Особенности онтогенеза жизненного мира

Рассмотрение типов жизненного мира в онтогенетичес­ком аспекте позволяет установить общую последователь­ность смены условий существования и соответствующих форм жизни. Графически она представлена на рис. 1.8.

Особенности онтогенеза жизненного мира - student2.ru

Нормальные условия существования:

Особенности онтогенеза жизненного мира - student2.ru

1—4 — типы жизненного мира (по Ф.Е. Василюку)

Рис. 1.8. Онтогенетическая последовательность типов жизнен­ного мира

Следует иметь в виду, что при смене форм жизни тот или иной этап онтогенеза контролируется соответствую­щим типом жизненного мира лишь преимущественно. Фор­мы жизни, характерные для предыдущих этапов, сохраняются в виде отдельных психологических срезов, сторон жизни и на последующих. Кроме того, встречаются проме­жуточные типы жизненного мира.

Как следует из характеристик сменяющих друг друга форм жизни, их общая последовательность подчиняется диалек­тическому закону отрицания отрицания. Совершая полный виток диалектической спирали развития, первоначальный простой и легкий жизненный мир, обеспечивающий мате­риально-телесное единение с миром, преобразуется в ана­логичный по форме, но противоположный по содержанию, основанный на духовном, сущностном единении.

Закону отрицания отрицания подчиняются в онтогенезе все основные параметры форм жизни. Так, подконтрольность этому закону «нормальных условий существования» следует из самих названий сменяющих друг друга типов жизненного мира: простой и легкий, простой и трудный, сложный и «как бы легкий», «как бы простой» и «как бы легкий».

Высший жизненный принцип, первоначально представ­ленный принципом удовольствия, преобразуется в прин­цип реальности, сохраняющий в своей «внутренней ипос­таси» прежнюю феноменологию. Распространяясь и на внут­ренний аспект жизненного мира, принцип реальности пол­ностью утрачивает связь с гедонистической установкой. В свою очередь замещающий его принцип ценности вытесняет прин­цип реальности вначале из внешнего аспекта жизненного мира, а затем и из внутреннего, теряя при этом статус жиз­ненного принципа вследствие генерализации непосредствен­ной данности высшей ценности сущностных отношений. Пройдя полный виток диалектической спирали развития, высший жизненный принцип преобразуется из принципа удовольствия в принцип сущностности.

Развитие центрального жизненного принципа является главным фактором, определяющим ход онтогенеза жизнен­ного мира. Появляющийся на свет ребенок некоторое время сохраняет в качестве центрального принципа существова­ния принцип удовольствия, обеспечивающий первичное материально-телесное согласие с миром. Отдельные прояв­ления «инфантильного мироощущения», как отмечалось выше, нередко имеют место и в дальнейшей, в том числе взрослой, жизни. Это стремление уйти от проблем, создать максимально возможный эмоциональный комфорт вопре­ки реальности, избежать ответственности и т.п.

Но есть и другая сторона инфантильного мироощуще­ния — согласие с миром, способность быть самим собой.

Именно ее имел в виду Экзюпери, заявляя, что он «родом из своего детства». Его высказывание хорошо дополняется мыслью М.М. Пришвина, который тоже призывал хранить всю жизнь «нерушимое детство». В одной из дневниковых записей он представил проблему следующим образом. Дет­ство мы теряем тогда, когда наше «Хочется» переходит в «Надо». Но «если в труд входит любовь и самый труд стано­вится любовью, «Хочется» и «Надо» — одно».

Эта пришвинская метафора наглядно показывает, что спо­собность быть самим собой, согласие с миром у взрослого человека принципиально иные, чем у ребенка. Первичное согласие с миром основано на отсутствии «Надо», на эго­центризме, на обращенности вовнутрь. У взрослого человека согласие с миром основано на знании того, что «Хочется» и «Надо» одно, т.е. детерминировано когнитивно. Речь идет о непосредственном сущностном знании, обретаемом только жизненной практикой, иными словами, о сущностных свя­зях с миром. И поскольку согласие с миром взрослого чело­века детерминировано когнитивно, оно основано на обра­щенности вовне, на расширении жизненного мира и на сущ­ностном единении с ним.

