Коррекция. Сущность коррекционно-развивающего обучения

Коррекция (от лат. correctio – улучшение, исправление)– система психолого-педагогических мероприятий в сочетании с медицинской помощью, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития человека (минимизация дефекта – сведение последствий нарушений к минимуму).

Коррекция может быть прямой и косвенной. Прямая коррек­ция заключается в проведении тренинга сиспользованием учи­телем специальных дидактических материалов и приемов воздействия, планирования содержания и прогнозирования резуль­татов коррекционной работы во времени. При косвенной коррекциипредполагается, что в процес­се обучения наступает продвижение в развитии ребенка, корри­гируется его психомоторная и мыслительная деятельность. Пу­тями коррекции при этом выступают обогащение, исправление имеющегося опыта, формирование нового.

В употреблении понятия «коррекция» правильнее вести речь о коррекции нарушенного развития, а не дефекта, так как скорригировать дефект можно лишь в отдельных случаях, например, при дислалии. Необходимо также различать понятия «педагогическая коррекция» и «коррекционная педагогика». В первом случае имеется в виду работа с неглубокими нарушениями (чаще поведенческие отклонения), во втором случае – глубокими, т.е. с теми, которыми занимается сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.

В последние десятилетия сложился принцип коррекционно-развивающего обучения, который предполагает слияние коррекционной работы с учебным процессом. В учебных планах всех типов специальных школ, кроме базового и школьного компо­нента, выделяются коррекционные блоки предметов. Это может быть развитие слухового восприятия, ориентировка в простран­стве, социально-бытовая ориентировка, логопедические занятия и др. Современные авторы нередко представляют коррекцию как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Основные направления коррекционной работы:

• коррекция сенсорики (деятельность анализаторов);

• коррекция моторики (физическое развитие);

• коррекция познавательных функций (мышление, па­мять, речь и др.);

• коррекция эмоционально-волевой сферы;

• коррекция личности.

Средства коррекции условно можно разделить на традици­онные и нетрадиционные (альтернативные). Наиболее распрост­раненные (традиционные) –это игра, учеба, труд, внеклассная работа, общественно-полезная деятельность, режим, лечебно-профилактические мероприятия (сбалансированное питание, витаминизация, закаливание, медикаментозное и физиотерапев­тическое лечение) и др. При этих средствах коррекция в основном достигается косвенным образом.

В последнее время приобретают популярность такие средства коррекции, как сенсорный и психомоторный тренинг, леготека (лего – игры конструктивного содержания), ароматерапия, иппотерапия (от греч. слова «иппо» – лошадь), арттерапия, музыкотерапия и др. Присутствие во многих названиях слова «терапия» подчеркивает лечебный, но не медикаментозный эффект. В современной отечественной практике перечисленные средства выступают как нетрадиционные. Очень важно при выборе средств коррекции делать опору на социально значимое содержание материала.

Принципиально значимыми положениями в программе коррекционно-развивающего обучения и воспитания являются сле­дующие:

· принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

· анализ социальной ситуации развития ребенка и его се­мьи;

· включение родителей в коррекционно-педагогический процесс;

· расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;

· формирование и коррекция высших психических функ­ций в процессе специальных занятий с детьми;

· реализация личностно-ориентированного подхода к вос­питанию и обучению детей через изменение содержания обу­чения и совершенствование методов и приемов работы;

· активизация эмоционального реагирования и эмоцио­нальных проявлений в прак­тической деятельности, общения детей и формирования адекватного поведения;

· расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского со­трудничества между детьми;

· определение базовых достижений в каждом возрастном
периоде.

Реализация принципа коррекционной направленности дея­тельности в специальном учреждении возможна при следующих педагогических условиях:

1) Целостное воздействие педагогического процесса на лич­ность ребенка.

2) Адаптация средств педагогического процесса к особен­ностям познавательной деятельности и направленность этих средств на максимально возможную мобилизацию способностей учащихся, на овладение элементами социальной культуры в неадаптированном виде.

3) Ориентация на формирование высших психических функций с акцентом на их осознанность и произвольность.

4) Опора на предметно-практическую деятельность уча­щихся с обеспечением ее интеллектуализации и вербализации на уровне внешней и внутренней речи.

5) Использование специальных коррекционных приемов в процессе обучения.

6) Выполнение учащимися заданий, соответствующих по уровню трудности зоне их ближайшего развития.

7) Специально организованный процесс познания ребенком своих слабых и сильных сторон.

Таким образом, коррекция достигается посредством адапта­ции содержания обучения к особенностям познавательной дея­тельности учащихся, учета актуального уровня и зоны ближай­шего развития, использования наглядности, замедленности процесса обучения, повторения и тренировочных упражнений, структурной простоты материала, индивидуального подхода.

Значение ранней коррекции в формировании и развитии лич­ности ребенка с дизонтогенезом огромно. Чем раньше будет на­чата коррекционная работа, тем с меньшими затруднениями бу­дет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие. Оказание ранней комплексной помощи позволяет более эф­фективно компенсировать отклонения в психическом развитии ребенка «группы риска», тем самым смягчить вторичные отклоне­ния. В результате коррекции в раннем возрасте до 30% детей к 6 месяцам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюда­ется стойкий положительный эффект. Это помогает сократить число детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализи­рованных учреждений. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обес­печив тем самым полноценную жизнь ребенка.

Наши рекомендации