Классификация видов конфликтов

Социальная психология

Основные структурные компоненты конфликта

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Объект конфликта— материальная, социальная или духовная ценность, лежащая на пересечении взаимных интересов сторон,
к обладанию или использования которой стремятся оба оппонента

Предмет конфликта – то, из-за чего возникает конфликт, т.е. объективно существующая или воображаемая проблема, служащая источником раздора между сторонами, то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противобо рство.

Образ конфликтной ситуации – отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (потребности, интересы, цели, идеалы, убеждения).

Позиции конфликтующих сторон – то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

1.Участники конфликта, субъекты – это люди, которые вовлечены в конфликтную ситуацию.

Выделяют несколько групп участников.

· Основные участники конфликта, или противоборствующие силы. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент»,

· Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т. д.

· Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта (подстрекатель, организатор и др.).

2.Предмет (содержательная сторона) - характеристики объекта, по поводу которых разворачивается противоречие. Предметом конфликта выступает противоречие, которое присутствует на протяжении всей конфликтной ситуации. Наличие противоречия заставляет оппонентов вступать в борьбу. Противоречие конфликта бывает объективным и воображаемым и проблемным для конкретного субъекта;

3. Взаимоотношения между участниками

4. Внешняя (социальная среда), в которой разворачивается конфликт. Среда выступает помогающим или мешающим фактором для оппонентов и для медиаторов, так как способствует пониманию целей, мотивов, зависимостей, движимых участниками.

Объект конфликта — то, что сосредотачивает на себе внимание субъектов. Его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. То из за чего произошел конфликт

Предмет конфликта - объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта; противоречие, из-за которого стороны вступают в противоборство.

Задачи

  • Феномен взаимодействия между людьми, в т.ч. общение.
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных образований.
  • Массовые психические явления.
  • Собственно психологические механизмы социальных влияний на человека и его общности как участников социальной жизни, субъектов социального взаимодействия.
  • Выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей; усовершенствование социальной психологии как системы знаний; исследование проблем в больших группах (классы, нации); исследование проблем в малых группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологичекие проявления личности в коллективе.

Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Место: общая, социология. Дифференциация: промышленная социальная психология, селького хоз-ва, семьи, науки, и т.д. Интеграция: Социальная психология личности, социопсихолингвистика, социально-педагогическая психология и т.д.

Структура Я – концепции

Зеркальное Я состоит из 3х компонентов:

1) Как по вашему мнению вас воспринимают окружающие

2) Как по вашему мнению другие реагируют на то что видят в вас

3) Как вы отвечаете на воспринимаемую вами реакцию других

Отсюда, человек не может воспринимать себя вне зависимости от других людей.

Практикум и инет:

1) когнитивный компонент - образ «Я» (структура представлений о себе самом) - складывается из когнитивных составляющих установок (ролевые, статусные, имущественные, ценностные характеристики человека). Все они входят в образ «Я» с разными весами, т е. образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости.

2) эмоционально-оценочный компонент— переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д. Источниками оценочных суждений человека о самом себе могут стать:

• социокультурные стандарты и нормы социального окружения;

• социальные реакции других людей (их субъективная интерпретация);

• индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные человеком в течение жизни.

3) поведенческий компонент - действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.

Социализация личности

Социализация - сложный многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения им общественного опыта и реализации собственной сущности, посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.

Выделяют три сферы, в которых происходит становление личности:

• деятельность;

• общение;

• самосознание.

Институтами социализации личности выступают семья, дошкольные детские учреждения, коллективы; средства массовой информации; официоз, этнопсихология, клубы, ассоциации по интересам и увлечениям: партийные, общественные, религиозные и другие организации и союзы.

В качестве основных механизмов социализации личности выступают различные социальные нормы, эталоны, образцы, модели поведения человека, а также его цели, потребности, мотивы отношения, мировоззрение, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, установки и другие особенности самосознания личности.

В процессе социализации, человек, входя во многие социальные группы, занимает разное положение или социальный статус, обусловленный взаимоотношениями с другими членами группы.

Социальный статус - это ранг или позиция человека в группе во взаимоотношениях с другими группами.

Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Каждый человек имеет множество статусов и выполняет множество социальных ролей. Таким образом, социализацию можно рассматривать как процесс обучения общепринятым способам и методам действия и взаимодействия, что само является процессом обучения ролевому поведению человека.

Понятие малой группы

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Андреева, 2004)

Среди основных признаков малой группы можно назвать следующие:

1) размер – число членов группы;

2) психологический климат группы – нравственно-эмоциональная окраска взаимоотношений в группе;

3) композиция – характеристика входящих в группу членов (численность, половой и возрастной состав национальность, социальное положение членов группы), т. е. индивидуальный состав группы;

4) структура группы – те функции, которые выполняют члены группы, а также состояние формальных и неформальных взаимоотношений в группе;

5) групповые процессы – показатели актуальных социальных отношений, существующих в группе (лидерство – руководство, стадии развития группы, групповое давление и т. д.);

6) групповые нормы – правила поведения, которых придерживаются члены группы.

Перечисленные выше характеристики малой группы являются основаниями, согласно которым классифицируют и изучают малые группы в социальной психологии.

Проблема классификации социальных групп различными исследователями понимается по-разному. Рассмотрим классификацию на стр. 133, предложенную Г. М. Андреевой.

Условные – это группы которые объединяют людей, не являющиеся членами ни одной малой группы. Реальные – действительно существующие объединения людей, которые в полном объеме соответствуют всем параметрам малой группы. Психологи часто в исследовательских целях имеют дело с реальной лабораторной группой, которая создается экспериментатором с целью сопровождения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Эта группа существует только в период проведения эксперимента, после чего распадается. Реальные естественные группы складываются независимо от желания экспериментатора, а возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. Формальные группы – существующие в рамках признаваемых официально организаций. Цели, которым следуют члены этой группы, задаются на основании задач вышестоящей организацией, в которую включена данная группа. Неофициальные группы возникают и существуют вне пределов официальных организаций. Цели, которые преследуют члены таких групп, – это личные интересы и привязанности, как совпадающие, так и отличающиеся от целей официальных организаций. Референтной является любая реальная или условная группа, являющаяся для человека особо значимой, к которой он себя добровольно причисляет или членом которой хочет стать. Цели такой группы, групповые нормы и ценности, формы поведения, высказываемые мысли представляют для человека особую ценность, которым он хочет и старается следовать в жизни. Нереферентная группа не представляет для человека никакой ценности, несмотря на то, что он является ее членом.

Слаборазвитые группы отличает отсутствие прочной психологической общности, взаимоотношения не стабильны, нет четкого распределения обязанностей, признанных лидеров.

Виды малых групп

По порядку возникновения:
первичная группа – это совокупность индивидов, объединенных на основе непосредственных контактов, общих целей и задач и отличающихся высоким уровнем эмоциональной близости и духовной солидарности (семья, группа друзей, ближайших соседей). Для неё характерны следующие признаки:
1) малочисленный состав;
2) пространственная близость членов;
3) длительность существования;
4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения;
5) добровольность вступления в группу;
6) неформальный контроль за поведением членов.
вторичная группа – сравнительно большая социальная общность, субъекты которой не связаны интимными, близкими связями, социальная связь и взаимодействие в группе носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер. Вторичная группа ориентирована на цель (рабочий коллектив, школьный класс, спортивная команда и др.);

По общественному статусу:
1) формальная группа – группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус. Формальная группа характеризуется четко заданными позициями членов, предписанными групповыми нормами, строго распределенными ролями в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Между членами такой группы устанавливаются деловые отношения, предусмотренные документами, которые могут дополняться личными симпатиями и антипатиями;
2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Официальные документы в такой группе не имеют значения. Группа распадается, когда общие интересы исчезают.

По непосредственности взаимосвязей:
1) условная группа – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Люди, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге;
2) реальная группа – общность людей, существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (учебный класс, производственная бригада).
По уровню развития или сформированности межличностных отношений:
1) группы низкого развития – общности, в основе которых лежат асоциальные факторы, отсутствие общих целей и интересов, характеризуются конформностью или нонконформностью ее членов (например, ассоциация, корпорация и др.);
2) группы высокого развития – общности, в основе которых лежат общие интересы, социальные цели и ценности (например, коллектив).

