всякому известны те замкнутые, с трудом постигаемые, час­то застенчивые натуры, которые составляют сильнейшую противополож­ность другим — открытым, обходительным, часто веселым или, по крайней мере, приветливым и доступным характерам, которые со всеми уживаются или если даже спорят, то все-таки находятся в отношениях, позволяющих на всех влиять или допускать их влияние на себя. Обычно рассматривают

Общее описание типов А. Введение - student2.ru 1 Некоторые из этих определений, существенно необходимых для понимания работы Юнга, читатель найдет в конце книги (из которой взят данный отрывок); в предлагае­мом выпуске библиотеки переведена не вся, а только в тех ее частях, которые имеют наиболее важное значение (выпущена очень значительная часть книги, а именно: 1) исторический обзор проблемы типов, как она понималась в древнем и средневековом мире, 2) идеи Шиллера о проблеме типов, 3) Апполлонийское и Дионисиевское, 4) проб­лема типов в познании человека, 5) проблема типов в искусстве, 6) проблема типов в психиатрии, 7) проблема типической установки в эстетике, 8) проблема типов в совре­менной философии, 9) проблема типов в биографике).




304 Тема 9. Типология индивидуальности

Общее описание типов А. Введение - student2.ru такие различия только как индивидуальные случаи своеобразного склада характера. Но кто имел случай основательно изучить многих людей, легко сделает открытие, что при этой противоположности дело совсем не идет об изолированных индивидуальных случаях, но скорее о типических установ­ках, которые гораздо более общи, чем это можно предположить при огра­ниченном психологическом опыте. В действительности дело идет об основ­ной противоположности, которая более или менее отчетлива, но всегда заметна в индивидуумах с выраженной в известной степени личностью. Та­ких людей мы встречаем не только среди образованных, но вообще во всех слоях населения, вследствие чего наши типы можно обнаружить как среди рабочих и крестьян, так и среди высоко дифференцированных людей какой-нибудь нации. Точно так же и половые различия ничего не меняют в этом факте. У всех женщин обнаруживаются те же самые противоположности. Столь большое распространение едва ли могло бы иметь место, если бы дело шло об акте сознания, т.е. о сознательной и намеренно выбранной установ­ке. В этом случае, конечно, определенный, связанный одинаковым воспи­танием и образованием и соответственно этому пространственно-ограни­ченный класс населения был бы преимущественным носителем такой установки. Дело, однако, обстоит совсем не так, но совершенно наоборот, — типы разделяются явно без разбора. В одной и той же семье один ребенок бывает интровертированным, а другой — экстравертированным. Так как соответственно этим фактам зависящий от установки тип, как общий и явно случайно распространенный феномен, не может быть следствием со­знательного суждения или осознанного намерения, то он своим существо­ванием должен быть обязан бессознательной, инстинктивной основе. По­этому противоположность типов как общий психологический феномен должна иметь каким-то образом свою биологическую предпосылку.

Отношение между субъектом и объектом, рассматриваемое биологи­чески, является всегда приспособлением, так как всякое отношение меж­ду субъектом и объектом предполагает изменяющие воздействия одного на другой. Эти изменения составляют приспособление. Типические уста­новки к объекту являются поэтому процессами приспособления. Приро­да знает два, в основе различных, пути приспособления и обусловленной этим возможности постоянного существования живого организма: один путь — это повышенная плодовитость при сравнительно меньшей силе защиты и продолжительности жизни отдельного индивидуума, второй путь — это снабжение индивидуума многообразными средствами само­сохранения при относительно меньшей плодовитости. Эта биологическая противоположность, как мне кажется, является не только аналогией, но и общим основанием обоих наших психологических модусов приспособле­ния. Здесь я мог бы ограничиться общим указанием, с одной стороны, на свойство экстравертированного постоянно растрачивать себя и во всем распространяться и, с другой стороны, на тенденцию интровертированно-го защищаться от внешних воздействий, по возможности воздерживать-

ЗнгКТ. Психологические типы 305

Общее описание типов А. Введение - student2.ru я от всяких затрат энергии, которые относятся непосредственно к объек-у, чтобы этим создать самому себе возможно более обеспеченную и силь-!ую позицию. Поэтому Блэк интуитивно хорошо обозначил оба типа как )rofilic (плодородный) и devouring type (прожорливый тип). Как показы-иет общая биология, оба пути возможны и по-своему успешны; то же иожно сказать и о типических установках. То, что один осуществляет кассовыми отношениями, другой достигает монополией.

