Общение как перцепция.социально-перцептивные характеристики общения. на ее эмпатия,факторы влияющиена ее формирование
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Позже социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.
Понятие и типы социальной перцепции. Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии.
Социальной перцепцией называется восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.
Специфика анализа перцептивных процессов состоит в том, что на впечатление человека о другом человеке/группе влияет множество различных факторов: психико-физиологические показатели, различные психологические особенности субъекта восприятия а также нормы общественного мнения и морали. Конкретно в социальной психологии изучение перцептивных особый акцент делается на принадлежность субъекта и объекта восприятия к какой-либо социальной группе; таким образом социальная психология рассматривает восприятие с точки зрения принадлежности субъекта и объекта восприятия к различным соц. группам.
2. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия.
Механизмы:
• Рефлексия – восприятие самого себя
• Идентификация – приписывание качеств другого человека или соц. группы объекту восприятия.
• Каузальная атрибуция - феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.
Феномены и эффекты (некоторые неточности/ошибки/особенности восприятия):
Эффекты стереотипизации:
• Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
• Эффекты последовательности:
• Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.
• Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
• Эффект роли — поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
• Эффект присутствия — чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
• Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
Социальная перцепция – это социально-психологический процесс установления контактов между людьми, реализуемый через восприятие и понимание людьми друг друга.
Перцептивная сторона включает основные законы социального восприятия:
1) «эффект Ореола» (первого впечатления) – формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита информации; формирование позитивной или негативной пристрастности личности;
2) эффект «свежести» – завышенное значение последних во времени событий;
3) «эффект проецирования» – познающий субъект «вкладывает» свои состояния в другую личность, приписывая ей черты, которые в действительности у оцениваемой личности могут отсутствовать;
4) «эффект персонификации своих и чужих» – это благожелательная оценка персональных качеств партнёра общения из своей группы и негативное восприятие партнёра общения из чужой группы; и др.
Перцептивная сторона общения ориентирована на выделение:
1) физического облика человека: анатомические признаки, тип телесного сложения, пол, возраст, раса;
2) функциональных признаков: лицо, мимика, жестикуляция, телодвижения, походка, осанка, голос, речь;
3) культурологических признаков (социально-статусный облик): прическа, одежда, украшения, сумки, бижутерия и т.д. Важнейшей психической структурой реализации социальной перцепции в общении являются её психологические механизмы – идентификация, рефлексия, стереотипизация.
1. Идентификация – психологический механизм уподобления личности партнера общения себе (например, «муж и жена – одна сатана»).
2. Рефлексия – психологический механизм социальной перцепции, выражающий осознание личностью того, как она сама воспринимается партнером общения (например, «я знаю, что ты обо мне думаешь»).
3. Стереотипизация – процедура упрощённого восприятия и понимания реальности путём использования стереотипов (например, «сила есть, ума не надо»).
Стереотипизация в социальной перцепции – это психологический механизм упрощённого восприятия и понимания людьми друг друга путем подведения их под стандартизированный образ (стереотип). К его разновидностям относят: хало-эффект, то есть грубое обобщение, оценка в чёрно-белых красках; эффект центральной тенденции, то есть стремление усреднять («округлять») оценки наблюдаемых процессов и явлений.
Стереотипы представляют собой инструмент «грубой надстройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы и время. Однако при более детальном, глубоком общении социальный стереотип должен уступить место механизмам более «тонкой настройки» (идентификации, рефлексии, аттракции и др. – см. выше).
Факторы, определяющие развитие и проявление эмпатии личности, можно условно разделить на две группы. Первая группа факторов представлена теми из них, которые играют первостепенную роль в развитии эмпатии в детском возрасте, Во вторую группу входят факторы, определяющие особенности проявления эмпатии у взрослого человека. Эти факторы принадлежат к одной социально-психологической реальности: они представляют особенности взаимодействия и общения личности с другими людьми на различных этапах ее жизненного пути. Факторы, составляющие первую группу, в какой-то степени предопределяют влияние факторов из второй группы.
Среди факторов, влияющих на особенности проявления эмпатии у взрослого человека, одно из первых мест по значимости занимают особенности отношений к объекту эмпатии и система социальных потребностей субъекта эмпатии. Большинство психологов согласно с тем, что система отношений к другому, включающая неподдельный интерес, понимание значимости и ценности личности другого, не допускающая отчужденности и безразличия в адрес переживаний другого, способствует проявлению эмпатии. Наибольшее внимание при анализе социальных потребностей, влияющих на проявление эмпатии, уделяется потребности в самоутверждении. Предполагается, что доминирование потребности в самоутверждении в ряду социальных потребностей личности, с одной стороны, приводит к снижению частоты проявления эмпатии, а с другой — может активировать выражение эмпатии, если индивид преследует цель получить самоутверждение через социально одобряемый и моральный поступок