В основе первичного согласия с миром лежит гедонис­тическая установка, принцип удовольствия. Попадая в ус­ловия трудного жизненного мира, он преобразуется в прин­цип реальности, опосредствованный механизмом терпения. При этом характер мотивации не меняется, внутренний мир остается тем же, в связи с чем принцип реальности выступает как «отсроченный» принцип удовольствия. Од­нако по замещении легкости трудностью он не в состоя­нии обеспечить согласия с миром. Актуальность «матери­ально-телесных» предметов потребностей, обусловленная механизмом терпения, исчезает при их реальном обрете­нии: все достигаемые блага в простом и трудном жизнен­ном мире подвержены привыканию и пресыщению.

Закономерен вопрос: почему же большинство людей, пройдя в онтогенезе сквозь сито трудности и сложности, в той или иной степени теряют согласие с миром, а некото­рые, подобно Экзюпери, сохраняют? Здесь принципиаль­но важным представляется то обстоятельство, что у каждо­го человека безусловно сохраняется сама потенциальная способность к согласию с миром. Согласия с миром чело­век может достичь через познание тех сторон жизни, кото­рые соединяют его с миром, через расширение сущност­ных связей.

Таким образом, человек рождается, во-первых, с изна­чальным согласием с миром, основанным на принципе удовольствия, и, во-вторых с уже имеющейся потенци­альной способностью к принципиально иному, сущност­ному согласию с миром, детерминированному когнитив­но. В идеале в процессе онтогенеза по мере разрушения пер­воначального согласия с миром оно должно замещаться окончательным, сущностным. Но на практике в подавляю­щем большинстве случаев происходит сбой, разрыв, кото­рый обычно так и не устраняется.

Предпосылки для разрыва целостности жизненного мира создаются с самого начала онтогенеза. Как только исход­ный жизненный мир с первичным материально-телесным согласием с миром, основанным на непосредственном удов­летворении единственной потребности в пище, начинает расширяться, в зависимости от характера образующихся новых связей целостность жизненного мира может либо сохраниться, либо нарушиться. Дальнейшее развитие жиз­ненного мира идет по тому же сценарию: каждый новый акт его расширения, если образующееся новое простран­ство заполняется неадекватным содержанием, приводит к нарушению согласия с миром.

Можно говорить о двух различных линиях в онтогенезе жизненного мира: развитии, сопровождающемся ломками и сбоями, и оптимальном развитии, сохраняющем целост­ность жизненного пространства, согласие с миром. Опти­мальная линия с самого начала обеспечивает незначимость появляющихся в онтогенезе трудности и затем сложности, осуществляя как бы перерастание первичного материально-телесного согласия с миром в сущностное. Это линия разви­тия жизненного мира Экзюпери и, по всей вероятности, большинства людей с сущностной формой жизни. В то же время пример М.М. Пришвина показывает, что и обычная неоптимальная линия развития при ее последующей опти­мизации может привести к сущностному жизненному миру. Условия, определяющие ту или иную линию онтогенеза жизненного мира на его различных этапах, будут рассмот­рены при описании соответствующих возрастных периодов.

Мотивация и типы характера

Связь мотивации и типа характера в наибольшей степе­ни раскрывается в типологическом подходе П.Б. Ганнушкина. Он выделил типы психопатий и ввел основные понятия, ставшие фундаментом для исследования типов ак­центуаций характера (К. Леонгард, А.Е. Личко и др.). Отне­сенные к «средним людям» (Э. Кречмер), эти типы высту­пают как тенденции характера, широко используемые для типологической характеристики личности.

К. Леонгард и А.Е. Личко выделяют соответственно 12 и 11 типов акцентуаций характера. Для характеристики тен­денций удобнее использовать 8 типов: демонстративный (истероидный), сензитивный (тревожный), гипертимный, дистимный (астено-невротический), возбудимый (эпилептоидный), осторожный (психастенический), лабильный и застревающий (шизоидный). В случае не акцентуаций, а более мягко проявленных тенденций они охватывают прак­тически все возможные типы. Так, циклоидный тип может быть при этом объединен с эмоционально-лабильным, а тревожный — с эмотивным и экзальтированным.

Ниже приводятся свойственные различным акцентуаци­ям характера черты, определяющие доминирующие моти­вы и направленность личности. Использованы характерис­тики типов акцентуаций и психопатий, данные П.Б. Ганнушкиным, К. Леонгардом, А.Е. Личко, М.Н. Бурно. Будучи присущи именно акцентуациям и особенно психопатиям, указанные черты выступают до крайности заостренными. В то же время, проявляясь в виде более слабых тенденций, склон­ностей, они определяют структуру характера человека и наиболее свойственных ему особенностей мотивации.