Тот факт, что иногда даже дети в первые годы жизни с точностью збнаруживают типическую установку, заставляет предположить, что к определенной установке принуждает не борьба за существование, как ее обычно понимают. Конечно, можно было бы с достаточными основания­ми возразить, что маленький ребенок и даже грудной младенец должны уже проделать психологическую работу приспособления бессознательно­го характера, так как своеобразие материнского влияния в особенности ведет у детей к специфическим реакциям. Этот аргумент может сослать­ся на неоспоримые факты, но становится, однако, шатким, если упомянуть о том, также бесспорном факте, что двух детей одной и той же матери уже очень рано можно отнести к противоположным типам, причем нельзя доказать ни малейшего изменения в установке матери. Хотя я ни в каком случае не хочу недооценивать бесконечную возможность роди­тельского влияния, но все-таки этот опыт принуждает меня к заключе­нию, что решающий фактор следует искать в предрасположении ребенка. Наконец, именно индивидуальному предрасположению нужно приписать то, что при самых одинаковых по возможности внешних условиях один ребенок образует один тип, а другой — другой тип. При этом, конечно, я имею в виду лишь те случаи, которые находятся в нормальных услови­ях. При ненормальных условиях, т.е. там, где дело идет о крайне сильных и при этом ненормальных установках у матерей, детям может быть на­вязана относительно однородная установка насилием над их индивиду­альным предрасположением, которое, быть может, избрало бы другой тип, если бы не помешали этому ненормальные внешние условия. Там, где имеет место такое обусловленное внешним влиянием извращение типа, индивидуум в дальнейшем по большей части становится невротическим, и его излечение возможно только через выявление естественно соответ­ствующей индивидууму установки.

Что касается своеобразного предрасположения, то об этом я могу только сказать, что, очевидно, существуют индивидуумы, которые облада­ют большей легкостью или способностью или которые с большей пользой приспособляются одним, а не другим образом. Для этого нужно было бы поставить вопрос о последних физиологических основаниях, недоступных нашему познанию. То, что такие основания возможны, кажется мне веро­ятным из опыта, показывающего, что изменение типа при известных об­стоятельствах наносит большой вред физиологическому благополучию организма и часто является причиной сильного истощения.

Зак. 835

Общее описание типов А. Введение - student2.ru 306Тема 9. Типология индивидуальности

Общее описание типов А. Введение - student2.ru В. Экстравертированный тип

Для краткости и ясности изложения необходимо при описании это­го и последующих типов отделить психологию сознательного от психоло­гии бессознательного. Мы обращаемся поэтому сначала к описанию фе­номенов сознания.

