Модель деятельности педагога-психолога доу

Вступление

В предлагаемой работе дается минимум инструментария педагога-психолога ДОУ. Система психодиагностического анализа базируется на харак­теристиках личности, а также на готовности к школьному обучению. Подробно рассматривается каждый из разделов психического развития, куда входят:

• теоретическое обоснование;

• возрастные особенности проявления каждой функции;

• перечень возможных диагностических методик;

• основные направления коррекции.

В перечне предлагаемых для использования методик указывается.

• название методики в соответствии с теоретическим анализом каждой ее составляющей;

• код источника в соответствии с указанной в конце сборника литературой;

• номер страницы в указанном издании, где можно найти предлагаемую ме­тодику;

• рекомендуемый возраст детей.

В предлагаемых основных направлениях коррекции каждого раздела сферы развития ребёнка также указывается код источника, номер страницы и рекомендуется возраст детей.

Симптокомплексы рисуночных тестов помогут педагогу-психологу ДОУ провести не только качественный, но и количественный анализ возможных проявлений:

• агрессии,

• эмоциональной привязанности к конкретному родителю или члену семьи,

• эмоциональной неудовлетворенности ребёнка семейной ситуацией, в том числе конфликтной и враждебной ситуацией ощущаемой ребенком,

• ревность к братьям и сестрам,

• переживание неполной семьи,

• тип семейного воспитания.

Анализ рисуночного теста ДДЧ позволит педагогу-психологу в ко­роткий срок провести диагностику эмоциональной сферы максимального количества детей, выявив при этом чувства:

• незащищённость

• тревожность

• недоверие к себе

• ощущение неполноценности

• враждебность, агрессивность

• негативизм

• чувство фрустрации

... а также:

• трудности в общении

• депрессивность

• эгоцентризм и эгоизм.

Таблица психологических причин возможных трудностей при обучении в средней школе прогнозирует будущие затруднения в процессе школьного обу­чения конкретного ребенка. Дифференцированная коррекция позволит предот­вратить проблемы еще на этапе дошкольного детства. Предлагается схема психолого-педагогического анализа занятия в системе ДОУ, которая направле­на на анализ методических и психологических затруднений каждого педагога и воспитателя ДОУ, планирование коррекционной работы с целью роста педаго­гического мастерства преподавателей и воспитателей конкретного ДОУ.

Опросник мотивации трудовой деятельности педагогического персонала в ДОУ направлен на выявление ведущей потребностной сферы членов педагоги­ческого коллектива для создания психологического комфорта. С его помощью педагог-психолог поможет администрации спланировать систему оптимального вознаграждения каждого работника, стимулирующую его трудовую деятель­ность

Для составления календарно-тематического плана работы педагога- пси­холога предлагается удобная таблица, позволяющая точно спланировать на год понедельно все виды планируемой деятельности.

Предлагаемая работа была создана в процессе многолетнего отбора прак­тического материала, прошла апробацию в детских садах г. Ставрополя № 20, 46, 37, одобрена Методическим объединением педагогов-психологов ДОУ г. Ставрополя и рекомендуется начинающим практическим психологам системы дошкольных образовательных учреждений в качестве методического пособия.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

СОДЕРЖАНИЕ СФЕР ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

I. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Ощущение - непосредственная связь сознания с внешним миром, пре­вращение энергии внешних раздражений в факты сознания - в информацию.

Восприятие - планомерное и целенаправленное воздействие на поведе­ние человека с целью формирования ценностных ориентации, необходимых для развития личности, подготовки ее к общественной жизни и производст­венному труду.

I Ощущение. Фонематический слух.

II. Целостное восприятие. Сенсорные эталоны.

III. Восприятие по величине.

IV. Восприятие пространственного отношения.

3 г. 1) Ребенок может осуществить выбор карточки определенного цвета или определенной формы по образцу.

2) Ребенок знает название 3-4 цветов, 2-3 формы.

3) Ребенок учитывает цвет и форму в простейших конструкциях.

4) Может выбрать из 3-% предметов разной величины "самый" (б,м.)

5) Понимает значение пространственных предлогов.

4 г. 1) Может выбрать из нескольких одну карточку по названию цвета и формы.

2) Может подобрать предметы или строительные детали по определенной форме.

