Вопрос № 4. Учебная деятельность и особенности межличностного взаимодействия школьников.

? Учебная деятельность младшего школьника.

С поступлением ребенка в школу система «ребенок — учи­тель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит сово­купность всех благоприятных для жизни условий: впервые отно­шение «ребенок — учитель» становится отношением «ребенок — общество».

& В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Ситуация «ребенок — учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, — значит, и дома хорошо, и с детьми тоже хорошо.

Эта новая социальная ситуация развития ребенка связана с появлением в его жизни учебной деятельности. Общение непосредственно включено в нее, протекает в процессе ее, при обсуж­дении результатов, и в межличностных отношениях, возникаю­щих в данной деятельности.

Учебная деятельностьнепосредственно направлена на ус­воение знаний из различных наук и культуры. Главное в ней — это обращение человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом. Развитие учебной деятельности происходит в процессе передачи знаний от учителя к ученику.

? Совместная деятельность — необходимый этап развития индивидуальной деятельности. Взаимоотношения при распреде­лении действий и взаимный обмен способами их осуществления составляют психологическую основу и являются движущей си­лой развития собственной активности индивида.

& Для лучшего усвоения учебного материала необходима со­вместная работа со сверстниками.В группе сверстников от­ношения равноправные, а между ребенком и взрослым — иерар­хические. Ж. Пиаже утверждал, что такие качества, как критич­ность, терпимость, умение встать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой.

В отношениях ребенка и взрослого неизбежно разделение функций: взрослый ставит цели, контролирует и оценивает дей­ствия ребенка. Так, любое действие ребенок совершает сначала со взрослым, постепенно мера помощи взрослого уменьшается и сходит на нет, тогда действие интериоризируется(переводится во внутренний план), и ребенок начинает выполнять его само­стоятельно. Возникает замкнутый круг: без взрослого ребенок не может освоить новое действие, но при соучастии взрослого не может полностью освоить действие, поскольку некоторые его компоненты (контроль и оценка) так и остаются за взрослым. По­этому помощь взрослого недостаточна для интериоризации всех аспектов предметных действий.

При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний. В.В. Рубцов на основе экспериментальных иссле­дований заключает, что кооперация со сверстниками и координа­ция точек зрения — основа происхождения интеллектуальных структур психики ребенка. Форма кооперации (тип распределе­ния деятельности) выполняет функцию моделирования содержа­ния интеллектуальной структуры в составе отношений участников деятельности. Развитая форма учебной деятельности — это та, в которой субъект ставит перед собой задачи собственного, изменения.

& Учебная деятельность и игра.

При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту становятся более значимыми игры с достижением извест­ного результата (например, спортивные и интеллектуальные). Роль игры долго недооценивалась в психологии детей школьного, возраста в связи с тем, что она носит скрытый характер: происхо­дит переход от игр, совершаемых во внешних действиях, к играм в воображаемом плане.

Новые формы игровой деятельности способствуют понима­нию сущности вещей и их назначения. С помощью игры ребенок приближает к себе смысл их существования. В младшем школь­ном возрасте игра помогает овладевать нравственными мотивами поведения.

Итак, основные психологические новообразования младше­го школьного возраста —это произвольность и осознанностьбольшинства действий ребенка, их интеллектуализация.К кон­цу этого периода у ребенка возникают новые психологические возможности, но у него еще нет знания, что он собой представля­ет. Решение вопроса «Кто я?» может быть найдено только при осознании разнообразных взаимодействий с действительностью. Находясь в своей микросреде (семья, класс, товарищи по двору, по секции, кружку и т.д.), ребенок постоянно испытывает ее влияние на свой внутренний мир. В этих условиях возрастает роль школы не только в определении социально ценных психоло­гических свойств, которые могут и должны быть сформированы у школьников, но и в координации и корректировке влияний на учащихся других социальных групп, создающих микросреду его развития.

& Психологические особенности подросткового возраста.