Каждой акцентуации (тенденции) характера присущи как положительные, так и отрицательные черты. К. Леон­гард подчеркивает, что в случае акцентуаций более сильно проявляются отрицательные, а в случае простых тенден­ций — положительные свойства личности.

1. Демонстративный (истероидный) тип.Главной чертой данного типа, как отмечает А.Е. Личко, является «беспре­дельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного вни­мания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Характерны поверхностность эмоциональных проявлений, их направленность на внешний эффект, стрем­ление «позировать, не быть, а казаться» (М.Е. Бурно). От­мечаются непостоянство привязанностей, вообще нераз­витость духовной сферы, склонность к ревности и зависти. Характерна повышенная внушаемость.

В прямом смысле благоприятные для развития сущност­ных мотивов черты не отмечаются. Тенденцию к ним мож­но предполагать в высокой значимости отношения к себе окружающих и в характерной для истероидов способности к перевоплощению.

Проявления сущностных связей с миром не характерны. По А.Е. Личко, «увлечь может лишь то, что дает возмож­ность покрасоваться перед другими». Доминирующий мо­тив демонстративных личностей — слава во всех ее значе­ниях и всех возможных проявлениях, от детского желания привлечь к себе внимание любой ценой и стремления иметь модные и престижные вещи, одежду, прическу до жажды широкой известности в той или иной сфере деятельности. Стремление к первенству, карьере, власти также опосред­ствует этот главный мотив.

2. Сензитивный (тревожный) тип.Данный тип обладает весьма широким набором черт, благоприятных для разви­тия сущностных отношений. Это способность к сильным и глубоким чувствам, постоянство привязанностей и увлече­ний, их широта и многообразие; естественная (внутрен­няя) склонность к высоким нравственным нормам в оцен­ках и в поведении; легкая, естественная усвояемость соци­альных ценностей, восприимчивость к интересам, обыча­ям, вкусам старшего поколения. Важной положительной чертой является склонность к интуитивному восприятию и мышлению.

Одновременно сензитивному типу характера свойствен и ряд черт, неблагоприятных для сущностных связей с ми­ром. К ним относятся повышенная впечатлительность, тре­вожность и боязливость, трудности с контактностью, склон­ность к чувству собственной недостаточности, сильное пе­реживание неудач, повышенная утомляемость. Увлечения в основном интеллектуально-эстетические, в них, как отме­чает А.Е. Личко, привлекает «сам процесс занятий».

Доминирующие мотивы людей данного типа характера связаны с духовно-нравственными ценностями. В то же вре­мя становление сущностной формы жизни, возможной лишь при определяющей роли сущностных связей в общем ее содержании, затруднено вследствие вышеуказанных от­рицательных черт.

3. Гипертимный тип.В этом типе характера также отме­чается целый ряд черт, благоприятных для обретения сущ­ностных связей с миром. Прежде всего, это встречающееся почти исключительно у данного типа оптимистическое отношение к своему будущему, а также постоянно при­поднятое настроение, «солнечность» (А.Е. Личко). Соответ­ственно, характерно обычно хорошее самочувствие. Следует отметить общительность, стремление быть в компании, уверенность в своих силах, живой интерес ко всему ново­му, стойкость к неудачам, богатство и разнообразие увле­чений. К положительным моментам относятся также целе­устремленность, активность и предприимчивость, малая утомляемость, способность рисковать, отходчивость, спо­собность легко прощать обиды.

Существенными недостатками, затрудняющими разви­тие сущностных отношений, являются непостоянство, отвлекаемость (в том числе и в увлечениях), беззаботность, недостаток четкого видения грани между дозволенным и недозволенным, стремление к лидерству, командованию, недостаточная основательность, легкомыслие, неперено­симость критических замечаний в свой адрес.

Доминирующие мотивы у гипертимов могут быть самы­ми различными. В благоприятных условиях, способствую­щих преодолению непостоянства, отвлекаемости и других отрицательных черт, они будут связаны с сущностными сторонами жизни. При таком развитии мотивации опреде­ляющая роль сущностных связей и соответственно станов­ление сущностного жизненного мира облегчается свойствен­ной гипертимным личностям оптимистическим отноше­нием к жизни. В менее благоприятных условиях развития доминирующими могут стать мотивы первенства (престиж­ная мотивация), карьера, власть и даже гедонистическая установка — удовольствия и развлечения как основной мотив.

