Логико-семантические ошибочные формы

Р Бендлер и Д. Гриндер выявили ряд часто встречающихся классов семантической неправильности, с которой можно часто встретиться в практике психотерапии. Цель узнавания семантически неправильных предложений состоит в том, чтобы понять клиента, выяснить части модели, так или иначе искажающие и обедняющие его опыт. Обычно эти искажения принимают форму, ограничивающую число выборов индивида, что снижает его способность к действию

Причина-следствие

Этот класс семантически неправильных ПС связан с убеждением со стороны говорящего в том, что какой-либо человек может совершить какое-нибудь действие, которое необходимым образом принудит совершить другого человека испытать какое-нибудь чувство. Обычно о человеке, испытывающем это чувство, говорится так, будто у него не было возможности реагировать иначе, например, «Мой начальник ужасно злит меня».

Семантическая неправильность предложений такого типа заключается в том, что ни один человек не может в буквальном смысле создать в другом человеке какого-либо чувства. Следовательно, мы отвергаем предложения такого типа. Эти предложения описывают ситуации, в которых один человек совершает какое-то действие, а другой - реагирует, испытывая те или иные чувства. Между поступком одного человека и реакцией другого никакой необходимой связи не существует, следовательно, предложениями подобного типа описывается модель, в которой ответственность за свои эмоции человек возлагает на других людей или силы, находящиеся вне его контроля. Эмоциональная реакция представляет собой скорее реакцию, порожденную его моделью, где он не берет на себя ответственность за переживание, которое он мог бы сам контролировать.

Для узнавания конкретных проявлений данного типа семантических неправильностей значение имеет слово-подсказка «но». Оно помогает выявить то, что, по мнению говорящего, обусловливает невозможность желаемого и обязательность не желательного: «Я не люблю быть строгим, номоя работа требует этого от меня».

Чтение мыслей

Этот класс семантически неправильных ПС связан с убеждением со стороны говорящего в том, что он знает, о чем думает, или, что чувствует другой человек, не располагая прямым сообщением об этом со стороны второго человека. Например, «Вера сердится на меня», или « вы понимаете, что я хочу сказать».

Чтение мыслей возникает тогда, когда человек предполагает или знает, не имея непосредственного доказательства, что другой человек думает или ощущает. Люди часто делают такие предположения. Иногда это является интуитивной реакцией на некоторые невербальные сигналы, которые мы замечаем не бессознательном уровне. Часто это является выдумкой или транспонированием наших мыслей и чувств, которые мы бы испытали в такой ситуации. Те, кто использует чтение мыслей, часто думают, что они правы, но это не является гарантией того, что так оно и есть.

Проверить собственную правоту можно простым способом – спросить у партнера по общению, насколько верно это предположение. Для кого-то это становится непреодолимым препятствием.

В поверхностных структурах чтения мыслей передаются чувства, связанные с ограниченностью в выборе возможностей, так как они уже решили для самих себя, что именно думают и чувствуют другие люди. Поэтому они реагируют на уровне собственных допущений и предложений относительно мыслей и чувств других людей. На самом деле эти допущения могут оказаться ошибочными.

В случае чтения мыслей люди систематически отказываются выражать собственные мысли и чувства исходя из предположения о способности людей, знать, что именно он думает и ли чувствует.

Существует два основных типа чтения мыслей. В первом варианте человек предполагает, что он знает о том, что другой думает, например:

«Ему не понравился подарок, который я ему подарила»

«Он был разгневан, но не показывал вида»

Второй тип чтения мыслей является зеркальным отражением первого и предоставляет другим людям власть читать ваши мысли. Как правило, это используется для того, чтобы затем упрекнуть их в том, что они не понимают вас, когда вы думаете, что они должны были понять, например:

«Если бы ты любил меня, то ты бы знал, чего я хочу»

«Ты что, не знаешь, как я себя чувствую?!»

«Тебе следует знать, что мне это нравится».

Человек, использующий такие паттерны, с не может понятно объяснить другим, чего он хочет, предполагается, что другие люди каким-то образом должны знать об этом. Такие ошибочные формы часто приводят к серьезным нарушениям коммуникации, к ссорам, разногласиям и скандалам.

Способ подвергнуть сомнению чтение мыслей заключается в том. Чтобы спросить, каким конкретно образом он узнает, что вы думаете. Или, в проектируемом чтении мыслей, как именно , по вашему мнению он должен знать, что вы чувствуете.

Когда задается вопрос: «Как вы узнаете…?», - ответом часто является некоторое убеждение или обобщение. Например:

-Дима не обращает на меня никакого внимания.

-Как вы узнаете, о том, что Дима не обращает на вас никакого внимания?

-Потому, что он никогда не делает того, что я говорю.

Таким образом, в модели данного индивида «делать то, что я говорю» равнозначно «обращению внимания на меня». Это - сомнительное предположение.