3) Может сопоставить по величине 5-7 предметов одинаковой формы.

4) Использует в речи слова-предлоги.

5 л. 1) Различает 2-3 оттенка какого-либо цвета.

2) Может сопоставить по величине 7-10 предметов одинаковой формы.

3) Может назвать различия 2-х фигур разной формы.

4) Может разделить сложную фигуру на несколько белее простых.

6-7 л. 1) Знает основные цвета и 2-3 оттенка каждого

2) Различает разновидности геометрических форм.

3) Может сопоставить до зеличине 10 и более предметов.

Коррекция сенсорной сферы

Предмет коррекции сенсорной сферы обусловлен индивидуальным пси­хическим и возрастным развитием ребенка. Цель коррекции - оказание помощи в выработке у ребенка перцептивных действий, состоящих в обследовании предметов и явлений, выделение их характеристик и свойств на основе усвоен­ных сенсорных эталонов, к познанию свойств новых объектов через применение сенсорных эталонов.

Осуществление коррекционных воздействий предполагает создание и реализацию моделей сенсорного развития.

I .Общая модель - это система условий оптимального возрастного развития личности ребёнка в целом:

• расширение, углубление, уточнение представлений ребёнка об окружаю­щем мире;

• использование различных форм ручной деятельности;

• интеллектуальное освоение сенсорных эталонов: уточнение представлений о геометрической форме, пространстве, времени, движений о цвете, музы­ке, цифре и т.д. ;

• щадящий режим, оптимальное распределение нагрузки, доброжелатель­ное общение, контроль за состоянием органов чувств.

II. Типовая модель коррекции сенсорного развития;

1. Организация практических перцептивных действий:

а) показ образца и способа действия с ним;

б) показ образца, а ребенок самостоятельно ищет способы действия с ним;

в) ребёнка обучают обобщённому способу перцептивного действия (срав­нение, анализ, измерение, воспроизведение и др.)

2. Овладение структурным компонентом перцептивного действия, соответст­вующего определённому сенсорному эталону (направленного на воспри­ятие музыки, цвета, формы и т. д.)

3. Поэтапное формирование перцептивного действия (внешнее, практиче­ское, сопровождаемое речью, внутреннее действие в уме).

II!. Индивидуальная модель:

а) определение индивидуальной характеристики психического развития ребёнка, его обучаемости, интересов;

б) выявление ведущей сенсорной системы ребёнка (зрение, слух, двига­тельная активность);

в) выявление особенностн сенсорной сферы ребёнка в целом;

г) составление программы сенсорного развития.

Диагностика внимания

д п/н Внимание Название методики Код ис­точника, стр. Возраст детей
I 1. Методика Т.Е. Рыбакова. 1.9 6-7
2. "Корректурные пробы". Методика Бурдона. 1.14 4-7
3. Методика Пьерона-Рузера. 6.30  
II 4. Концентрация и устойчивость внимания. 1.11 3-7
III 5. Объем внимания. 1.12 5-7
IV 6. Узнавание фигур. 1.18 4-7
7. Куб Линка. 6.29 3-7
8. Методика Пьерона-Рузера. 6-30
9. Переплетенные линии. 12.6 6-7
V 10. Кольца. 12.18 6-7
П. Цифровая таблица. 12.23 6-7
12. S - тест. 12.23 6-7
IV 13. Найди и вычеркни. 11.81,82 4-6

