Индивидуальное консультирование клиентов, обратившихся с проблемой затруднений в общении

Жалобы на трудности в общении — наиболее распространенная причина обращения за психологической консультацией. Клиенты с этой проблемой делятся на три группы:

■ клиенты, которые считают, что им общаться мешает застенчивость, неуверенность в себе;

■ клиенты, которые считают, что вокруг них нет интересных людей;

■ клиенты, испытывающие проблемы в общении с противоположным полом.

Первый вывод, к которому психолог должен подвести клиента любой из трех групп, это принятие ответственности за свои трудности на себя. Также не следует забывать, что в большинстве случаев за трудностями общения скрываются личностные проблемы. В общении с другими людьми клиенту часто мешает его характер, в основе которого лежат родительские программы. К установкам, затрудняющим процесс общения, относятся: представление о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим и одновременно отсутствие требований к себе.

Клиенты первого типа в привычной среде чувствуют себя хорошо, но как только застенчивый человек попадает в окружение малознакомых или вообще незнакомых людей, он чувствует дискомфорт, замыкается. Такая черта характера, если ее не корректировать, может привести к депрессии и алкоголизму. Задача психолога в работе с таким типом клиентов — показать источник проблем, рекомендовать потихоньку выдавливать из себя эту черту характера, делая что-либо необычное в окружении малознакомых людей.

Вот несколько упражнений, которые психолог может рекомендовать клиенту:

Рабочая книга практического психолога

1. Надо научиться заговаривать с самыми разными людьми. Даже если к вам обратился пожилой человек, не уходите от разговора. Более того, попытайтесь в беседе найти что-то приятное и интересное. Пытайтесь вести разговор.

2. Постарайтесь играть роль балаболки. Препятствие застенчивых людей — если начал говорить, говори только умные вещи. Перешагните через это, разрешите себе болтать всякую ерунду, хотя бы иногда.

3. Воспитывайте в себе детское, веселое начало. Первое время это лучше делать без свидетелей. А если тяжело настроить себя на то, чтобы стать чуть-чуть ребенком, почитайте для начала «Вредные советы» Г. Остера.

4. Учитесь быть спонтанным. Как этому учиться? Начните с рассказывания анекдотов. Но поцытайтесь рассказывать их к месту и, естественно, на одном дыхании.

5. Привыкайте помогать и отзываться на помощь.

6. Следите за своим лицом. Выражением лица должна стать доброжелательность и готовность к улыбке.

Клиенты второго типа начинают свой рассказ с жалоб на своих сослуживцев, своих домашних. Они его раздражают — кто своей болтливостью, кто инертностью и т. д. Психолог должен предложить клиенту задуматься о причинах поведения других людей, о том, что ими движет, что им необходимо. Например, раздражающая клиента болтунья — одинокая женщина, ее чрезмерная общительность — это попытка найти сочувствие и признание. А высокомерный человек просто скрывает свою застенчивость и т. д. Трудности в общении часто бывают связаны с неумением прощать, с вниманием к мелочам, огрехам. Задача психолога — помочь клиенту концентрировать свое внимание на положительных качествах партнера, зная и обходя отрицательное в нем.

В основе трудностей клиентов третьего типа лежат стереотипные представления о своем поведении и о

Работа психолога-консультанта

поведении представителей другого пола. Надо сказать, что многие уже приходят на консультацию с мнением о том, что виновники проблемных отношений с противоположным полом — они сами.

Первое в работе с подобными трудностями — уделить внимание требованиям, ожиданиям, которые клиент связывает с представителями другого пола. О требованиях к партнеру клиент говорит без труда, но это стереотип. Например, клиентка жалуется на то, что сейчас трудно найти настоящего мужчину, и именно поэтому у нее не складываются отношения с представителями противоположного пола. Психологу следует уточнить, что для нее значит «настоящий мужчина». Она обязательно ответит, что он должен быть мужественным, умным и т. д. После этого психолог может спросить: «Кому он должен?»; «Почему вы так считаете?»; «Чего вам не хватало в партнерах, с которыми вы встречались ранее?» и многое другое. Подобные вопросы — естественный способ вместе начать думать и разбираться в ситуации.

Часто к стереотипным требованиям к партнеру клиент добавляет стереотип своего собственного поведения (например, у женщины это внешняя холодность, неприступность, сокрытие заинтересованности мужчиной). Люди, исповедующие подобные стереотипы, загоняют себя в угол, так как, во-первых, редко встречаются люди, вписывающиеся в ожидаемую схему, а во-вторых, стандарт своего поведения тоже не способствует установлению контактов. Задача психолога — разрушение и коррекция жестких программ, представлений, мешающих общению.

Итак, проблемы в общении — это проблемы личностные. Решить их можно только благодаря личностному росту. Помо ць v с» ом окажут техники, описанные выше. И не следует ждать от человека, что он тут же преобра зится. Главное, чтобы он осознавал проблему и xore.i работать над собой.

Рабочая книга практического психолога

Наши рекомендации