Психическая жизнь подростка характеризуется появлением обостренного интереса к своему внутреннему миру, возникает потребность в самоосознании и понимании своей личностной уникальности. Все это выражается в направленности его не на внешний мир, а на самого себя. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в трудностях отношений со взрос­лыми, что сказывается в его негативизме, упрямстве, безразличии

к оценке успехов, уходу из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы — в поисках друга, детских ком­паний и того, кто может тебя понять.

Самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически, затем подкрепляется физиологическими изме­нениями. Подросток начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что обладает большими правами. Центральное новообразование этого возраста — возникновение чувства взрослости:он отвергает свою принад­лежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, пол­ноценной взрослости, однако есть огромная потребность в при­знании его взрослости окружающими.

& Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества подростка и взрослого в разных видах деятельности, где он зани­мает место помощника взрослого Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Забота о близких, их благополу­чии принимает характер жизненной ценности. Психологи под­черкивают необходимость использования помощи подростков в соответствующих занятиях взрослых.

& Интеллектуальная взрослость подростка выражается в его стремлении что-то знать и уметь по-настоящему. Это стиму­лирует развитие познавательной деятельности, содержание кото­рой выходит за пределы школьной программы (посещение круж­ков, музеев и т.п.). Значительный объем знаний у подростков — результат самостоятельной работы. Учение приобретает для та­ких школьников личностный смысл и превращается в самообра­зование.

Стремление подростка быть взрослым вызывает сопротивле­ние у окружающих людей. На самом деле существует расхожде­ние между его возможностями и желаниями, стремлениями, по­этому никакого места в системе отношений со взрослыми он еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе. Общение со своими сверстниками — ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Именно на этом этапе развития лично­сти осваиваются нормы социального поведения, морали, устанав­ливаются дружеские отношения.

В этот период учебная деятельность для подростка отсту­пает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается преобладающей, в деятельность об­щения. По-другому складывается система отношений с учителем: то место, которое подросток занимает внутри коллектива, стано­вится даже важнее оценки учителя. В общении реализуется от­ношение к нему как к личности. Деятельность общения чрезвы­чайно важна для формирования личности подростка. Под влия­нием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приво­дит к стабилизации качеств личности.

В конце учебы в школе подросток стоит перед необходимо­стью решать проблему своего будущего. Самоопределение осно­вывается на устойчиво сложившихся его интересах и стремлениях, предполагает учет собственных возможностей и внешних об­стоятельств, опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя, но и пониманием своего места в обществе и назна­чения в жизни.

В учебной и воспитательной деятельности велика роль субъ­ект-субъектного общения педагогов и учащихся, в основе которо­го лежит диало1, а не манипуляция с чужой психикой и не авто­ритетное давление на нее. А.С. Макаренко говорил: «Вынуть личность из отношений невозможно, каковы отношения — тако­ва и личность».

Подростковый период знаменует собой переход к взросло­сти, и особенности его протекания сказываются в дальнейшей жизни.

Практическая работа № 3

Задание 1. Тест «Самооценка»

Стимульный материал (список вопросов)

Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма — 19 баллов, минимальная — 5). Мне нужно прислать сумму баллов

I. Как вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива

2. Участвую в большинстве видов деятельности.

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других

4. Не чувствую, что являюсь членом группы

5. Живу и существую отдельно от нее

6. Не знаю, затрудняюсь ответить

II. Перешли бы вы в другую группу, если бы вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы перейти

2. Скорее перешел бы, чем остался

3. Не вижу никакой разницы

4. Скорее всего остался бы в своей группе

5. Очень хотел бы остаться в своей группе

6. Не знаю, трудно сказать

III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов

3. Хуже, чем в большинстве классов

4. Не знаю, трудно сказать

IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов

3. Хуже, чем в большинстве классов

4. Не знаю

V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов

3. Хуже, чем в большинстве коллективов

4. Не знаю

Уровни групповой сплоченности

• 16 баллов и выше – высокая;

• 12 – 15 балла – выше средней;

• 7- 11 – средняя;

• 5 – 6 – низкая.

Наши рекомендации