Коррекция внимания

К п/н Внимание Наименование методики Код источ­ника, стр. Возраст детей
, _IlL Упр. на развитие способности к переключению внимания'. 12.26 6-7
2. Упр. на развитие концентрации внимания. 12.27 6-7
.3; Упр. на развитие концентрации внимания и его устойчивости. 12.30 6-7
4. Упр. на развитие устойчивости внимания. 12.32 6-7
5. Упр. на развитие произвольного внимания. 12.33 6-7
6. Упр. на развитие распределения внимания. 12.33 6-7
Упр. на развитие объема внимания. 12.37 6-7
8. Игра "Найди одинаковые предметы". 11.67 4-7
•-"Найди игрушку" ('по описанию). 11.68 5-7
10. ---"ЧТ0 это?" 11.68 5-7
11. ----"Что появилось?" 11.69 4-7
12. ----"Что потерялось?" "Что изменилось?" 11.70;22.16 4-7
13. ----"Найди отличия", "Найди ошибку" П.71,185;2 2.17 4-7
14. ----"Добавь слово". 11.74 4-6
15. -----"Какого предмета в ряду не хватает?" 11.74 4-6
16. -----"Поем вместе". 11.190 6-7
17. -----"Наоборот". 11.191;22.1 7 5-7
18. ----"Запрещенные движения (предметы)." 11.191 5-7
19. -----"Поиск предмета". 11.191 5-7
20. -----"Съедобное - несъедобное \ 22.18 5-7
21. -----"Летает - не летает". 22.18 5-7
22. Сделай так же. 22.18 5-7
23. Найди пару (типа лото). 22.16 5-7
24. Кто больше увидит? 22.17;23.57 5-7
25. Работа с сюжетными картинками (нелепости). 24.23 4-7
26.   Лабиринты. 24.25;23.5-12 4-7
27. Найди такую же картинку. 4-7
28. Построение "заборчика". 24.17,29 4-7
29. Упр., направленные на увеличение объема вни­мания. 19.138-140 6-7
30. Упр., направленные на увеличение уровня рас­пределения внимания 19.141-142 6-7
31. Упр. на усиление концентрации и устойчивости внимания. 19.143-147 6-7
32. Упр. на тренировку переключения внимания. 19.148-149 6-7
33. Упр. на тренировку распределения и избира­тельности. 19.150-154 6-7
34. Построй дорожку. 23.13-20 4-7
35. Быстрее нарисуй. 23.20-23 4-7
36. Найди, кто спрятался. 23.24-34 4-7
37. Найди сходства и различия. 23.35-45 4-6
38. Назови предмет. 23.52 4-7
39. Кто быстрее? 8.417 6-7
40. Кто наблюдательней? 8.418 6-7
41. Корректура. 8.418 5-7
42. Составь картинку. 23.58-62 4-7
43. Почини сапожок, коврик. Подбери заплатку. 23.63-66 4-7
44. Сравни картинки. 23.73-76 4-7
45. Найди одинаковые предметы. 23.77-85 4-7
. 46. Собери бусы и гирлянды. 23.67-72 4-7
         

Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делаю­щие возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания. Важнейшая познавательная функция, лежащая в основе разви­тия и обучения.

3 г. По просьбе взрослого может запомнить не более 2 -3-х слов.

4 г. 1) По просьбе взрослого может запомнить до 5 названий предметов.

2) Выполнять несложное (2-3 последовательных действия) поручения взрослого.

5 л. Может запомнить по просьбе взрослого 7-8 названий предметов. 6-7 л. Может изложить содержание небольшого рассказа или сказки.

I. Логическая память

П. Зрительная память

III. Слуховая память

1. Кратковременная память - точное воспроизведение спустя несколько де­сятков секунд после 1-го предъявления информации.

2. Долговременная память - воспроизведение информации через достаточно длительное время.

3. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зритель­ных образов.

4. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых).

5. Эмоциональная память - это память на эмоциональные переживания.

Диагностика памяти

д п/н Память Название методики Код источ­ника, стр. Возраст детей
I 1. Пиктограмма Л.А. Венгера. 4.64 6-7
2. Опосредованное запоминание А.Н. Леонтье­ва. 4.65 6-7
3. Воспроизведение рассказов. 6.49 5-7
II 4. Тест Мейли. 6.38
5. Воспроизведение визуальных репродукций Векслера. 6.39 5-7
6. Тесг зрительной ретенции Бентона. 6.41 5-7
7. Путаница. 7.24 3-6
8. Методика "10 предметов". 3.20 3-5
га 9. Запоминание 10 слов А.Р. Лурия. 6.43 3-7
10. Воспроизведение рассказа. 6.49 5-7
п. "Слуховая память". 7.23 3-5
12. Запомни слова. 12.109 6-7
13. Запомни фразы. 12.109 6-7
II 14. Картинки. 12.108 6-7
15. Запомни рисунки, (кратковр. память) 12.136 6-7
16. Узнай фигуры. 12.121 6-7
17. Непроизвольная зрительная память. 13.30 6-7
18. Произвольная зрительная память. 13.33 6-7
Ш 19. Оперативная вербальная память. 13.37 6-7
20. Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти. 18.256 3-7
21. Изучение запоминания в разных видах дея­тельности. 18.260,257 3-7,3-7
22. Изучение запоминания осмысленного мате­риала. 18.262 3-7
23. Изучение роли слова в процессе непроиз­вольных запоминаний. 18.264 4-7
24. Изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания материала. 18.265 5-7
25. Уровень развития произвольной образной памяти. 18.266 5-7
26. Изучение непосредственного объема памяти. Методики: "Непроизвольное запоминание", "Произвольное запоминание". 16.148 4-7
27. Особенности наглядно-образной памяти. 16.151 4-7
28. Парные картинки (типа "лото").    
         