4. Астено-невротический (дистимный) тип.Отличается рядом крайне неблагоприятных черт — склонностью к пес­симизму, ощущению непрочности жизненной радости, повышенной утомляемости и раздражительности, к ипохондричности, к пониженному уровню настроения. Харак­терны недостаток уверенности в себе и напряженность при преодолении трудностей.

В то же время отмечаются черты, благоприятствующие развитию сущностных жизненных отношений, — потреб­ность в близких друзьях и в общении с окружающими, от­зывчивость (хотя и избирательная), вдумчивость, склон­ность к творческому мышлению, ответственность в работе. К. Леонгард указывает, что «личности этого типа по натуре серьезны», в связи с чем им свойствены «тонкие, возвы­шенные чувства, несовместимые с человеческим эгоизмом». Кроме того, «серьезная настроенность ведет к формирова­нию серьезной этической позиции».

У личностей данного типа есть все предпосылки для до­минирования сущностных мотивационных отношений и об­щей ориентации на духовно-нравственные ценности. Одна­ко свойственные им отрицательные черты, прежде всего пессимизм, сильно затрудняют становление сущностного жизненного мира.

5. Эпилептоидный (возбудимый) тип.Резко преобладают черты, неблагоприятные для сущностного развития. Харак­терна склонность к властолюбию, к сведению отношений, в основном к выяснению, кто выше, кто важнее. Соответ­ственно склонность подчиняться тем, кто сверху, к лести, к лицемерию и ханжеству. Отмечается злопамятность, мсти­тельность, склонность к дисфориям, к ссорам. Типично грубое преследование личных интересов. Характерны так­же ревнивость, мелочность, придирчивость. Эпилептоиды обычно четко проводят грань, делящую мир на «мое» и «не мое».

Отмечающиеся положительные черты в связи с выше­указанной гранью в аспекте развития сущностных мотивов также имеют отрицательный оттенок. Есть основательность, способность всегда найти пользу, но именно свою пользу. Аккуратность, бережливость проявляются по отношению к своему — своим вещам, своим порядкам. В известном смысле к положительной черте можно отнести скрупулез­ность, если ее очистить от мелочности и тенденции пре­вращаться в самоцель.

А.Е. Личко отмечает у эпилептоидов тягу к спортивным занятиям, позволяющим развивать физическую силу, а так­же возможность увлечений прикладным искусством, ювелир­ной работой. Он указывает, что многие эпилептоиды любят музыку и пение, получая от занятий ими удовольствие.

Доминирующие мотивы эпилептоидов — карьера, власть, мотивы первенства. Кроме того, значимы матери­альные стороны жизни — достаток, богатство, ценные вещи, все формы владения и собственности. Они также часто становятся доминирующими мотивами. Сущностные мотивы возможны, но их развитие, особенно в сфере отношений между людьми, обычно затруднено свойственными лич­ностям этого типа чертами. При достаточной выраженнос­ти данной тенденции характера общая ориентация на ду­ховно-нравственные ценности маловероятна, жизненный мир остается сложным и трудным.

6. Психастенический (осторожный) тип.Для данного типа характерно сочетание как благоприятных, так и неблагоприятных для развития сущностных мотивов черт. К положи­тельным относятся сильная привязанность к близким, легкая усваиваемость социально-нравственных норм, широкий круг интеллектуальных интересов и увлечений. Однако указанные благоприятные черты сопровождаются весьма существенны­ми неблагоприятными — тревожной мнительностью и впе­чатлительностью, склонностью к обсессиям, пессимизмом, футуристической направленностью мнительности и тревоги, недоверием к себе, к своим собственным решениям и дей­ствиям, нерешительностью, склонностью к сомнениям и ко­лебаниям, трудностями с контактностью.

Увлечения, как правило, интеллектуально-эстетические. А.Е. Личко отмечает «потребность» в них.

Доминирующие мотивы личностей психастенического типа связаны с сущностными сторонами жизни. Вместе с тем при общей ориентации на духовно-нравственные цен­ности переход к сущностному жизненному миру затруднен свойственными им отрицательными чертами, в первую очередь пессимизмом и тревожной мнительностью.