3. Потеря субъекта (утраченный перформатив)

Потеря субъекта выражается в утверждениях, принимающих форму обобщения по поводу мифа. Обычно это суждения типа: «Так нельзя поступать», «Это нехорошо», «Дурно оскорблять чувства других людей». Отличительной чертой этих ПС является то, что по форме они представляют собой генерализации о мире, и в языковом отношении в этих ПС полностью отсутствуют признаки перформатива.

Эти предложения представляют собой утверждение о модели мира говорящего, это правило, сформулированное им для самого себя. Данная поверхностная структура, преобразованная в глубинную структуру, будет иметь такую форму: «Я заявляю вам, что…». Эта потерянная часть называется перформативом. Согласно данной ГС четко указывается, что именно говорящий индивид является источником генерализации о мире. Использовать восстановление перформатива важно для того, чтобы человек понял, что его генерализации являются не генерализациями о мире, а генерализациями его моделей мира. Опознав их, специалист, оказывающий воздействие может в них усомниться, так что индивид в конечном итоге начинает понимать, что эти генерализации истинны только в его системе верований или только в данный момент времени. Это особенно важно в тех случаях, кода генерализация сужает круг выборов, имеющихся, по мнению индивида, в его распоряжении.

Существует класс слов-подсказок, полезных для идентификации ПС данного класса. Вот некоторые из них: хороший, плохой, чокнутый, сумасшедший, больной, правильный, неправильный, истинный, ложный, единственный (как, например, в предложении: «Есть единственный способ …»).

В случае утраченного перформатива в речи собеседника задайте вопрос, который бы помог восстановить утраченную часть ГС. Например:

-Неправильно полагаться на благотворительность.

Реакция: - Для кого неправильно это?

-Так нельзя поступать.

Реакция: - Кому так нельзя поступать?

Мета-модель является чрезвычайно мощным инструментом в терапии, бизнесе и образовании. Суть ее заключается в том, что люди с помощью слов создают различные модели этого мира, и, следовательно, вы не можете предполагать, что вы точно знаете то, что их слова обозначают.

Мета-модель позволяет собрать высококачественную информацию в тех случаях, когда важно понимать, что люди имеют в виду. Если клиент пришел к терапевту с жалобой на депрессию, необходимо найти, что это значит в модели клиента, а не предполагать, что-либо по этому поводу.

Когда ученик утверждает, что он всегда делает ошибки в геометрических задачах, вы можете поинтересоваться, а был ли вообще когда-нибудь случай, когда он решил геометрическую задачу верно, а также, каким образом ему удается столь упорно делать ошибки в геометрических задачах.

В мета-модели нет вопросов «почему», так как они имеют мало ценности, в крайнем случае, ответы на них содержат оправдания или длинные объяснения, которые не дают для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию.

Мета-модель дает выборы. Ограничивающие убеждения можно идентифицировать и изменять.

При использовании мета-модели существует реальная опасность собрать слишком много информации. Вам следует спросить себя: «Мне действительно необходимо это знать? Какой результат мне требуется?». Один из способов узнать, какое нарушение мета-модели следует подвергнуть сомнению- замечать, какие слова человек выделяет тоном голоса или языком тела. Другой способ – послушать разговор человека в течение нескольких минут и определить. Какую из категорий он использует чаще всего. Она, скорее всего, укажет то место, где его мышление ограничено, и тот вопрос, с которого лучше всего было бы начинать

Важно использовать вопросы мета-модели исключительно в контексте раппорта и взаимно согласованного результата. Ваши вопросы не должны быть слишком прямолинейны, иначе они могут быть восприняты как агрессия. Вместо вопроса «Как именно вы узнаете об этом?» - вы можете сказать: «Мне любопытно понять точно, каким образом вы узнаете об этом?». Разговор не должен превращаться в экзаменационный опрос. Используйте любезный и мягкий тон голоса.

В ежедневной практике мета–модель дает вам систематический способ сбора информации, когда вам необходимо знать более точно, что именно человек имел в виду. Это - умение, которому стоит научиться.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Продолжите список семантически неправильных предложений с нарушением причинно-следственных связей:

· Я бы помог тебе, но я слишком устал

· Я бы ушел в отпуск, но фирма развалится без меня

· Я сникла из-за дождя

· Вы надоели мне (вы заставляете меня испытывать скуку)

-

-

-

-

2. В следующих ПС выделите такие предложения, где содержится заявление, что один человек знает о мыслях и чувствах другого человека:

· Саша мной недоволен

· Ульяна прикоснулась к моей руке

· Я уверен, что ваш сюрприз очень понравился

· Олег заявил мне, что очень зол

· Я знаю, что его радует

· Я знаю, что для вас лучше

· Мне очень легко говорить с тобой

· Ты понимаешь, что я хочу сказать

· Вы видете. Как я к этому отношусь

Рекомендуемая литература:5,20,59,67,120


Наши рекомендации