Коррекция памяти

К Память Код источ­ника, стр Возраст детей
п/п Наименование    
1. "Каскад слов" (развитие объема кратковремен­ной, слуховой памяти). 12.123 6-7
2. Упр. на развитие зрительной памяти. 12.125 6-7
3. Упр. на развитие памяти на цифры, буквы, сло­ва. 12.126 6-7
4. Игра "Я положил в мешок". 12.128 6-7
5. Игра "Я - фотоаппарат". 12.128 6-7
6. Приемы, помогающие запоминанию. 12.129 6-7
7. Разучивание стихов, рассказывание прослушан­ных сказок, стихотворений, наблюдения во вре­мя прогулок. 11.38-50 2-4
8. Игра "Где спрятана игрушка?" 11.50 4-6
9. Запомни картинки. 11.51 4-7
10. Какой игрушки не хватает. 11.51 4-7
И. Прогулка в картинках. 11.52. 4-7
12. Рисуем по памяти узор. 11.53 4-7
13. Запоминаем вместе. 11.54 4-6
14. Воспроизведение рассказа. 11.55 4-6
15. Запомни и покажи, запомни и назови (непроиз­вольная образная память). 23.139 4-6
16. Выучи стихотворение (произв. словесная па­мять). 23.139 4-6
17. Перескажи -- --- --- 23.140 4-6
18. Упр. для развития зрительно-моторной и зри­тельной памяти. 14.66 4-7
19. Упр. для развития вербально-моторной памяти. 14.67 4-7
20. Упр. для развития логической памяти 14.67 4-7
21. "10 предметов". 3.20 3-5
22. "10 слов". 3.21; 22.45 4-7
23. Пиктограмма. 3.22 5-7
Что изменилось^ 22 44' 4-7
25. Слушай и повторяй. 22.45 4-7
26. Повторение слов и цифр. 24.32 5-7
27. Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно. 19.156 6-7
28. Мысленные образы и эмоции, их эмоц. окраска. 19.158 6-7
29. "Фигуры". 19.159 6-7
30. Кто здесь прячется? 16.159 4-7
31. Формирование приемов логического запомина­ния. 16.154-156 5-7
32. Занятия по развитию памяти у дошкольников. 15/96.57 4-7

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характери­зующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

3 г. Ребёнок по образу, предложенному взрослым, может выполнить не­большую постройку из кубиков.

4 г. Ребёнок может по предложенной схеме выполнить несложную по­стройку из кубиков (4-5 деталей).

5 л. На простом плане комнаты ребёнок может показать стол, за которым сидит.

6-7 л. 1) Ребёнок использует схему для ориентировки в определённой пространственной ситуации.

2) Ребёнок может выстроить последовательность предметов по нараста­нию или убыванию какого-либо не наглядного признака (например, в зависи­мости от скорости движения транспорта).

3) Ребёнок может распределить предметы по группам на основе выделения наглядных признаков (одежда, обувь, посуда и др.)