По значимости:
1) референтная группа – это реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством. Они выполняют нормативную функцию и функцию социального сравнения. В представлениях индивидуума группы могут быть:
«положительными» – группы, с которыми индивид идентифицирует себя и, членом которых, он хотел бы стать.
«отрицательные» – группы, которые вызывают у индивида неприятие.
2) группы членства – это группы, где индивид не противопоставлен группе, и соотносит себя со всеми другими членами, а они себя – с ним.
Другие виды групп:
1) постоянные (существуют длительное время (политическая партия, школа, институт и т. д.)) и временные (существуют непродолжительный период времени (купе поезда, люди в кинозале и т. д.));
2) естественные (семья) и группы психологического и других видов подобия (классы, партии);
3) организованные и стихийные и др.

Институты социализации

Социализация - процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте.

Социализация - это приобретение в процессе воспитания социально значимых свойств личности, отражающих общественное сознание, субординирующих биологически приобретенные ее свойства.

Социализация - сложный многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения им общественного опыта и реализации собственной сущности, посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.

Таким образом, социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидуумом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства личностью социальных связей за счет ее активной, целенаправленной деятельности, активного включения в социальную среду.

два основных типа социализации:

1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;

2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации- родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации- представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.Институтами социализации личности выступают семья, дошкольные детские учреждения, коллективы; средства массовой информации; официоз, этнопсихология, клубы, ассоциации по интересам и увлечениям: партийные, общественные, религиозные и другие организации и союзы.

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д.

Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6–7 лет для ребенка – это главное социальное окружение, которое формирует его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей и т. д. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны – положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э. Берн назвал жизненным сценарием.

Как социальный институт семья имеет следующие функции: репродуктивную, педагогическую, хозяйственно-экономическую, терапевтическую и организации досуга. Дестабилизация института семьи, проявляющаяся в многочисленных конфликтах и разводах, может иметь весьма серьезные социально-психологические последствия, которые сказываются прежде всего на качестве социализации подрастающего поколения. Модели воспитания в семье определяются социальным контролем данного общества и влияют на успешность социализации человека. Поскольку семья рассматривается обычно как самый ригидный институт социализации, она несет в себе относительно большое количество традиционных и патриархальных норм в отличие от школы или производственной группы, которые склонны к значительным изменениям, особенно в кризисный период.

Школа, если рассматривать ее с точки зрения социализации человека, имеет также свои особые функции. Образовательные и социализирующие функции школы различны. Социализирующие функции связаны не столько с обучением и воспитанием, сколько с объективным процессом социальной дифференциации детей в свете их достижений. Функцияэмансипации ребенка от эмоциональной первичной привязанности родителей определяется тем, что ребенок попадает в систему формальных межличностных отношений, где эмоциональные проявления взрослых по отношению к нему обусловлены не столько его личными качествами, сколько учебной деятельностью. Функция усвоения общественных ценностей и норм на уровне социальных стандартов формальной группы является ведущей. Несмотря на то что школьный класс имеет как формальную, так и неформальную структуру межличностных отношений, следует отметить их регламентированность. По сравнению с семьей школа все же обладает более жесткими социальными нормами, нарушение которых сопровождается обязательными формальными санкциями. Функция селекции и распределения индивидуумов применительно к ролевой структуре взрослого общества связана с тем, что в школе ребенок имеет достаточно широкий диапазон социальных отношений с разными людьми, позволяющий апробировать различные социальные роли как на конвенциональном, так и на межличностном уровнях.

Школа является не менее уникальным институтом социализации, чем семья. Во-первых, она определяет социальное становление индивидов на определенном этапе жизненного пути практически во всех странах мира. Пока еще не существует в мире более успешных широко распространенных институтов социализации молодого поколения, имеющих достойную альтернативу современной школе как институту социализации. Во-вторых, школа влияет на социальное становление каждого молодого человека систематически и в течение длительного периода времени (10–12 лет). Социально-психологические закономерности влияния школы на учащихся остаются неизменными вне зависимости от типа школы, места ее нахождения или качества образования, которое она дает. Следует отметить, что социализирующие функции школы привлекают внимание значительно меньшего числа исследователей, чем ее образовательные функции, поскольку образовательные функции являются непосредственными, а социализирующие выступают в качестве побочного эффекта.

