Социально-психологические межэтнические отноше-

НИЯ– включают когнитивную, эмоциональную и поведенческую состав- ляющие.

Когнитивная составляющая вбирает в себя информацию о традиционных межэтнических взаимосвязях этнофоров, исторических причинах, сфор-

мировавших данные взаимоотношения, конкретном содержании взаимо- отношений, путях их реализации, а также знания о нормах, лежащих в основе межэтнических отношений, и правилах их реализации: поощре- ниях и наказаниях в случаях выполнения или невыполнения этнических норм. В основании межэтнических взаимоотношений (норм и правил) ле- жат когниции, которые могут быть в разной степени осознанными. Эмоциональная составляющая межэтнических отношений выражается в различной форме. Диапазон ее проявлений обусловливается националь- ными нормами выражения эмоций и чувств, характерными для каждого этноса. Данная составляющая проявляется в эмоциональной оценке эт- нографов, принадлежащих к другому этносу, и в эмоциональных пережи- ваниях по отношению к ним. На основе экономических, религиозных, по- литических и др. причин в процессе межэтнического общения иногда воз- никают трудности, которые впоследствии могут вызвать напряженность в межэтнических отношениях и конфликтах.

Поведенческая составляющая представляет собой поступки и поведение представителей различных этносов по отношению друг к другу, зависящие от когнитивных составляющих и сопровождаемые эмоциональными про- явлениями общающихся.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ– субъективно воспри- нимаемое на эмоциональном уровне каждым членом коллектива состоя- ние системы межличностных отношений в данном коллективе.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА –

целенаправленное управление системой личных, эмоциональных отно- шений и контактов. С.-п. с. к. начинается с усвоения каждым его членом целей и задач общей деятельности, своей роли в ее осуществлении. Это

– исходная стадия, на которую определяющее влияние оказывает руково- дитель, его личный пример. Вторая стадия С.-п. с. к. – межличностное познание и сближение людей; возникновение микрогрупп различной на- правленности; некоторые члены коллектива выражают нейтральные или даже негативные отношения к общим задачам. Руководитель забо- тится об авторитетном положении тех, кто действительно стремится сде- лать коллектив сплоченным. На третьей стадии С.-п. с. к. наблюдается совпадение интересов и устремлений его членов относительно всего круга задач их совместной деятельности и общения.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС– эмоционально окрашенное отношение к общественной жизни, объективно обусловленный мотив деятельности. Понятие «С. и.» ввел Альфред Адлер – австрийский психолог. Сначала он рассматривал С. и. как противодействующую силу, ограничивающую агрессию и стремление к власти. Затем С. и. стал рассматриваться как ког-

нитивная функция: врожденная способность к сознательному развитию. Несмотря на то, что значение понятия расширилось, сам Адлер настаивал на неизменности своего понимания, что породило множество неверных толкований. Представления Адлера о социальной природе человека долж- ны рассматриваться с учетом истории развития его идей. С. и. не является чем-то застывшим, неизменным. Он поддается формированию.

СОЦИОМЕТРИЯ(от лат. общество и измеряю) – методика количе- ственного измерения общественных явлений, которая используется в социальной психологии. С. была разработана Я. Морено и применялась для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. В основе теоретической С. лежит стремление объяснить все стороны социальной жизни – экономические, политические – состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Я. Морено и его последователи пришли к выводу, что все проблемы современного общества вне зависимости от его классовой структуры могут быть разрешены путем перестановки людей в соответ- ствии с их эмоциональными предпочтениями, так чтобы «социометриче- ская» революция позволила гармонизировать общественные отноше- ния, являющиеся, по их мнению, системами взаимного предпочтения или отвращения людей. Одно из центральных понятий этой теории –

«теле» – термин, обозначающий простейшую единицу чувств, переда- ваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которые они вступают. В ре- зультате социометрической процедуры, определения предпочтительных выборов для участия в определенной деятельности составляются социо- метрическая матрица, социограмма, вычисляются социометрические ко- эффициенты групповой сплоченности. Однако для более полной харак- теристики группы необходимо выявить мотивы межличностных выборов, совершаемых членами групп, учитывать их психологическую совмести- мость и др.

С. является частью целостной теории Я. Морено наряду с социологией, социодинамикой и социатрией.

Метод социометрии позволяет: выявить структуру межличностных отно- шений путем определения взаимных чувств, симпатий, неприязни, без- различия среди военнослужащих – членов данной группы; определить уровень авторитетности лидера, а также место (статус) каждого члена группы в структуре межличностных отношений; определить наличие и со- став микрогрупп, взаимоотношения между ними; дать оценку групповой сплоченности.