IV. Образное мышление.

V. Схематическое мышление.

Диагностика мышления

д п/п Мышление Список инструментария Код источ­ника, стр Возраст детей
I I. Доска Сегена. 8.25 3-6
2. Конструирование по образцу. 7.29 3-4
II 3. Последовательность событий А.Н. Берштейн. 8.26 3-7
4. Классификация - А.М. Шуберт, Ю.Ф Поляков. 8.26; 6.57 4-6,6
5. Самое непохожее. Л.А. Венгер. 3.34; 2.41 4-7
6. Невербальная классификация. 3.35 5-7
7. Последовательные картинки Бине. 3.37 5-10
8. Исключение четвертого. 3.39 13.14 7-10 6-7
9. Классификация по заданному принципу Е.А, Агаева. 2.39 5-7
10. Свободная классификация. 2.40 5-7
11. Схематизация Н.Б. Венгера. 2.63
12. Загадки.    
III 13 Исключение. 6.58
14. Выделение существенных признаков. 6.59; 3.39
15. Противоположность. 6.61 6-7
16. Словесные пропорции. 3 39 7-10
17. Разрезные картинки. Берштейн. 7.29 3-4
IV 18. Нахождение недостающих деталей. 3.27 4-7
19. Перцептивное моделирование. 3.28 5-7
20. "Рыбка" В.В. Холмовская. 2.35,39 4-7
21. Схематизация Р.И. Бардина. 2.53
V 22. Тест Когана. 3.31 4-6
I 23. Обведи контур. Практически-действенное мышление. 12.70 13.12 6-7
II 24. Тест для оценки словесно-логического мышле­ния. 12.81 6-7
25. Соотношение развития мышления и речи. 13.23 6-7
Ш 26. Установление закономерностей (на образном уровне). 13.27 6-7
IV 27. Лишний предмет. 12.74 6-7
28. Нелепицы. 12.78 6-7
29. Раздели на группы. 12.78 6-7

Коррекция мышления

К п/п Мышление Наименование методики Код источ­ника, стр. Возраст детей
1. Упр. на развитие мыслительных операций "Сравнение предметов". 12.84 6-7
2. "Окончание слов" (скорость мышления). 12.85; 22.41 6-7
3. Упр. "Соотношение понятий". 12.86 6-7
4. Упр. на развитие наглядно-действ. мышления (кубик Рубика). 12.91 6-7
5. Найди лишнее слово. 12.92 6-7
6. Упр. на развитие гибкости ума. 12.94 6-7
7. Определи понятие. 12.98 6-7
8. Найди похожее слово. 12.99 6-7
9. Игра "Как это можно использовать". 12.100 6-7
10. Игра "Говори наоборот". 12.101;22. 40 6-7
11. Игра "Бывает- не бывает". 12.102 6-7
12. Последовательные картинки. 23.86; 6.54; 3.37 24.35;22.42 5-7
13. Почини коврик, сапожки. 24.36 5-7
14. Исключение неподходящей картинки. 24.37 5-7
15. Загадки. 23.101 ;24.3 8;22.40 5-7
16. Установление закономерностей. 24.40 6-7
17. Классификация. 6.55 6-7
18. Задачи-головоломки (7). 19.181; 14,71- 73;22.34-36 6-7
19. Разложи фигуры. 22.36 5-6.7
20. Четвертый лишний. 3.39 22.38;23.96 4-7
  Кто что любит? 22.39 4-7
22. Кому что надо? 22.39 4-7
23. Придумывание недостающей части рассказа. 14.70 6-7
24. Найди недостающий предмет. 23.94 5-7
25. Исправь Незнайкины картинки. 23.110 5-7
26. Что неправильно? (критичность мышления). 23.113 5,6-7
27. Нахождение недостающих деталей. 3.27 6-7
28. Перцептивное моделирование. 3.28 6-7
29. Матрицы Равена. 3.32 4,5-7
30. Самое неподходящее. 3.34 4-7
31. Невербальная классификация. 3.35 5-7
32. Игра "На что это похоже?" 19.177 6-7
33. ----"Догадайся, кто нарисован". 19.178' 6-7
34. ---- "Кубики" (типа Никитиных). 19.179 6-7

Воображение - представление конечных или промежуточных результатов труда до его начала. Преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.

3 г. В игре использует предметы-заместители, причем один и тот же предмет может быть использован для замещения различных объектов (палочка-ложка, карандаш-градусник и т.п.)

4 г. Может дать несколько ответов на вопрос "На что похоже?" Дополня­ет незаконченную сказку 2 - 3-мя предложениями

5 л. 1) Может дорисовать начатое воспитателем изображение, дополнив его деталями.

2) Может самостоятельно сочинить небольшую сказку или историю на заданную тему.

6-7 л. 1) Может использовать незаконченную фигурку как деталь сюжет­ной композиции.

