Нейропсихология имеет давнюю историю, которая берёт своё начало с доисторических времён.

26.04.2017

Экзамен – 26 мая

Книга – Е.Д. Хомская «Нейропсихология»

Д/з 1) прочитать раздел теории системные динамические локальные функции, основные понятия нейропсихологии: синдром, симптом, фактор.

А.Р. Лурия – отечественный психолог, основатель нейропсихологии.

В начале 40-х гг. – рождение отечественной нейропсихологии.

Нейропсихология определяется как область психологической науки, изучающая мозговые основы психической деятельности человека, их нарушения и восстановление в результате локальных поражений головного мозга.

Имеет тесные связи с рядом дисциплин:

- неврология;

- физиология ВНД;

- лингвистика;

- социология;

- философия

Представляет собой междисциплинарную область исследований.

Нейропсихология имеет давнюю историю, которая берёт своё начало с доисторических времён.

В последние 200 лет интерес к изучению связи мозга резко оживился.

В ХIХ веке – появились первые теории «как процессы психологические связаны с деятельностью человека?»

В начале ХIХ века Франц Йозеф Галль – австрийский врач и анатом, выдвинул теорию о «френологии» и стал её основателем.

(лат. «теория способностей»).

Френология пыталась объяснить, почему люди проявляют интерес в той или иной деятельности себя лучше остальных.

Развитие способностей связано с развитием соответствующей области мозга, если эта область развита лучше, чем у других люде, то у данного индивидуума способность будет ярко выражена.

В этой теории каждой области была приписана способность.

Теория канула в лето со смертью Галля.

В 1861 году французский хирург, анатом Поль Брока – выдвинул теорию – «узкий локализационизм».

Это была совершенно новая теория.

Предполагала, что у каждой психической функции есть своё место в локализации мозга.

Так же описывает центр мозга – «центр Брака», другие описывают другие зоны.

Если повреждается определённая область мозга, то функция утрачивается. Не рассматривает вариант восстановления.

Поль отмечает, что после травм головы наблюдается расстройство речи (чаще у правшей).

Правило Брака – полушария, отвечающие за речевые процессы, находятся на противоположной стороне руки.

1. Доминантное полушарие – речевые процессы

2. Субдоминантное полушарие – неречевые процессы

В конце ХIХ века английский невролог Джексон – вводит теорию «антилокализационизм».

Мозг– единая система. Любая сложная психическая функция требует участия мозга в целом.

Теории: мозг специализированный

К началу ХХ века возникает кризис. Новых теорий нет, старые не актуальны.

К началу 40-х кризис спал. Новые теории помогли.

Симбиоз теорий физиологии + психологии + социологии дают начало теории «Функциональных систем», которую выдвинул П.К. Анохин. И она полностью развенчивает теорию Павлова.

Эта теория говорит, что между сложными физиологическими (спать, есть и т.д.) процессами и психологическими функциями есть связь и представляет собой функциональные системы:

- имеют афферентные звенья;

- эфферентные;

- руководствуются целью;

- имеют возможность различными способами достигать этой цели, а выбор зависит от того, в каких функциях протекает.

- пищеварительная система

- кровеносная система новые понятия Анохина в медицине

- дыхательная

ВПФ – этот тип задействует разные отделы головного мозга, разные его уровни, работа зависит от того, насколько хороши связи связывающие элементы в единое целое.

В онтогенезе эти связи становятся более сильными и прочными. Каждая связь не дублируется другими элементами.

Афферентное поле –совокупность сигналов, поступающих от разных систем и обеспечение функционирование конкретной физической функцией.

Выделяются:

- ведущая афферентация – определяется характером самой функцией.

Не появляется автоматически, формируется в онтогенезе (2-3 года).

- вспомогательная афферентация – выполняет функцию стабильности выполнения процесса.

Чем старше головной мозг, тем больше он специализирован и стабилен.

Нарушение психических функций – определяется как закономерность нарушений рядом, функции связанных с нарушением одного и того же фактора.

Фактор – принцип психофизической работы определённого участка головного мозга.

- правополушарные факторы

- левополушарные (стволовые). Лучше изучены

Работа коры межполушарный работа подкорки

Мануальная асимметрия

Какой рукой пишет – правшество, левшество

Выполняет разные функции – праворукость, леворукость.

Амбидекстр – скрытый левша (переученный)

Владеет обеими руками одинаково.