7. Лабильный тип.Этот тип характеризуется многими чертами, благоприятными для развития сущностных мо­тивов, и в то же время противоречивостью, наличием зат­рудняющих их развитие отрицательных свойств. Среди бла­гоприятных характеристик отмечается способность к глу­боким чувствам, к искренней и постоянной привязаннос­ти, преданной дружбе; повышенная синтонность; общи­тельность, тяга к компании, легкая контактность, причем склонность к эмоциональным контактам; способность ин­туитивно чувствовать отношение окружающих и отвечать открытой и искренней взаимностью.

Неблагоприятными чертами являются крайняя измен­чивость настроения, непостоянство увлечений, легкая вну­шаемость, исключительная тяжесть переживания непри­ятностей и несчастий, зависимость отношения к своему будущему от настроения.

Согласно А.Е. Личко, в подростковом возрасте увлече­ния обычно ограничиваются «общением с товарищами, художественной самодеятельностью, да еще некоторыми домашними животными... Ни одно... не длится долго и ско­ро сменяется другим». В то же время М.Е. Бурно отмечает, что этим личностям «свойственны глубокие, стойкие чув­ства привязанности».

Доминирующими обычно являются мотивы, связанные с духовно-нравственными ценностями. Однако отрицательные черты характера сильно затрудняют становление сущно­стной формы жизни.

8. Шизоидный (застревающий) тип.Данному типу свой­ственны черты, сильно затрудяющие развитие сущностных мотивов. К ним относятся замкнутость, отгороженность от окружающего, сниженная потребность в общении, низкая синтонность и низкий эмоциональный контакт с окружаю­щими людьми, отсутствие «внутреннего единства» (А.Е. Лич­ко), холодность и сдержанность.

В то же время этому типу свойствен и целый ряд черт, весьма благоприятных для развития сущностных сторон жизни. Это богатство внутреннего мира, способность к силь­ным привязанностям, сила и постоянство увлечений, их широта, богатство и значимость, высокая потребность в самовыражении, способность к творчеству, созиданию нового. Кроме того, характерны целеустремленность и склонность к организаторской деятельности.

Доминирующие мотивы этих индивидов нередко связа­ны с сущностными сторонами жизни, особенно в сфере увлечений и глубоких интересов (эстетические и познава­тельные мотивы). В то же время сущностные отношения с людьми весьма затруднены. Даже сильные постоянные при­вязанности, любовь часто остаются неразделенными (т.е. несущностными) вследствие замкнутости, отгороженности, низких синтонности и контактности. Постоянство от­ношения обусловлено в таких случаях не сущностностью, а застреваемостью. Сущностная форма жизни весьма зат­руднена свойственными этим личностям отрицательными чертами (отгороженностью от окружающего, сниженной потребностью в общении и т.д.).

Следует иметь в виду, что тенденции характера, как и более резко проявленные акцентуации, чаще всего образу­ют различные сочетания из двух или трех типов. В зависи­мости от входящих в эти сочетания тенденций благоприят­ные и неблагоприятные для сущностной мотивации черты последних могут как взаимодополняться, усиливаться, так и компенсировать друг друга. Наиболее удачными для фор­мирования сущностных мотивов можно считать сочетания сензитивного типа с гипертимным, осторожного (психас­тенического) с гипертимным, вышеназванные сочетания с включением в них застревающего (шизоидного) типа, а также ряд других. При этом имеется в виду, что по своим результирующим характеристикам сочетания тенденций характера будут отличаться от соответствующих сочетаний собственно акцентуаций, в которых обычно наиболее рез­ко проявляются отрицательные черты сочетающихся ти­пов ( К. Леонгард: «Легкая степень отклонений связана чаще с положительными проявлениями, а высокая — с отрицательными»).

В заключение сделанного краткого обзора тенденций ха­рактера в аспекте их связей с мотивацией приведем весьма обоснованный, по нашему мнению, взгляд В. К. Вилюнаса на генезис и проявления акцентуаций. В основе всех акцен­туаций (тенденций) характера лежат инстинктивные побуж­дения, выработанные биологической эволюцией для повы­шения выживаемости вида в изменчивых условиях среды. Предрасположенность к проявлению любой из тенденций в той или иной степени заложена в каждом человеке и может реализоваться в соответствующих условиях. Например, эпилептоидная тенденция в крайне жестких условиях существо­вания (война, криминальная среда и т.п.) проявляется даже у тех, в ком степень расположенности к ней весьма слабая. Таким образом, даже сильно выраженные задатки той или иной тенденции при определенных условиях развития мо­гут быть затушеваны, могут не найти возможностей для про­явления, и, наоборот, слабо выраженные — развиться.