2) Сочиняет сказку или историю на заданную тему, сравнительно ориги­нальную и наполненную деталями.

III. Воображение, фантазия.

Интеллект - Относительно устойчивая структура умственных способно­стей индивида. Общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному по­ведению в проблемных ситуациях.

Диагностика воображения

д п/н Воображение Инструментарий Код источ-ника, стр Возраст детей
I 1. Особенности творческого воображения. 4.74
П 2. Солнце в комнате В.Г. Кудрявцев. 7.47 3-6
3. Как спасти зайку В.Г. Кудрявцев. 7.48 3-6
4. Камушки на берегу. О.М. Дьяченко. 7.49 3-7
5. Дощечка В.Г. Синельников. 7.51 4-7
6. Дорисовывание. 3.41 3-10
7. 15 кружочков. 3.44 7-10
8. Назови картинку. 3.45 4-6  
9. Что может быть одновременно. 3.45 7-10  
10. Дорисовывание фигур. О.М. Дьяченко. 2.37 16.110 5-7  
IV И Воображение, фантазия. Метод экспертных оценок. 9.99 4-7  
12. Изучение оригинальности решения задач на воображение. 18.270 6-7  
13. Изучение творческого воображения 18.271 4-7  
14. Изучение воссоздающего воображения. 18.272,277 5-7  
15. Изучение воображения в словесном творчест­ве. 18.276 6-7  
16. Изучение знаково-символической функции. 18.278 2-7  
17. Изучение построения образов сказочных пер­сонажей. 18.275 3-7  
  Интеллект      
1. Тест Ровена. 3.32 4-8  
2. Шкала измерения интеллекта по Векслеру. 6.67 6-7  
3. Исследование интеллекта с помощью рису­ночного теста Гудинаф-Харрис. 3-7  
4. "Сапожки". 14.52 5 5-10  
           

Коррекция воображения

К п/п Воображение Наименование методики Код источ­ника, стр Возраст детей
1. Придумай и расскажи, придумай и дорисуй. 23.121-129 5-7
2. Придумай сказку. 23.129 6-7
3. Что стоит у нас в квартире? 23.129 5-7
4. Дорисовывание. 3.41-51 3-7
5. Игра "Пантомима". 12.137 6-7
6. Упр. на развитие зрительного воображения. 12.138 6-7
7. Упр. "Точки". 12.138 6-7
8. Упр. "Комбинирование". 12.138 .6-7
9. Упр. на развитие вербального (словесного) во­ображения. 12.142 6-7
10. Упр. "Не можег быть". 8.467 6-7
11. Упр. ссЧто было бы, если бы". 8.467 6-7
12. Упр. "Термометр". 8.468 6-7

II ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА

II. Самооценка - важнейший компонент самоосознания, проявляется в оценке личностью самой себя, своих физических и психологических возмож­ностей, качеств, своего положения среда других людей. Самооценка относит­ся к фундаментальным образованиям личности.

1 .Общая и частная самооценка ( "Я хороший", "Я хорошо умею рисовать"). 2.Адекватная и неадекватная ( завышать либо занижать свои успехи, дости­жения)

3. Высокая - низкая самооценка.

4. Прогностическая ("Я-будущее"), актуальная ("Я-настоящее") и ретроспек-тивная ("Я- прошлое").

Самосознание. Под самосознанием понимается относительно устойчи­вая, более или менее осознанная система представлений о себе самом. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедея­тельности.

Самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценива­ния, в результате которой формируется самооценка.

Диагностика самооценки

д п/н Самооценка Название методики Код источ­ника, стр. Возраст детей
1. Оценка графическим способом де Греефе. 15.57 5-7
2. Методика И.Е. Ваметовой. Изучение оценки ребенком себя во времени (наст., прош., буд.). 15.57 5-7
3. Лесенка. Методика Шур В.Г. 15.58;3.54 4-10
4. Самооценка в разных видах деятельности. 15.58-59 18.46  
5. Оцени себя. 3.55 7-10
6. Несуществующее животное. 3.57 4,5
7. Рисунок человека. 2.106
8. Сформированность "Я-концепции" по Т. Дембо. 4.84 6-7
9. Шкала самооценки (И.Д. Спилберга - Ю.Л. Ханина). 6.П2
10. Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн. 17.80 6-7
11. Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса 3-х лет. 18;43
12. Изучение самооценки и оценки личностных качеств детей группы. 18.52 6-7
13. Изучение уровня самоосознания. 18.54 5-7
14. Изучение сформированности образа "Я" и самооценки. 18.56 6-7
  Уровень притязаний    
1. Методика исследования уровня притязаний (С.Я. Рубинштейн, В.М. Блейхер). 17.76 6-7
2. Методика Юкнат в модификации Н.С. Куре-ка. 17.77 5-7
3. Изучение уровня притязаний детей в разных видах деятельности. 18.44 5-7
4. Несуществующее животное. Рисуночный тест. 3.57 4,5
5. Рисунок человека. 2.107
6. Методика Рене Жиля (задание № 20). 16.103 5-7