Слуховая асимметрия

Методика дихотического прослушивания:

- закрыть одно ухо;

- послушать тиканье часов;

- дать трубку телефона

Оптимально, если ведущего уха нет. Либо идёт правополушарное восприятие речи.

Особенно это + после травм

Глазная асимметрия

Какой глаз ведущий, тем мы и присматриваемся

· Нейропсихологическая реабилитация – разрабатываются методы на восстановление функций.

· Нейропсихология индивидуальных различий

· Экспериментальная нейропсихология:

- функциональное МРТ (дают определенную задачу и делают снимки мозга).

11.05.2017

I Блок

Состав:

Ствол мозга, меднобазальные отделы коры лобных и височных областей.

Формируется раньше других.

Человек с рождения с практическим сформированным I Блоком, но сложные частные формируются к 6-7 годам.

Функции:

Регулирование уровня активности.

Ретикулярная формация – биологические часы.

Можем воздействовать на ретикулярную формацию (внутр. уст)

Нисходящая ретикулярная формация располагается в медно-базальных отделах лобных и височных областей.

II Блок

Состав:

Корковый отдел:

- височные доли;

- затылочная;

- теменная

Вся поверхность больших полушарий располагается назад, к центральной извилине.

Функция:

Осуществляются прием символов от рецепторов – анализируется – извлекается при необходимости.

(приобретается – систематическое – перед. знания)

Модально-специфическая

Развивается динамично.

Видим целостный объект.

Развивается от 2-3 лет.

Третичные поля связаны с работой только вторичных полей.

Обрабатывает информацию, которая пришла в: разные анализаторы и соединяет её в целое.

III Блок

Состав: лобная доля (передняя у извилины)

Пенин

Формируется:

У женщин:16-18 лет

У мужчин: 18-21

При поражении:

- общая активность;

- пропадает интерес к окружающему миру, себе;

- нет желаний;

- коммуникации;

- трудно планировать;

- трудно организовать себя

Раньше считали, что лобные доли это «питомник» нервных клеток.

Функции: организовывать работу всех других блоков мозга.

I Блок – заставляет включать и выключать, перестраивать биологические часы.

II Блок – управление памятью, мышлением (ставим цель)

Все 3 блока работают в сцепке с другими.

Предметная агнозия

Возникает вследствие сужения объёма зрительного восприятия. Невозможно одновременное восприятие более одного признака предмета. Из-за этого человек не может понять предмет, который он видит. Строит догадки, предполагает. Не удаётся в совокупности свойств увидеть этот предмет. (Положить предмет в руки, т.к. исследуется окружающий мир руками).

Символическая агнозия – нарушение восприятия символов (буквы, цифры, ноты). Возникает только при поражении левого полушария (опосредованно речью).

Изолировано нарушение восприятия цифр (цифровая агнозия)

Формируется к 6-7 годам.

Агнозияпоявляется во взрослом возрасте.

Цветовая агнозия –нарушение зрительного восприятия

При поражении правого полушария.Нарушается способность к воображению цвета, к соотнесению цвета и предмета.

Не видит сновидения/не цветные сны

(височно-затылочные отделы и правого и левого, субдоминантного полушария)

Лицевая агнозия – только при поражении правого полушария (как и цветовая).

Человек не узнаёт лица (родителей, близких). Многие ограничивают личные контакты.

Самая сложная агнозия.

Лицевой гнозис – самый коротки период формирования к 3 месяцам

При поражении вторичных полей зрительного анализатора. Височно-теменная область правого, субдоминантного полушария.

Симкльтанная агнозия –повреждение стука теменной и затылочной областей.

Человек не может видеть более 1 объекта (объём зрительного восприятия сужается) синдром Балинта.

Зрительный символический гнозис к 7-8 годам (именно символическая агнозия проявляется после 7-8 лет)

Импринтинг – запечатление зрительного образа (пример с утятами)

Слуховые агнозии – при поражении вторичных полей слухового анализатора

1. слуховые речевые агнозии

2. слуховые неречевые агнозии

Палочки за чёрно-белое.

23.05.2017

Классификация апраксий.

А.Р Лурия выделяет 4 вида апраксий:

1) регуляторная (префронтальная);

2) кинестетическая;

3) пространственная (апракпагнозия);

4) кинетическая (динамическая);

1) конвекситальная префронтальная коре левого полушария;

2) нижние отделы постцентральной области (1, 2 и частично 40поле, преимущественно левого полушария);

3) теменно-затылочные отделы коры левого и правого полушария (границы 19 и 39 поля);

4) нижние отделы премоторной области левого полушария (6 и 8 поля)

Регуляторная апраксия.