§ 6. Доминирующие мотивы и варианты линий онтогенеза

Закономерности и условия доминирования у человека различных по содержанию мотивов рассмотрены в концеп­ции основателя гуманистической психологии А. Маслоу. Согласно А. Маслоу, в каждом человеке заложены от при­роды так называемые «инстинктоидные» базовые потреб­ности, проявляющиеся в определенной иерархической последовательности (рис. 1.9). В основании иерархической пирамиды потребностей лежат наиболее значимые, жиз­ненно необходимые, которые вместе с тем представляют более низкие уровни мотивации. Продвигаясь вверх по иерархическим ступеням этой пирамиды, человек рас­тет, развивается как личность. Но каждый вышележащий базовый уровень мотивации может проявиться лишь тогда, когда удовлетворены потребности нижележащего уровня.

Особенности онтогенеза жизненного мира - student2.ru

Рис. 1.9. Иерархия потребностей (по А. Маслоу)

Самый низший (и самый значимый) базовый уровень составляют физиологические (органические) потребности. От их удовлетворения зависит физическое выживание. К ним от­носятся потребности в кислороде, сне, пище и питье, нормальной (для физического выживания) температуре, отдыхе при высоких физических нагрузках и т.п. Если та или иная физиологическая потребность не удовлетворяется, то она становится доминирующей и все потребности вышележа­щих уровней перестают быть значимыми, отходят на задний план. Согласно А. Маслоу, хронически голодный человек неспособен к творческой деятельности, отношениям при­вязанности и любви, стремлению к карьере и т.д.

Следующий от основания пирамиды уровень включает потребности безопасности и защиты, связанные с долговре­менным выживанием. Это потребности в защите от стихий­ных бедствий, от хаоса и беспорядков, от болезней; потреб­ности в законности, в стабильности жизни и т.п. Не являясь собственно биологическими, они тем не менее примыкают к самому нижнему базовому уровню мотивации, будучи в целом близким аналогом инстинктивной потребности са­мосохранения у животных. Эти потребности становятся ак­туальны тогда, когда достаточно удовлетворены и отходят на задний план физиологические потребности.

Третий уровень мотивации представлен потребностями принадлежности и любви. Они проявляются при удовлетворении потребностей двух предыдущих уровней. Человеку не­обходимы отношения привязанности и любви с членами своей семьи (отношения супругов, родителей и детей, братьев и сестер и т.д.), отношения дружбы, духовной близости, в том числе в группе (с товарищами по интересам и коллега­ми по работе и т.д.). Кроме того, он нуждается в привязан­ности к отчему дому, месту, где вырос, и т.п. Эти потребно­сти, выделенные А. Маслоу как особый уровень мотивации, перекликаются с понятием психосоциальной тождественно­сти в концепции Э. Эриксона. Как и психосоциальная тож­дественность, реализация потребностей данного уровня яв­ляется, согласно А. Маслоу, основной предпосылкой психи­ческого здоровья.

При достаточном удовлетворении потребностей в при­надлежности и любви их актуальность снижается и возни­кает следующий, четвертый уровень мотивации — прояв­ляются потребности в уважении и самоуважении. Потреб­ности в самоуважении направлены на обретение уверен­ности в себе, на достижения, свободу и независимость, компетентность. Потребности в уважении (другими людь­ми) связаны с мотивами престижа, статуса, репутации, признания, славы, оценки. Удовлетворение потребностей этого уровня порождает чувство собственного достоинства, осознание своей полезности и необходимости. Неудовлет­ворение ведет к пассивности, зависимости, низкой само­оценке, чувству неполноценности.

При достаточной степени удовлетворения потребностей четырех перечисленных уровней возникает потребность в самоактуализации. А. Маслоу понимает ее как «стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлени­ем... к идентичности».

Человек испытывает «неудовлетворенность оттого, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен. Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, чем он может быть. Человек чувствует, что он должен со­ответствовать собственной природе».

