М. Дойч: зависимость от контекста

В рамках ситуационного подхода межличностные конфликты рассматриваются в контексте общей системы взаимодействия. Понятие межличностных, или интерперсональных, отношений описывает широкий диапазон форм человеческого взаи­модействия, отличающихся содержанием, направленностью, интенсивностью и глу­биной контактов и т. д.

Дойч: предлагает различать следующие фундаментальные измерения интерпер­сональных отношений (Deutsch, 1985):

1. Кооперация — конкуренция (cooperation — competition). Такие отношения, как «близкие друзья» или «коллеги», относятся к кооперативному полюсу измерения, такие как «политические оппоненты», «личные враги» или «разводящаяся пара» — к конкурентному.

2. Распределение власти (равное или неравное). Также обозначается как «до­минантность — подчиненность», «автономия — контроль» и т. д. «Бизнес-партнеры», «близкие друзья» или «бизнес-соперники» находятся на равном полюсе, «хозяин — слуга», «родитель — ребенок», «учитель — ученик» — на неравном.

3. Ориентация на задачу — социально-эмоционалная ориентация. «Близ­кие друзья», «муж и жена» — социально ориентированы, «интервьюер и по­ступающий на работу», «бизнес-соперники» — ориентированы на задачу.

4. Формальный — неформальный характер отношений. Дойч отмечает, что в неформальных отношениях определение действий, времени и перемещений остается за их участниками, тогда как в формально регулируемых отношени­ях взаимодействие участников детерминируется главным образом соци­альными нормами и правилами. Отношения внутри организации имеют тенденцию быть более формальными, а в клубе — неформальными, отношения между равными чаще имеют неформальный характер, чем отношения между неравными.

5. Интенсивность и значимость. Этот параметр отражает глубинный или по­верхностный характер отношений и связан со степенью взаимозависимости их участников. Отношения в парах «кузины», «продавец и покупатель» име­ют поверхностный характер, в парах «ребенок и родитель» и «психотерапевт и пациент» — интенсивный.

Соответственно этим измерениям Дойч выделяет шестнадцать типов соци­альных отношений (табл. 3-2).

Среди этих типов восемь характеризуют конкурентное взаимодействие, в рам­ках которого могут складываться весьма разнообразные отношения. Это личные враги и разводящаяся супружеская пара, противники в игре и соперники в бизнесе, хулиган и его жертва, квалифицированный сотрудник/руководитель и начинаю­щий работник, представители власти и мятежников, охранники и заключенные. Их взаимодействие может принимать разные формы. Дойч обозначает конкурентные отношения равных участников, находящихся в неформальных отношениях, с соци­ально-эмоциональной ориентацией как «антагонистические», неравных — как «са­домазохистские». Конкурентные неформальные отношения равных участников с социально-эмоциональной ориентацией обозначаются как «соперничество», анало­гичные отношения неравных участников — как «доминирование». Те же отноше­ния равных участников с ориентацией на задачу Дойч называет «конкуренцией», неравных — «борьбой за власть». Наконец,, конкурентные формальные отношения равных участников с той же ориентацией на задачу определяются как «регулируе­мая конкуренция», отношения неравных участников — как «регулируемая борьба за власть».

Таблица 3.2

Шестнадцать типов социальных отношений

    Социально эмоциональные Ориентированные на задачу
Кооперативные Равные Неформальные Формальные Неформальные Формальные
А) «интимные» А) товарищи А) решение проблем А) «организованная кооперация»
Б) (влюбленные) Б) (члены клуба) Б) (коллеги) Б) (члены рабочей команды)
В) ухаживание В) социальная вечеринка В) собрание персонала В) совместная работа над решением проблемы с разделением ответственности
Неравные
А) «забота» А) «защита» А) «образовательные» А) «иерархическая организация»
Б) (мать-ребенок) Б) (полицейский-ребенок) Б) (профессор-выпускник университета) Б) (начальник-работник)
В) нянчить В) помогать В) совместная неформальная работа над исследовательским проектом под руководством профессора В) начальник дает работнику конкретное задание
Конкурентные Равные
А) «антагонистические» А) «соперничающие» А) «конкуренция» А) «регулируемая конкуренция»
Б) (личные враги) Б) (разводящаяся пара) Б) (противники в неформальной игре) Б) (бизнес — конкуренты)
В) борьба В) соперничество за внимание ребенка В) попытки выиграть очко у другого В) торги за контракт против друг друга
Неравные
А) «садомазохистские» А) «доминирование» А) «борьба за власть» А) «регулируемая борьба за власть»
Б) (хулиган — жертва) Б) (эксперт — новичок) Б) (власть — мятежники) Б) (охрана — заключенные)
В) мучение В) запугивание В) партизанская война В) приказание заключенным идти в ногу

Каждый тип социальных отношений (А) обозначен названием, (Б) иллюстрируется в терминах людей, которые могут находится в таких отношениях и (В) иллюстрируется типом активности, которая может иметь место в таких отношениях.

То, что Дойч не использует термин «конфликт», вовсе не означает, что для него эти отношения не являются конфликтными. Для многих рассуждений Дойча харак­терно фактическое отождествление конфликта с конкуренцией. Большинство его работ посвящено сравнению типов взаимодействия, развивающихся в рамках коо­перативного или конкурентного контекста, межгрупповых и внутригрупповых от­ношений.

Наши рекомендации