Механическое нарушение – распад двигательных программ, невозможность смычения результата с намерением.

Клиническая картина:

Патологическая инертность – системные персеверации целой двигательной программы в целом.

· Эхопраксии

Эхопраксия– бесконтрольное подражательное повторение движения.

· Адинамия, спонтанность поведения

Кинестетическая апраксия.

Механизм нарушения –нарушение проприоцептивной афферентации.

Проприоцептивные сигналы образуют связи от рецепторов, располагающихся на органах, связках, сухожилиях (положение тела в пространстве, чувствительность).

Клиническая картина:

1. нет парезов;

2. движения недифференцированы, плохо управляемы (симптом «рука – лопата»);

· Апраквия позы;

· При зрительном контроле возможно лишь … (?)

Пространственная апраксия.

Антиципация движений.

Динамическая апраксия

Персеверация движений – непреднамеренное повторение совершаемого движения.

Контаминация движений.

Левое полушарие ведущее по организации движений (левая премоторная область)

Читать: Хомская, Лурия

Нарушения речи.

Афазия –нарушение речи, возникающее при поражении корковых отделов мозга и приводящее к дезинтерации психической сферы, личности больного и его деятельности в целом (Л.С. Цветкова, 2011).

Афазия – не только изменение речи, но и нарушение личности психической сферы вследствие изменений.

Речь локализована в лобных долях 1806 год, Ф. Галль (первое научное упоминание о связи мозга с речью).

1825 год – Буийо разделение на «общую и языковую способность» и «способность к артикулированной речи». Локализует речь в лобных долях.

1861 год– открытие П. Брока «центра устной речи» в задних отделах лобных долей левого полушария мозга.

1874 год – открытие Вернике «центра понимания речи» в височных отделах мозга левого полушария мозга. Первым предлагает классификацию афазий. Считается основателем нейропсихологической речи – афазиологии.

Классификация афазий.

Форм по А.Р. Лурия

Группа моторных афазий:

· Эфферентная моторная

Группа височных афазий:

· Акустико-гностическая (сенсорная) афазия;

· Акустико-мнестическая афазия

Группа теменных афазий:

· Семантическая афазия;

· Амнестическая афазия

Лобные афазии:

· Динамическая афазия

Топика – очаг поражения

Моторные афазии.

Топика поражения –поражение задней части 3 лобной извилины (44 поле «зона Брока»)

Центр механизм (фактор) – патологическая инертность раз возникшего стереотипа.

Афферентная моторная афазия

Топика поражения – нижняя треть

Постцентральной извилины.

Центральный механизм (фактор) непреднамеренное повторение совершаемых движений (персеверация)

Клиническая картина:

· Полное отсутствие устной речи (при грубом нарушении);

· Обилие литеральных парафазий

Звук заменяется на близкий по артикуляции (б-п; т-д; г-к; в-ф; ш-щ)

Примеры: мальтики, гибы, синег, погибеда

Нарушается письмо, чтение

Психологическая картина: нарушается моторная программа в речи.

Динамическая афазия.

Топика поражения:поражение зоны, лежащей кпереди (?) спереди от зоны Брока дополнительного поля Генфильда.

Клиническая картина: замена продуктивной речи речевыми шаблонами (ясно, понятно, отлично).

· Нарушение предикативности – отсутствие глаголов;

· Рубленная фраза;

· Большие паузы между словами

Психологическая картина: нарушается монологическая и диалогическая речь

· Доступны те фразы, в которые заложены готовые программы высказывания;

· Сохранна автоматизированная речь;

· Рядовая речь, чтение стихов, пение, речевые штампы

Пример: «Дороги…парень…бежит…на дороге»

Мужчина…коньки…осторожно лёд

(Составление рассказа по картинкам сюжетным)

Сенсорная афазия.

Нарушение чтения и письма

24.05.2017

Семантическая афазия.

Топика поражения:

Зона ТПО (39 и 40 поля, задняя часть 37 и передняя часть 19)

Теменные, височные, затылочные области.

Центральный механизм: нарушение симультанного пространства, восприятия (видит / объект)

Центральный дефект: нарушение понимания лексико-грамматических конструкций, юмора, переносных смыслов, иносказаний.