Таким образом, в основу представлений А. Маслоу о мотивации положена «концепция удовлетворения», пред­полагающая проявление закона угасания потребности при ее удовлетворении на всех базовых уровнях мотивации. «Че­ловек, удовлетворив свою базовую потребность, будь то потребность в любви, безопасности или в самоуважении, лишается ее. У нормального здорового... человека нет... по­требности в безопасности, любви, престиже или самоува­жении, за исключением тех редких моментов, когда он оказывается перед лицом угрозы... Человека, не удовлетво­ренного в какой-либо из базовых потребностей, мы долж­ны рассматривать как больного или по меньшей мере «не-дочеловеченного» человека... Кто сказал, что нехватка любви менее пагубна для человека, чем нехватка витаминов?»

Распространение закона угасания потребности при ее удовлетворении на все базовые уровни мотивации, вклю­чая потребности в принадлежности и любви, связано с трактовкой А. Маслоу последних как эгоистических, обус­ловленных тем или иным дефицитом, нуждой (в утеше­нии, общении, самоутверждении и т.п.). А. Маслоу выде­лял два вида любви: дефициентную (дефицитарную) и бытийную. При дефициентной любви человек «любит по­тому, что нуждается в любви, тоскует о ней, жаждет ее, потому, что ему недостает любви и он обречен на стремле­ние восполнить этот дефицит». Другой вид любви возника­ет, согласно А. Маслоу, на уровне потребности в самоакту­ализации, у «людей, удовлетворивших свои потребности в безопасности, любви, уважении и самоуважении и потому не мотивированных этими потребностями». «Самоактуали­зированный индивидуум не испытывает дефициентной нужды... Он любит, потому что любовь присуща ему, пото­му что любовь — такая же неотъемлемая часть его суще­ства, как доброта, честность и искренность... Любовь для него — не только аспект становления, но и аспект бытия, и потому ее можно назвать высшей любовью, любовью на уровне бытия, или любовью к бытию другого».

Мы не можем согласиться с делением А. Маслоу любви на низшую, эгоистическую и высшую. Любовь независимо от ее вида и происхождения всегда является сущностным мотивом человека, она всегда «неотъемлемая часть его су­щества», всегда (по определению) соединяет существа их сутью и потому несовместима с эгоизмом, направлена на бытие другого. Если это не так, то это не любовь. Если любовь связана лишь с нуждой в чем-то для себя, то ее можно определить как то или иное духовное иждивенче­ство, но никак не любовь.

Нельзя согласиться и с тем, что любовь (по А. Маслоу — бытийная любовь) — привилегия лишь самоактуализиро­ванных людей. Редкий человек не имеет хотя бы одной сильной привязанности, хотя бы одного сущностного мотива. Это может быть не только любовь к человеку, но и привязан­ность к родным местам, к отчему дому, к четвероногому питомцу; чувство дружбы, увлеченность чем-то и т.д. В связи с этим данный уровень мотивации, связанный, как было показано выше (§ 3 настоящей главы), с духовно-нравствен­ными ценностями, в аспекте развития личности, безуслов­но, занимает более высокое положение, чем уровень по­требности в уважении и самоуважении.

Напомним, что в отличие от потребностей первых двух уров­ней мотивации, а также потребностей в уважении и самоува­жении, сущностные потребности и мотивы принципиально ненасыщаемы: потребность и мотив (предмет потребности) смещены на содержание деятельности, неразрывно слиты с ним. Вследствие этого на них не распространяется закон угаса­ния потребности при ее удовлетворении — все сущностные отношения непреходящи. Кроме того, поскольку им всегда свойственна разделенность (единение сутью), связанные с ними мотивы не могут быть эгоистичными.

В любви мужчины и женщины, как и во всех других сущностных связях с миром, безусловно, имеет место удов­летворение своей собственной потребности, своей собствен­ной нужды. В этом смысле сущностная мотивация не отли­чается от мотиваций других уровней. Но своя нужда, своя потребность сливается здесь с сутью объекта отношения, т.е. с предметом потребности, мотивом. Бытие любимого человека, его нужды становятся сущностной частью свое­го собственного бытия. Как и во всех других сущностных отношениях, в любви человека к человеку направленность на себя, на свое «Я» неотделима от направленности на объект, слита с ней. Сливаясь с сутью объекта и расширяя свое «Я», человек остается эгоистичным, но лишь в том смысле, что служение бытию другого, всемерная забота о нем становится его собственной потребностью. Как отме­чает сам А. Маслоу, в любви происходит «укрепление ин­дивидуальности обоих партнеров... слияние двух «Я» озна­чает не ослабление, а укрепление каждого из них».