Что касается профессиональной группыили трудового коллектива,то их значение в социализации определяется возможностями самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности. Этот институт социализации становится важным на интегративной стадии социального развития. Для взрослого человека семья и работа являются основными социальными сферами жизнедеятельности. Они обеспечивают психологический баланс за счет стимулирования положительных эмоций (радость и интерес). На работе человек проводит много времени, и, если его выбор оказался неудачным, если он испытывает разочарование в своей профессиональной деятельности, это может послужить серьезной причиной для нарушения всех других социальных отношений и способствовать социальной дезадаптации личности.

Виды влияния

·Убеждение – сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей.

Цель: изменение их суждения, отношения, намерения или решения;

· Самопродвижение - Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др.

· Внушение - сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей.

Цель: изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

· Заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передача и усвоение: непроизвольное, произвольное.

· Пробуждение импульса к подражанию - способность вызывать стремление быть подобным себе.

· Формирование благосклонности - привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

· Просьба - обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия

· Принуждение - угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности — это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы.

· Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики — в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя

· Манипуляция - скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей

Эксперименты.

-психолого-педагогический эксперимент, благодаря которому прослеживаются изменения в психике испытуемого в процессе активного вмешательства, воздействия исследователя на испытуемого.
состоит из трех этапов:

1. констатирующий- срез начальных данных

2.формирующий – изменения

3. контрольный – эксперимент по проверке полученных данных

Метод беседы

-План беседы должен быть продуман

-обсуждение интересующего вопроса должно быть в различных ракурсах

-варьирование вопроса, постановка их в удобной для собеседника форме

Метод анкетирования

- эмпирический соц. Психологический метод

- ответы на специально подготовленные вопросы, отвечающие основной задаче исследования

-бывают открытые и закрытые (закрытые нельзя применять к детям)

-именные и анонимные

при составлении анкеты продумываются:

- содержание вопросов

-форма анкеты

-формулировки вопросов (не должны содержать подсказок)

Метод тестирования

Фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуальных психологических различий.

-точность

-простота

-доступность

-возможность автоматизации.

2. Обработки и интерпретации полученных данных

Статистические методы.

-нахождение среднего значения по группе

-придают содержательный смысл полученным данным

3. Коррекции и терапии

Служат, чтобы улучшать (лечить) психику, средствами межличностного взаимодействия (психосоматика)

-телесная терапия

-терапия искусством

-гештальттерапия

-психодрама, моделирующая жизненные ситуации, имеющая личностный смысл для человека

4. методы мотивирования и управления

оптимизации личностных и групповых взаимодействий, направленных на достижение определенных целей (например, учебных, производственных); улучшения планирования, организации, мотивирования и контроля совместной деятельности людей; повышение эффективности обмена информацией (коммуникации) и принятия решений.

5. методы обучения и развития личности или группы

- развитие уверенного поведения

-тренинги межличностных коммуникаций

-тренинги по нравственному потенциалу

-тренинги личностного роста

Исторический аспект

Разрешение конфликтов

Источник конфликта.

Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:

- целей, интересов, позиций;

- мнений, взглядов, убеждений;

- личностных качеств;

- межличностных отношений;

- знаний, умений, способностей;

- функций управления;

- средств, методов деятельности;

- мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;

- понимания, интерпретации информации;

- оценок и самооценок.

Этапы разрешения конфликта (Е. Мелибруда):

1. Определение основной проблемы. Определение проблемы помогает каждому противнику правильно оценить свое поведение и понять другого. Для этого необходимо ответить на вопросы:

а)как я понимаю проблему? Какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и закреплению конфликта?

б) как мой партнер видит проблему? Какие, по его мнению, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта?

в) соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации? (Как показывают исследования, сила аффективной реакции обычно не соответствует значимости конфликтной ситуации.)

г) как можно более лаконично и полно определить нашу общую проблему?

д) в каких вопросах мы с партнером расходимся?

е) в каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?

2. Определение причин конфликта:

а) нужно как можно полнее и правдивее уяснить для себя, что в действиях противника кажется неприемлемым;

б) нужно понять, какие действия в конфликте неприемлемы для партнера;

в) необходимо определить причины возникновения конфликта; некоторые причины имеют типичный, повторяемый характер, а «пусковым» механизмом может явиться самый незначительный повод.