Клиническая картина:

- нет выраженных нарушений в устной речи;

- сохранность письма, чтения;

- понимание простой фразы, текста;

- с трудом ориентируется в пространстве и времени;

- не понимает значение числа

(1000=1+0+0+0)

Грубо нарушено понимание речи:

- не понимает предлоги «под», «»над»;

- сравнивать конструкции (муха < слона);

- обороты со словами «перед»;

- конструкции творительного падежа (открыть ключом замок);

- конструкции родительного падежа (шапка отца)

Понимаются отдельные слова, но е понимаются значения фразы в целом.

(нужно упрощать речь)

Психологическая картина:

- грубо картинный смысл строй речи;

- нет внешних признаков;

- грубо нарушена речь + ситуационная речь

Амнестическая афазия.

Топика поражения:зона ТРО, задней височной и нижней областей, а также стык задневисочных и передне затылочных областей.

Центральный механизм:

- дефект оптического восприятия, предметного (трудность видеть существенные признаки);

- уравнивание возбудимости слова, следов, проводящее к трудности выбора слова из ряда альтернативных.

Клиническая картина:

- обилие поисков слов;

- вербальные парафазии;

- подсказка первого звука слова

(высокоэффективна)

(чувство, на кончике языка)

Психологическая картина:

G AAgAAAAhALRN4rPeAAAACQEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj8FKw0AQhu+C77CM4M1u0oqY NJNSlKpIEayBXnez2ySYnQ3ZbRvf3hEPepx/Pv75plhNrhcnO4bOE0I6S0BYqr3pqEGoPjY39yBC VGRU78kifNkAq/LyolC58Wd6t6ddbASXUMgVQhvjkEsZ6tY6FWZ+sMS7gx+dijyOjTSjOnO56+U8 Se6kUx3xhVYN9qG19efu6BDq4N5edbV/rg+b7LF6yvT2Za0Rr6+m9RJEtFP8g+FHn9WhZCftj2SC 6BHmi9uMUYRFmoJg4DfQCBkHsizk/w/KbwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADh AQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4 /SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQBG Bc5XEwIAAEUEAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAA IQC0TeKz3gAAAAkBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAG0EAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQA BADzAAAAeAUAAAAA " strokecolor="black [3213]" strokeweight="2pt"> - нарушение номинативной функции речи;

обозначение

предметов

(коза)

- письмо, чтение

Амнестическая афазия в чистом виде встречается редко (акустико-мнестическая и семантическая)

Проблемы памяти

Функции лобных долей мозга.

Лобные доли мозга – расположены кпереди от центральной извилины и подразделяются на 3 отдела:

- заднелобная; наружн. поверхность лобных долей

«конвенситальная»

- префронтальная; нижняя поверхность – базальная

- фронтальная внутренняя поверхность - медиальная

Создаются разные варианты нарушений

(синдром медиальный и т.д.)

26.04.2017

Экзамен – 26 мая

Книга – Е.Д. Хомская «Нейропсихология»

Д/з 1) прочитать раздел теории системные динамические локальные функции, основные понятия нейропсихологии: синдром, симптом, фактор.

А.Р. Лурия – отечественный психолог, основатель нейропсихологии.

В начале 40-х гг. – рождение отечественной нейропсихологии.

Нейропсихология определяется как область психологической науки, изучающая мозговые основы психической деятельности человека, их нарушения и восстановление в результате локальных поражений головного мозга.

Имеет тесные связи с рядом дисциплин:

- неврология;

- физиология ВНД;

- лингвистика;

- социология;

- философия

Представляет собой междисциплинарную область исследований.

Нейропсихология имеет давнюю историю, которая берёт своё начало с доисторических времён.

В последние 200 лет интерес к изучению связи мозга резко оживился.

В ХIХ веке – появились первые теории «как процессы психологические связаны с деятельностью человека?»

В начале ХIХ века Франц Йозеф Галль – австрийский врач и анатом, выдвинул теорию о «френологии» и стал её основателем.

(лат. «теория способностей»).

Френология пыталась объяснить, почему люди проявляют интерес в той или иной деятельности себя лучше остальных.

Развитие способностей связано с развитием соответствующей области мозга, если эта область развита лучше, чем у других люде, то у данного индивидуума способность будет ярко выражена.

В этой теории каждой области была приписана способность.

Наши рекомендации