Этап 5. Сюжетно-ролевая игра «Собеседование»

Участникам предлагается разыграть сюжет на тему «Собеседование», в котором проявляется какой-либо вид дискриминации.

Возможные сюжеты

Сюжет 1.Дискриминация в ситуации приема на работу.

Роль руководителя (мужчины). Во время собеседования при при­еме на работу работодатель сообщает девушке, претендующей на вакансию, что ее кандидатура отклоняется, так как должность на­чальника отдела, на которую объявлен конкурс, должна быть занята мужчиной. В представлениях работодателя молодая девушка (25 лет), не замужем, даже с хорошим образованием и опытом работы по специальности не может справиться с работой руководителя. Кро­ме этого, работодатель опасается, что она выйдет замуж и уйдет в декрет, что экономически невыгодно организации.

Роль кандидата на вакансию (женщины). В такой ситуации со­беседования участница выстраивает свой ответ, опираясь на соб­ственный опыт, фантазию и желание разрешить ситуацию в свою пользу. В процессе собеседования она пытается изменить преду­беждение работодателя.

Сюжет 2.Дискриминация в ситуации продвижения в должности.

Роль руководителя (мужчины). Он вызывает подчиненного (жен­щину), потенциального кандидата на должность заместителя. Он со­общает ей, что отклоняет ее кандидатуру, так как считает, что она не справится с обязанностями управленца, потому что женщинам не свойственно логическое мышление, сдержанность. Кроме этого, руко­водитель считает, что новая должность потребует посвящать больше времени работе, что затруднит выполнение семейных обязанностей для женщины.

Роль подчиненного (женщины). В такой ситуации собеседования участница выстраивает свой ответ, опираясь на собственный опыт, фантазию и желание разрешить ситуацию в свою пользу.

Сюжет 3.Дискриминация в ситуации повышения квалификации.

Роль руководителя (мужчины). Он отказывает подчиненной (женщине) в оплате курсов повышения квалификации, но собира­ется оплатить их другому сотруднику — мужчине.

Роль подчиненного (женщины). В такой ситуации собеседова­ния участница выстраивает свой ответ, опираясь на собственный опыт, фантазию и желание разрешить ситуацию в свою пользу. Она пытается выяснить причины отказа, так как знает, что вместо нее оплата за курсы будет произведена другому сотруднику-мужчине.

Примечание

Сюжеты даны схематично, поэтому участники, вызвавшиеся играть участников собеседования, сами предлагают конкретные черты организации и персонажей. Ролевая игра обычно проходит в оживленной форме, и участники проявляют свои творческие спо­собности.

До начала проигрывания каждого сюжета участники получают небольшие листочки, на которых написано содержание их роли и 2-3 минуты обсуждают их: придумывают место и время, где проте­кают события; дают имена персонажам; обсуждают итог собеседо­вания.

Желательно ввести ограничение по времени на разыгрывание сюжета — не более 15-20 минут. На усмотрение ведущего занятия или по решению группы могут быть разыграны не все сюжеты или добавлены сюжеты, предложенные самой группой.

Этап 6. Обсуждение результатов

После разыгрывания сюжетов проводится обсуждение в группе, где каждый участник занятия, включая игравших роли, говорит о соб­ственных впечатлениях, опираясь на следующие позиции.

• Насколько типичными/нетипичными показались вам сюжеты, изображающие ситуации принятия кадровых решений?

• Какие гендерные установки проявились в высказываниях, позиции или поведении руководителя и подчиненных?

• Кому вы симпатизировали/к кому почувствовали неприязнь в хо­де разыгрывания сюжета?

• Проявились ли в восприятии сюжета ваши гендерные установки?

Контрольные вопросы

1. Как понимается установка в психологии, и из каких компонентов она состоит?

2. В чем заключается существенное отличие между стереотипом и предубеждением?

3. Перечислите несколько возможных гендерных предубеждений.

4. Что такое дискриминация по признаку пола? Перечислите ее виды.

5. Как гендерные предубеждения могут проявляться и поддерживать дискриминацию по признаку пола?

Литература

1. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - С. 236-237, 240-241, 303-305.

2. Годфруа Ж. Что такое психология. Т 2. — М., 1992.

3. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995.

4. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О. А. Ворониной. — М.: МЦГИ, 2001.

Приложение

Наши рекомендации