Тема 12. Психологическая природа самосознания личности. Механизмы психологической защиты

Задание 12.1. Ответьте на вопрос.

Что означает термин «неадекватная самооценка»?______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12.2. Перечислите механизмы психологической защиты с позиции З.Фрейда и А. Маслоу.

З. Фрейд А. Маслоу
     
Назовите и дайте характеристику единственному механизму«успешной» психологической защиты, по мнению З.Фрейда. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Пользуясь психологическими словарями, дайте определение следующих понятий:

Самооценка -________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________

Самосознание - ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень притязания – _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Механизм психологической защиты –___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образ - я –___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я-концепция –________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вытеснение – механизм психологической защиты__________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проекция -____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реактивные образования - ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рационализация -______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания для самопроверки по разделу III

Выберите несколько вариантов из числа предложенных

1. Компоненты структуры самосознания и я-концепции

1) мотивационный 2) поведенческий

3) когнитивный 4) чувственно-сенсорный

5) эмоционально-оценочный

2. Появление сознания как высшей формы психического отражения связано с появлением

1) речи как средства общения

2) повышенной чувствительности к абиотическим стимулам

3) целенаправленных процессов

4) таксисов как формы поведения

5) способности к научению

3. К традиционному психоаналитическому списку А. Маслоу добавляет следующие механизмы психологической защиты

1) изоляция; 2) комплекс превосходства

3) десакрализация; 4) комплекс Ионы

4. «Сверх-Я» как сознательный компонент структуры личности З.Фрейда включает в себя следующие подсистемы

1) совесть 2) супер-эго

3) эго-идеал 4) мечты

5. Свойствами личности, которые лежат на пересечении четырех подструктур, по К.К. Платонову, являются

1) направленность 2) способности

3) характер 4) темперамент

6. Самосознание личности, по К.К. Платонову, отличается от сознания следующими характеристиками

1) функциями 2) объектом отражения

3) механизмами формирования 4) природой

7. Характеристиками личности как социокультурной реальности являются

1) роль 2) позиция

3) способности 4) статус

8. Критериями построения теории личности, по К.К. Платонову, являются

1) отношение биологического и социального

2) обоснование и выделение групп психологических свойств

3) внутренняя близость черт

4) иерархическая зависимость подструктур

Установите соответствие

9. Соотнесите личностную подструктуру и её содержание, по теории К.К. Платонова

ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
а) направленность 1. темперамент
б) опыт 2. ощущения
в) психические процессы 3. умения
г) биопсихические свойства 4. желания
  5. характер

10.Соотнесите механизм психологической защиты и его характеристику

МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ХАРАКТЕРИСТИКА
а) вытеснение 1. Отделение вызывающей тревожность ситуации от остальной части души.
б) изоляция 2. Избавление от внутреннего конфликта по средствам удаления его из сознания.
в) отрицание 3. Возвращение к более раннему способу реагирования на ситуацию.
г) регрессия 4. Попытка игнорировать события действительности, которые беспокоят «Эго».
5. Обеднение собственной жизни посредством отказа относиться к чему-нибудь с глубокой серьёзностью и вовлечённостью.

Выберите один правильный ответ

11. Механизм успешной защиты, по З. Фрейду

1) сублимация 2) рационализация

3) вытеснение 4) отрицание

12. Механизм психологической защиты, связанный с самообманом, проявляющийся в нахождении приемлемых причин для обоснования «неправильных» действий и мыслей

1) проекция 2) рационализация

3) реактивные образования 4) регрессия

13. Всё, что происходило и происходит с человеком, частный личный мир любого человека, согласно К. Роджерсу, фиксируется в понятии

1) самость 2) феноменальное поле

3) самоактуализация 4) личное бессознательное

14. Личностный принцип в науку был введён

1) А.Н. Леонтьевым 2) С.Л. Рубинштейном

3) А.Ф. Лазурским 4) Петровским А.В.

Восстановите последовательность

15. Правильная иерархия подструктур личности, по К.К.Платонову

1) опыт

2) биопсихические свойства

3) направленность

4) психические процессы

Вставьте пропущенное слово

16.____________________________ этопсихическая активность, специфические приёмы переработки информации, которые предотвращают внутриличностный конфликт.

17. Направленность– это совокупность устойчивых______________________, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий.

Список литературы

1. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебное пособие для вузов / А. Г. Маклаков. - Москва; Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 582 с.

1. Столяренко, Л. Д. Психология [Текст]: учебник для вузов: / Л. Д. Столяренко. - Москва; Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 591 с.

2. Марцинковская, Т. Д. История психологии [Текст] : учебник для студентов психологических вузов / Т. Д. Марцинковская. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2007. - 538,

3. Слободчиков, В. И. Психология человека [Текст] : введение в психологию субъективности : учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2014. - 359 с

б) дополнительная учебная литература:

4. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов. - Изд.5-е; испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2006. - 363 с. - Библиогр.: с. 355-360. - ISBN 5756702741

5. Караванова, Л.Ж. Психология. Учебное пособие для бакалавров / Л.Ж. Караванова. - М. : Дашков и Ко, 2014. - 264 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-02247-0; То же [Электронныйресурс].URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221288

6. Лаптева Ю.А., Фёдорова Н.И. Психология человека: краткий словарь основных терминов и понятий [Текст]. – Новокузнецк, 2007. - 98 с.

7. Мандель, Б. Р. Психология развития. Полный курс [Электронный ресурс] : иллюстрированное учебное пособие / Б.Р. Мандель. - Электронные текстовые данные. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 743 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279644

8. Марцинковская Т. Д. Общая и экспериментальная психология [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» / Т. Д. Марцинковская, Г. В. Шукова. - Москва: Академия, 2013. – 362.

9. Психология и психоанализ характера [Текст] : Хрестоматия / [Ред.-сост. Д. Я. Райгородский]. - Самара : Бахрах, 2002. - 639 с.

Наши рекомендации