День. Уверенное поведение в конфликтных ситуациях
Структура личности.
Эрик Берн обратил внимание, что один и тот же человек в разные моменты времени может вести себя настолько по-разному, что возникает впечатление, как будто мы имеем дело не с одним человеком, а с разными людьми. Он предположил, что в каждый отдельный момент времени люди могут находиться в одном из эго-состояний, которые представляют собой особые наборы чувств и переживаний, связанные с определенным паттерном поведения.
Эрик Берн предложил выделять 3 эго-состояния личности: Родитель, Ребенок, Взрослый:
Родитель. (Экстеропсихика)
Находясь в Родительском эго-состоянии, человек воспроизводит поведение своих реальных родителей или других лиц, облеченных властью, которые в детстве произвели на него большое впечатление.
Он может воспроизводить суждения, предписания, лозунги, стандарты, эмоциональные реакции, оценки и многое другое. Если он критикует того, кто ему чем-то мешает, что-то этому человеку запрещает или предписывает, такое эго-состояние называют ограничивающий Родитель. Если же он кого-нибудь ограждает от опасности, высказывает поддержку, успокаивает, предписывает что-то, проявляя заботу, такое эго-состояние называют Поддерживающий Родитель.
Родитель может быть благополучным (с чувством «со мной все в порядке») и неблагополучным (с чувством «со мной не все в порядке»).
Ребенок. (Археопсихика)
Находясь в эго-состоянии Ребенка, человек воспроизводит ощущения, переживания, суждения, поведение, характерные для него в прошло, когда он был маленьким. Если нынешняя ситуация какими-то важными деталями напоминает ему ситуацию далекого прошлого, в настоящий момент могут возникать сходные эмоциональные состояния, проигрываться сходные мысли и воспроизводиться подобное внешнее поведение.
Если, находясь в эго-состоянии Ребенка, человек действует под влиянием Родителя, соглашаясь с требованиями или уклоняясь от их выполнения, можно сказать, что он находится в состоянии Адаптированный Ребенок. Если же он воспроизводит мысли, чувства и поведение, которые были характерны для него в детстве, когда он действовал самостоятельно в проявлении творчества, гнева и любви, это состояние Естественный Ребенок.
Ребенок может быть благополучным (с чувством «со мной все в порядке») и неблагополучным (с чувством «со мной не все в порядке»).
Взрослый. (Неопсихика)
Во Взрослом эго-состоянии человек находится в максимальном контакте с реальностью. Паттерн его чувств, мыслей и внешнего поведения непосредственно связан с важными аспектами текущей ситуации. Взрослый принимает информацию, перерабатывает ее, передает ее другим, принимает решения, планирует и целесообразно действует, находясь в контакте со своими чувствами.
Иногда мы принимаем за истину некоторые необоснованные верования Родителя или иллюзии Ребенка. Такие убеждения в трансактном анализе принято называть засорениями, или контаминациями.
Засорение от Родителя проявляется как предрассудки — упорно поддерживаемые мнения, которые не подтверждаются объективными фактами.
Засорение от Ребенка — это необоснованные выводы, сделанные человеком в раннем детстве и сохранившиеся до более позднего возраста. Мышление маленького ребенка сильно отличается от мышления взрослого: оно эгоцентрированно, часто непоследовательно, не учитывает важных свойств реальности и обстоятельств, крайне эмоционально. Детские контаминации, в отличие от родительских предрассудков, иногда называют иллюзиями.
Анализ взаимодействия.
Обращаясь к какому-либо человеку, мы находимся в каком-то конкретном эго-состоянии: Родителе, Взрослом или Ребенке. При этом наше сообщение предназначено какому-то конкретному эго-состоянию адресата. Отвечая нам, партнер тоже находится в конкретном эго-состоянии и обращается к какому-то нашему эго-состоянию. Такой обмен сообщением и ответом называется трансакцией.
Первое правило коммуникации: До тех пор пока трансакции остаются параллельными, коммуникация может продолжаться очень долго и без существенных изменений эмоционального состояния партнеров.