I. Общая установка сознания

Как известно, каждый ориентируется на данные, которые ему достав­ляет внешний мир; но мы видим, что это может происходить более или ме­нее решающим образом. Один, вследствие того, что на улице холодно, счи­тает необходимым надеть пальто, другой находит это излишним для целей своего закаливания; один восхищается новым тенором потому, что все им восхищаются; другой не восхищается им не потому, что он ему не нравит­ся, а потому, что он держится мнения, что то, чем все восхищаются, далеко еще не достойно удивления; один подчиняется данным отношениям, пото­му что, как показывает опыт, ничто другое не возможно, другой же убежден, что если уже тысячу раз случилось так, то в тысяча первый раз может про­изойти иначе и по-новому и т.д. Первый ориентируется на данные внешние факты, второй остается при мнении, которое становится между ним и объективно данным. Когда ориентировка на объект и на объективные дан­ные перевешивают до того, что наиболее частые и главнейшие решения и поступки обусловлены не субъективными взглядами, а объективными отно­шениями, то говорят об экстравертированной установке. Если это бывает постоянно, то говорят об экстравертированном типе. Когда кто-нибудь так мыслит, чувствует и поступает, одним словом, так живет, как это непосред­ственно соответствует объективным отношениям и их требованиям, в хо­рошем и плохом смысле, то он экстравертированный. Он живет так, что объект как детерминирующая величина явным образом играет в его созна­нии большую роль, чем его субъективное мнение. Конечно, он имеет субъек­тивные взгляды, но их детерминирующая сила меньше, чем сила внешних объективных условий. Поэтому он никогда не думает встретить какой-ни­будь безусловный фактор внутри самого себя, так как таковые ему извест­ны только вне его. Подобно Эпиметею, его душа подчиняется внешним тре­бованиям, конечно, не без борьбы; но дело кончается всегда в пользу внешних условий. Все его сознание глядит наружу, так как главное и ре­шающее определение всегда приходит к нему извне. Из этой основной ус­тановки следуют, так сказать, все особенности его психологии, если только они не основаны на примате определенной психологической функции или на индивидуальных особенностях.

Интерес и внимание следуют за объективными событиями, и прежде всего за теми из них, которые тесно его окружают. Не только лица, но вещи привлекают интерес. Соответственно этому и поступки основываются на влиянии лиц и вещей. Они прямо обусловлены объективными данными и

Юнг К.Г. Психологические типы 307

Общее описание типов А. Введение - student2.ru определяющими факторами и из них, так сказать, исчерпывающе объясни­мы. Поступки явным образом обусловлены объективными обстоятельства­ми. Если даже поступки не являются простой реакцией на раздражения окружающей среды, то все-таки они имеют характер применения к реаль­ным отношениям и находят в рамках объективно данного достаточный и соответствующий простор. Они совершенно лишены серьезных тенденций выйти за эти пределы. То же касается и интересов: объективные события представляют собой неистощимый источник раздражения, так что интерес нормально не требует ничего другого. Моральные законы поступков покры­ваются соответствующими требованиями общества resp. господствующими моральными понятиями. Если бы господствующие воззрения были иными, то были бы другими и субъективные моральные направляющие тенденции, без того, чтобы что-нибудь изменилось в общем психологическом habitus'e. Эта строгая обусловленность объективными факторами не обозначает, как это могло бы показаться, полное или даже идеальное приспособление к ус­ловиям жизни. Конечно, экстравертированному взгляду такое применение должно казаться полным приспособлением, так как такому взгляду не дано другого критерия. Но высшая точка зрения еще не говорит, что объектив­но данное при всех обстоятельствах является нормальным. Объективные условия могут быть исторически или пространственно ненормальными. Индивидуум, который применяется к этим отношениям, хотя подражает ненормальному характеру окружающей среды, но в то же время вместе со всем его окружающим находится в ненормальном положении по отноше­нию к общеобязательным законам жизни. Единичный человек может, ко­нечно, при этом процветать, но только до тех пор, пока он со всем его окру­жающим не погибнет за прегрешения против общих законов жизни. В этой гибели он должен принять участие с такой же верностью, с какой прежде он применялся к объективным данным. У него есть применение, но не приспо­собление, так как приспособление требует большего, чем не вызывающее трений следование любым условиям непосредственно окружающего (я ссылаюсь на Эпиметея Шпителлера) (Spiteler). Оно требует соблюдения тех законов, которые более общи, чем местные и исторические условия. Простое применение представляет собой ограниченность нормального экстраверти-рованного типа. Своей нормальности экстравертированный тип обязан, с одной стороны, тем обстоятельством, что он относительно без трений при­меняется к данным отношениям и, естественно, не имеет других претензий, кроме выполнения объективно данных возможностей, например, избрать профессию, которая в данном месте и в данное время представляет много­обещающие возможности, или делать или производить то, в чем в данный момент нуждается окружающая среда и чего она ждет от него, или воздер­живаться от всяких нововведений, если только они уж сами собой не напра­шиваются, или как-нибудь иначе превзойти ожидания окружающего. Но, с другой стороны, его нормальность основана еще на том важном обстоятель­стве, что экстравертированный считается с реальностью своих субъектив-