Способности - индивидуально-психологические способности, являю­щиеся субъективным условием успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приёмами деятельности.

Типы способностей: творческие и интеллектуальные.

Виды способностей: общие и специальные (музыкальные, художественные,

моторные, математические, социальные и др.)

Структурные компоненты одаренности:

1. Доминирующая роль познавательной мотивации.

2. Исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем.

3. Возможность достижения оригинальных решений.

4. Возможность прогнозирования и предвосхищения оценки.

5. Способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки (Растим одарённо­го ребёнка- 1).

Интерес - мотив, побуждающий к познавательной деятельности; в про­цессе своего развития может перерасти в активное и деятельное отношение к предмету, т.е. в склонность.

Различают интерес:

а) непосредственный, вызываемый привлекательностью объекта;

б) опосредованный по отношению к объекту как средству достижения целей деятельности.

Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности.

Диагностика способностей

д п/п Способности Название методики Код источ­ника, стр Возраст детей
1. Наблюдения. Нормативная шкала (ИХ. Холл). 107-16.113 1-7
2. Метод экспертных оценок. 9.91 3-7
3. Наличие творческого начала в художественной деятельности (Н.А. Ветлугина). 16.109 4-7
4. Тест "Дорисовка фигур" (О.М. Дьяченко). 16.1!0;2.36 4-7
5. Игра "Алфавит" (ЮЗ. Гильбух). 16.111 6-7
6. Исследование способности к выделению эмо­ционального подтекста в рассказе. 17.78 6-7
7. Исследование способности к пониманию юмора в рисунках Бидструпа. 17.80 5-7
8. Тест Ровена. 3.32 4-8
9. "Назови картинку". 3.45 4-6
10. "Что может быть одновременно?" 3.45 7-10
11. Анкета для воспитателей. 2.140 3-7
12. Талантлив ли Ваш ребенок? 15.82 3-7
13. Алфавит (Ю.З. Гильбух). 16.111 5-7
  Индивидуально-типологические особенности (темперамент) личности    
1. Опросник для взрослых Л.И. Уманского. 16.91 4-7
2. Три теста по определению свойств темперамен­та: а) Тест тревожности B.C. Мерлина, б) Изучение интро-экстравертированности (вар. Кеттела). в) Теппинг-тест О. Черниковой.   16.92 16.93 16.93   6-7 6-7 5-7
3. Эксперимент-игра Ю.А. Самарина. 16.94 5-7
4. Методика "Наконечник" (В.А. Горбачева). 16.95 4-7
5. Опросник-анкета для взрослых "Преобладающий тип темперамента". 17-97/4.26, 3-7

Важная характеристика личности - ее направленность, система ведущих мотивов поведения.

Мотивом называют побуждение к деятельности, связанное с удовлетво­рением потребности субъекта. Это осознаннная или неосознанная внутренняя причина, лежащая в основе выбора человеком конкретных действий и поступ­ков.

Мотивы различаются по:

• степени осознанности;

• динамичности;

• содержанию.

Мотивы бывают: 1. Ведущий - главный, основной мотив, побуждающий к деятельности. 2. Стимул-мотив - второстепенные мотивы, стимулирующие дея­тельность. 3. Осознаваемый - большие жизненные цели, направляющие деятель­ность в течение длительных периодов жизни. 4. Неосознаваемый - их значи­тельно больше, у детей - дошкольников все мотивы неосознаваемые. Они появ­ляются в сознании в форме эмоций и личностных смы<

Наши рекомендации