3. Для поиска возможных путей разрешения конфликта стоит ответить на следующие вопросы:

а) что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт?

б) что бы мог сделать для этого партнер?

в) каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?

4. Для совместного решения о выходе из конфликта следует выяснить:

а) каковы вероятные следствия каждого из возможных путей разрешения конфликта?

б)что нужно сделать для намеченной цели?

в) какой из способов разрешения конфликта вызывает у его участников чувство удовлетворения своей конструктивностью?

5. Как только принято совместное решение о выходе из конфликта, надо постараться его реализовать. При этом не следует мысленно вновь и вновь «прокручивать» конфликтную ситуацию, сомневаться в правильности способа разрешении конфликта, бесконечно говорить по этому поводу.

6. На заключительном этапе происходит оценка достигнутого. Если проблему так и не удалось решить, то следует повторить все предыдущие шаги.

Способы разрешения:
конструктивные:

а) соперничество (противоборство) – открытая борьба за свои интересы;

б) сотрудничество – поиск решения удовлетворяющего интересы всех сторон;

в) компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;

г) избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем; Уход от решения проблемы

д) приспособление или уступки – тенденция сглаживать противоречия. поступаясь собственными интересами.

Не конструктивные:
- один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих; обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, межличностные отношения разрушаются

10 правил, способствующих противодействию возникновению конфликтов (Зигерт Вернер, Лючия Ланг):

1Признавать друг друга.

2.Слушать, не перебивая.

3.Демонстрировать понимание роли другого.

4.Выяснить, как другой воспринимает конфликт, как он себя при

этом чувствует.

1.Четко формулировать предмет обсуждения.

2.Устанавливать общие точки зрения.

3.Выяснить, что вас разъединяет.

4.После этого снова описать содержание конфликта.

5.Искать общее решение.

6.Принять общее «коммюнике».

Социальная психология

Классификация видов конфликтов

Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

Конфликт чаще всего рассматривается как конкуренция в удовлетворении интересов. Какую ситуацию можно назвать конфликтной? На этот вопрос отвечает теорема Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, то есть конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

По объему социального взаимодействия конфликты классифицируют на межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные.

Межгрупповые конфликты предполагают, что сторонами конфликта являются социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу. Это может быть конфликт между представителями различных социальных категорий (например, в организации: рабочие и ИТР, линейный и офисный персонал, профсоюз и администрация и т. д.). В социально-психологических исследованиях показано, что «своя» группа в любой ситуации выглядит лучше «другой». Это так называемый феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что члены группы в той или иной форме благоприятствуют своей группе. Это источник межгрупповой напряженности и конфликтов. Основной вывод, который делают из этих закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять межгрупповой конфликт, то необходимо уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая оплата труда и т. д.).

Внутригрупповой конфликт включает, как правило, саморегуляционные механизмы. Если групповая саморегуляция не срабатывает, а конфликт развивается медленно, то конфликтность в группе становится нормой отношений. Если же конфликт развивается быстро и нет саморегуляции, то наступает деструкция. Если конфликтная ситуация развивается по деструктивному типу, то возможен ряд дисфункциональных последствий. Это могут быть общая неудовлетворенность, плохое состояние духа, уменьшение сотрудничества, сильная преданность своей группе при большой непродуктивной конкуренции с другими группами. Довольно часто возникает представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как отрицательных, уменьшается взаимодействие и общение между сторонами, больше значения придается «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.

Группа более устойчива к конфликтам, если она кооперативно взаимосвязана. Следствием этой кооперации являются свобода и открытость коммуникаций, взаимная поддержка, дружелюбие и доверие по отношению к другой стороне. Поэтому вероятность межгрупповых конфликтов выше в диффузных, незрелых, малосплоченных и ценностно разрозненных группах.

Внутриличностный конфликт — это, как правило, конфликт мотивации, чувств, потребностей, интересов и поведения у одного и того же человека.

Межличностный конфликт — это наиболее часто возникающий конфликт. Возникновение межличностных конфликтов определяется ситуацией, личностными особенностями людей, отношением личности к ситуации и психологическими особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного конфликта во многом обусловлены демографи

Наши рекомендации