СОЦИОНИКА– модель усовершенствования общества, в которой для каждого индивида, представляющего определенный психологический

тип, находится место в обществе, в социальной деятельности. С. – одна из теорий психологических типов, которая находится на стыке психологии, социологии, информатики. С. базируется на модели К. Г. Юнга – швей- царского психиатра, психолога. Согласно работам Юнга («Психологиче- ские типы», 1921 и др.), человек не может быть одновременно экстравер- том и интровертом. Его психика напоминает магнит, образованный из двух полюсов. Полюсы магнита всегда вместе, а человек ассиметричен, его вторым полюсом является другой человек. Отношения между двумя типа- ми, когда партнеры имеют нужные дополнительные качества, называют отношениеями дополнения, а сам процесс дополнения – дуализацией. Например, брак – право не только на сексуального партнера, но и на пси- хическое дополнение и продолжение своей личности в другом, на дуализа- цию своей психики. Различные отношения между людьми, находящимися в одних и тех же социальных условиях, могут объясняться лишь психоло- гическими структурами контактирующих личностей. Структуры эти могут быть врожденными или приобретенными, но обязательно должны быть достаточно устойчивыми. С их помощью можно объяснить, почему с одни- ми людьми складываются одни, а с другими – другие отношения.

А. Аугустинавичюте, опираясь на работы Юнга, предложила классифика- цию людей, непосредственно связанную с процессами информационного обмена в обществе. Она выделила 16 типов личности, среди которых: ло- гик и этик, экстраверт и интроверт, сенсорик и интуитик, рационалист и иррационалист и т. д.

С. помогает определить тип личности человека, строить с ним взаимодей- ствие и общение, формировать семейные, производственные и досуговые коллективы.

СОЧУВСТВИЕ– проявление отзывчивого, участливого отношения к от- рицательным переживаниям другого человека. Понимание его настрое- ния, интересов, мыслей, неприятных чувств может выразиться в готовно- сти оказать ему помощь в трудное для него время жизни. Бертран Рассел в книге «История западной философии» (М., 1959. С. 787) отмечает, что христианская и буддистская этики содержат в своей эмоциональной основе универсальное С., в этике же немецкого философа Ф. Ницше (1844–1900) С. отсутствовало. Развивается С. у разных людей по-разному. Большинство эмоционально делит людей на друзей и врагов, сочувствуя первым, но не вторым, некоторые находят удовольствие в том, что причиняют страдания, другие же считают, что они не могут быть пол- ностью счастливы до тех пор, пока какое-нибудь живое существо страда- ет (см. Страдание).

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ– необходимая для общества ограниченная (вслед- ствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил

человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (за- траченного) им труда необходимые средства существования и развития. Под термином «специальность» целесообразно понимать вид занятия в рамках одной профессии.

СПЛОЧЕННОСТЬ ГРУППОВАЯ– один из процессов групповой ди- намики, характеризующий степень приверженности к группе ее чле- нов.

СПЛОЧЕННОСТЬ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА– социально-

психологическая характеристика воинского подразделения, в которой от- ражается ценностно-ориентационное, эмоционально-волевое и деятель- ностное единство военнослужащих.

СПОСОБНОСТИ– индивидуально-психологические особенности, отли- чающие одного человека от другого, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, обусловливающие легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков, а также определяющие успешность выполнения деятельности или нескольких деятельностей

С. бывают разные. Одни из них носят общий характер, проявляются в большинстве видов деятельности, например умственные и физические С., С. к обучению; другие – узкий, специальный: технические, опера- торские, педагогические, управленческие, музыкальные, литературные, математические. Будучи взаимосвязанными, общие и специальные С. развиваются в единстве. При этом каждая С. включает целый ряд психи- ческих особенностей человека и зависит от них. К таковым можно отне- сти, например, внимательность, наблюдательность, определенные каче- ства памяти, воображения, мышления (глубина, критичность, гибкость, быстрота).

Психологическими предпосылками развития С. являются мотивы, а так- же эмоциональные и волевые свойства: любовь к своему делу, настойчи- вость и активность в преодолении трудностей и др. В практической дея- тельности человека велика роль склонностей, которые отличаются от С. личности. Склонности обусловливают интересы человека. Вызывая его активность, они положительно влияют на развитие С., помогают овла- деть специальностью. От С. надо отличать задатки (см. Задатки). Форми- рование С. предполагает совершенствование внимания, памяти, творче- ского воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности.

СПОСОБНОСТИ ОБЩИЕ– способности, определяющие успехи челове- ка в овладении знаниями и умениями, реализуемыми в самых различных видах деятельности.

СПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ– способности, определяющие успе- хи человека в специфических видах деятельности, для осуществления ко- торых необходимы задатки особого рода и их развитие.

Наши рекомендации