308 Тема 9. Типология индивидуальности

Общее описание типов А. Введение - student2.ru ных потребностей и нужд. Его слабый пункт заключается именно в том, что тенденция его типа в такой мере направлена во вне, что из всех субъек­тивных фактов даже наиболее связанный с чувствами, а именно телесное здоровье, как слишком мало объективный, как слишком мало «внешний», недостаточно принимается в соображение, так что необходимое для физи­ческого благосостояния удовлетворение элементарных потребностей более не имеет места. Вследствие этого страдает тело, не говоря уже о душе. Эк-стравертированный обычно мало замечает это последнее обстоятельство, но оно тем заметнее для близких, окружающих его домашних. Потеря равно­весия становится для него чувствительной лишь тогда, когда появляются ненормальные телесные ощущения.

На этот ощутимый факт он не может не обратить внимания. Есте­ственно, что он рассматривает его как конкретный и «объективный», так как для характеристики собственного склада ума у него не существует ничего другого. У других он тотчас замечает «воображение». Слишком экстравертированная установка может в такой степени не считаться с субъектом, что последний может быть весь принесен в жертву так назы­ваемым объективным требованиям, например постоянному увеличению предприятия, только потому, что имеются заказы и что необходимо выпол­нить представляющиеся возможности.

Опасность экстравертированного заключается в том, что он втягива­ется в объекты и сам в них совершенно теряется. Происходящие отсюда функциональные (нервные) или действительные телесные расстройства имеют компенсаторное значение, так как они принуждают субъекта к не­вольному самоограничению. Если симптомы функциональны, то они могут своими особенностями символически выражать психологическую ситуа­цию, например у певца, слава которого быстро достигает опасной высоты, требующей от него несоразмерной затраты энергии, вследствие нервной за­держки внезапно исчезают высокие тона. У человека, который, начав очень скромно, быстро достигает влиятельного и многообещающего социального положения, психогенно появляются все симптомы горной болезни. Человек, намеревающийся жениться на женщине с очень сомнительным характером, которую он боготворит и очень сильно переоценивает, заболевает спазмами горла, принуждающими его ограничиться двумя чашками молока в день, каждую из которых он должен пить три часа. Это сильно препятствует ему посещать свою невесту, и он может заниматься только питанием своего тела. У человека, который не дорос до тяжелой работы в необычайно раз­росшемся, благодаря его собственным заслугам, предприятии, появляются нервные припадки жажды, вследствие которых он скоро заболевает не­рвным алкоголизмом. Как мне кажется, истерия наиболее распространен­ный невроз экстравертированного типа. Классический истерический слу­чай всегда характеризуется чрезмерными сношениями с окружающими лицами; характерной чертой является также прямо подражательное при­менение к обстоятельствам. Основная черта истерического характера — это

ЮнгК.Г. Психологические типы 309

Общее описание типов А. Введение - student2.ru постоянная тенденция быть интересным и производить впечатление на окружающих. Коррелятом к этому является вошедшая в поговорку внуша­емость, доступность влиянию других лиц. Явная экстраверсия проявляется у истеричных и в сообщительности, которая иногда доходит до рассказов чисто фантастического содержания, откуда и происходят обвинения в исте­рической лжи. Истерический характер есть прежде всего преувеличение нормальной установки; но затем он усложняется со стороны бессознатель­ного компенсаторными реакциями, которые телесными расстройствами принуждают к интроверсии преувеличенную против психической энергии экстраверсию. Благодаря реакциям бессознательного возникает другая категория симптомов, которые имеют более интровертированный характер. Сюда, прежде всего, относится болезненно повышенная деятельность фанта­зии. После этой общей характеристики экстравертированной установки обратимся теперь к описанию изменений, которые происходят в основных психологических функциях благодаря зкстравертированной установке.

Наши рекомендации