В связи с вышеизложенным, заметим также, что невоз­можно любить, не испытывая потребности в любви, нуж­ду в ней. Если «любовь присуща» человеку, если «любовь — неотъемлемая часть его существа», он не может не нуж­даться в ней. Любовь без потребности в ней, «любовь-дар» (К.С. Льюис) — это снисхождение, прихоть, все что угод­но, но ни коим образом не любовь. Любовь невозможно разделить на «любовь-нужду» и «любовь-дар», эти два ее компонента нераздельны. Другое дело, что человек может нуждаться в утешении, защите от одиночества, самоутвер­ждении и т.п. и использовать любовь другого человека для удовлетворения этих потребностей. Но это уже совсем дру­гие мотивационные отношения, с потребностью в любви они ничего общего не имеют.

Несмотря на отмеченные и некоторые другие противо­речия, концепция А. Маслоу получила широкую извест­ность и признание благодаря своей гуманистической на­правленности. Центральное место в ней занимают пред­ставления о свойственной человеку потребности в самоак­туализации — высшем, отвечающем собственно человечес­кой сущности уровне мотивации.

Что представляет собой этот уровень? Прежде всего отме­тим, что самоактуализация, т.е. «самовоплощение», реали­зация своего потенциала, имеет статус не потребности и соответствующего ей мотива, а цели. Это частный случай жизненного замысла, а воплощение жизненного замысла в реальность, как было показано Ф.Е. Василюком (см. § 3 на­стоящей главы), осуществляет воля. Участие в самореализа­ции волевых процессов однозначно позволяет рассматри­вать ее как цель. Мотив, на который направлен жизненный замысел, мы определили выше как обретение способности быть самим собой и в согласии с миром. Практически такое же представление о данной мотивации мы находим у А. Мас­лоу: «Человек... должен соответствовать собственной приро­де, если он хочет жить в мире с самим собой».

А. Маслоу дал развернутую характеристику самоактуали­зированных людей. Многие из отмеченных им черт случай­ны, иногда неточны и даже ошибочны. Тем не менее ему удалось выделить и главные, существенные особенности, не оставляющие сомнений в том, что речь идет о людях сущно­стного жизненного мира. Ниже эти главные качества приве­дены в формулировках самого Маслоу. Они тем более инте­ресны, что А. Маслоу, судя по некоторым положениям своей теории (в частности, широкой трактовке концепции удов­летворения), не был носителем сущностной формы жизни. Однако несомненен его глубокий интерес исследователя к самоактуализированным людям. Глубокий интерес, предпо­лагающий в том числе интуитивное познание предмета ис­следования, и позволил ему выделить эти главные черты.

А. Маслоу особо подчеркивает креативность самоактуа­лизированных людей. «Креативность — универсальная характеристика всех самоактуализированных людей... Креа­тивность самоактуализированного человека сродни креатив­ности ребенка, еще не испорченного влиянием культуры. Креативность — фундаментальнейшая характеристика че­ловеческой природы, это потенциал, данный каждому че­ловеку от рождения... Креативность не ищет себе подтверж­дений, она необязательно проявляется в музицировании, стихосложении или занятиях живописью. Это скорее осо­бый способ мировосприятия, особый способ взаимодействия с реальностью... Ее следы можно обнаружить в любой дея­тельности самоактуализированного человека, даже в самой обыденной, в самой далекой от творчества в обычном по­нимании этого слова. Чем бы ни занимался креативный человек, что бы он ни делал, во все он привносит прису­щее только ему отношение к происходящему, каждый его акт становится актом творчества. В этом смысле звания творца может заслужить любой самоактуализированный сапожник, портной или кондитер».

Очень точно описанная Маслоу всеобщность проявле­ния творческого начала, связанная с особым отношением ко всему окружающему, вытекает из генерализации сущ­ностных мотивационных отношений. Для людей с сущнос­тной формой жизни, как отмечалось выше (§ 3 настоящей главы), жизнь в целом выступает как единая целостная сущ­ностная связь с миром. Отсюда всеобщность проявления творческого начала, которое в

Наши рекомендации