Второе правило коммуникации: При пересекающейся трансакции происходит разрыв коммуникации, и для ее восстановления одному или обоим участникам коммуникации необходимо изменить эго-состояние.
Третье правило коммуникации:Обращаясь к партнеру, коммуникатор приглашает его занять комплементарную позицию. Партнер может сознательно выбирать эго-состояние, из которого даст ответ, однако существует тенденция отвечать из того эго-состояния, к которому обращена реплика партнера.
Четвертое правило коммуникации: Если трансакции двойные, то все происходящее между партнерами — результат скрытых сообщений.
Пятое правило коммуникации: Мы можем сознательно управлять эмоциональным тоном разговора, выбирая эго-состояние, из которого обращаемся к партнеру.
Э. Берн предлагал три способа распознавания эго-состояний.
Первый — угадать его по внешним признакам. Для этого нужно эти признаки знать.
Второй — обратить внимание на то, в каком эго-состоянии мы даем ответ на его реплику: возможно, он находится в состоянии, комплементарном нашему. Для того чтобы пользоваться этим способом, нужно периодически рефлексировать свое состояние.
Третий — спросить. Очевидно, что для этого партнер должен уметь распознавать свои эго-состояния и быть готовым дать честный ответ.
ПРАКТИКУМ
Цель работы: Изучение закономерностей взаимодействия, обусловленных состояниями личности общающихся.
Упражнение 1:После ознакомления с примерами вербальных проявлений, определить из какого эго-состояния была сказана реплика.
Упражнение 2: Используя таблицы проявлений эго-состояний Родителя, Ребенка и Взрослого, участники должны были придумать ответ за человека на картинке, если бы он находился в каждом эго-состоянии.
Рефлексия: в ходе упражнения я поняла, что чаще всего нахожусь в эго-состоянии Родителя. Вхождение в эго-состояние Ребенка не вызывало никаких трудностей, однако трудно было примерить на себя эго-состояние Взрослого, так как это четкие, безоценочные, касающиеся только фактов фразы.
Я считаю, что эта техника очень интересна и полезна для любого человека, так как в жизни человеку надо уметь быть гибким и уметь примерять на себя разные эго-состояния.
Важно уметь различать эго-состояние собеседника, чтобы, учитывая его особенности, строить общение с ним как можно более эффективно.
АНАЛИЗ РЕАКЦИЙ НА КРИТИКУ
Социальное действие – Макс Вебер, автор «понимающего» подхода в социологии, предложил модель анализа поведения людей. Единицей такого анализа является социальное действие. «Действием» Вебер называл лишь такое поведение человека, которое имеет для него субъективный смысл, независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, проявляется ли в активности или сводится к «невмешательству» или «терпеливому приятию».
Действие становится социальным, когда оно по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. М. Вебер говорил, что социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других.
Типы действий:
- Целерациональные социальные действияимеют в своей основе ожидание определенного поведения других людей; человек использует это ожидание в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели. Эти действия ориентированы на цели, средства, побочные результаты действий, а действующий рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, отношение различных целей друг к другу.
формула: «Я хочу добиться (А), и для этого я делаю (Б)».
- Ценностно-рациональные социальные действия основаны на вере в безусловную эстетическую, этическую, религиозную или любую другую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет. Смысл здесь состоит не в достижении внешней цели, а в определенном по своему характеру поведении как таковом. Ценностно-рационально действует тот, кто, невзирая на возможные последствия, следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, религиозных предначертаниях, благочестии или важности предмета любого рода. Такое поведение подчинено заповедям или требованиям, в повиновении которым видит свой долг конкретный человек.
формула: «В подобных обстоятельствах мой долг — вести себя (Б), к чему бы это ни привело!»
