Основные составляющие личности
Основными составляющими личности являются:
1. темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде;
2. потребностно-мотивационная сфера. Она включает различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленность (системы устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику развитие этой личности и задающих главные тенденции ее поведение);
3. эмоционально-волевая сфера;
4. когнитивно (сознание и знание человека) - познавательная сфера. Когнитивная психология рассматривает все психические процессы как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами. Когнитивная психология состоит из 10 основных разделов: восприятие, распознавание объектов, внимание, распознавание объектов, внимание, память, воображение, речь, мышление, интеллект;
5. характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;
6. способности – сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.
Структура личности
Структура личности включает в себя следующие стороны, такие как:
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯсторона личности, которая отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.
Она включает в себя:
– психические процессы – это явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности;
– психические свойства – устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, которые определяют поведение в деятельности личности (направленность, темперамент, характер и способности);
– психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики личности в каждый данный момент времени;
– психические образования – явления, которые формируются в процессе приобретения человеком опыта (навыки, знания, умения);
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Она включает в себя:
– мировоззрение личности – это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений и позиций;
– моральный облик личности – это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе;
– нравственный облик личности – это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ сторона личности отражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей занимать определенное положение среди других людей.
Она включает в себя:
– отношение к другим людям – совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное ее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми;
– социальные роли личности – типичные способы поведения личности, обуславливаемые ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющими завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей;
– социальные позиции личности – взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми;
– социальные установки личности – ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
факторы формирования
ЛИЧНОСТЬ
|
|
|
|
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||