- Аффективные социальные действия обусловлены аффектами или эмоциональным состоянием индивида. Аффективное действие находится на границе, а часто даже за пределами осмысленности. Оно может быть реакцией на знакомую ситуацию, а может быть не знающим препятствий реагированием на совершенно необычное раздражение. Особенность аффективных действий в том, что действующий человек не задается вопросами: «Для чего, зачем, ради чего я это делаю».
Формула аффективного социального действия выглядит примерно так: «Я делаю им (Б) потому, что они мне сделали (А)».
- Традиционные социальные действия основаны на длительной привычке. Это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Традиционное действие также находится на границе или за пределами осмысленности. Большая часть повседневного поведения людей соответствует именно этому типу действий.
Формула традиционного социального действия выглядит так: «Я делаю (Б) потому, что так принято».
Психологические механизмы реагирования на критику
Первым включается Ребенок. Он проверяет поступающее сообщение на предмет содержащейся в нем угрозы, в частности, на «обидность». Если сообщение «задевает» неблагополучного Ребенка, он не может удержаться и реагирует в ответ с помощью своих специфических способов реагирования, названных Берном Детскими адаптациями. Наиболее часто встречаются три Детских способа адаптационного реагирования на ситуацию, когда могущественная парентальная фигура выражает ребенку неодобрение и заставляет его подчиниться:
• демонстрация согласия, подчинение;
• уход, самоустранение, психологическое или пространственное отдаление;
• промедление, выжидание, бездействие.
Вторым включается Родитель. В Родительском эго-состоянии содержатся запреты, разрешения, предписания и убеждения. Находясь в Родителе, человек проверяет критическое сообщение на соответствие Родительским нормам. Если Родитель решает, что критическое сообщение по форме или содержанию противоречит его представлениям о правильности, он выражает встречную критику: делает встречное замечание, негативно оценивает поведение оппонента или выражает запрет. Родительская реакция на критику либо задевает в критикующем неблагополучного Ребенка, еще больше усугубляя ситуацию, либо приводит к нарастанию борьбы за доминирующую позицию.
Эго-состояние Взрослого активируется последним. Оно обеспечивает максимальный контакт с реальностью и отвечает за ценностно-рациональные и целерациональные действия. Именно Взрослая реакция на критику оказывается в большинстве случаев наиболее эффективной, поскольку именно она помогает благополучно преодолеть неприятную ситуацию. Между тем необходимо признать, что именно Взрослые реакции в трудных ситуациях встречаются реже всего.
ПРАКТИКУМ
Цель работы: Изучение психологического смысла реакций на критику.
Упражнение:каждый участник индивидуально в письменном виде описывает свою реакцию в ситуации, где они подвергались неприятной критике. Далее все участники по очереди зачитывают свои ситуации. Группа высказывает свое мнение по поводу рациональности действий участника. Если действие не выглядит рациональным, задача – установить его тип.
Рефлексия:в ходе выполнения упражнения я вместе с остальными участниками группы установила, что моя реакция на критику была аффективной. Также, аналогичная реакция была выявлена у большинства участников группы. Я поняла, что, реагируя эмоционально, я провоцирую развитие конфликта, переходя «в нападение»: пытаюсь переложить вину со своих плеч на другого человека. Мне следует научиться контролировать свои эмоции, брать паузу на осмысление ситуации.
ПРОВОЦИРОВАНИЕ КРИТИКИ
Метод «АВС» AB C — аббревиатура, образованна я из первых букв слов Antecedent — предшествующие условия, Behavior — поведение и Consequences — последствия. В соответствии с логикой этого метода, прежде всего нам необходимо определить поведение-мишень: то есть поведение, которое мы хотим изменить. В нашем случае это неприятна я критика. Поведение обычно вызывается каким-то ему предшествовавшим запускающим событием (А) и подкрепляется какими-то последствиями (С), которые часто являются реакциями окружающих. Для того чтобы поведение изменилось, можно устранить запускающие стимулы или то, что его подкрепляет. Действуя в соответствии с логикой АВС, для воздействия на поведение оппонента мы можем изменять свое поведение, запускающее критику.