Тактильная и двигательная память

194. «Теплый—холодный, сухой—мокрый». Подготовьте стимуль-ный материал, например, кусочек льда, фрукт из холодильника, грелку, мокрую ватку и т.п. Сначала предложите ребенку с открыты­ми глазами ощупать и назвать предметы, отметив, какие они. После

202 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

этого он с закрытыми глазами анализирует предложенный ему пред­мет, дает ему название и говорит, какой он на ощупь (например: «Это сухой и теплый клубок ниток»).

195. «Найди такой же». Ребенок с закрытыми глазами ощупыва­
ет ряд фигур с разной фактурой поверхности: гладкие, шершавые,
колючие, бархатистые, скользкие и т.д. Затем, не открывая глаз, он
должен найти предметы с такой же поверхностью и выстроить их в
заданном порядке. Количество фигур увеличивается постепенно. Ощу­
пывание осуществляется сначала двумя руками одновременно, потом
одной рукой (правой, левой), а нахождение предметов — двумя рука­
ми одновременно, той же и другой рукой.

196. «Запомни форму». Ребенок с закрытыми глазами ощупывает
фигуры разной формы (круг, треугольник, звездочка и т.д.), называ­
ет их и запоминает последовательность, в которой они ему предъяв­
лялись. Затем он, не открывая глаз, сразу же или после небольшой
паузы должен найти фигуры и выстроить в том же порядке.

197. «Почувствуй и запомни позу». Стоящему или сидящему с за­
крытыми глазами ребенку придается и «снимается» какая-либо поза
(усложненный вариант — последовательно 2—3 позы). Его задача —
почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной по­
следовательности.

198. «Замри». Играют несколько детей, один из них — ведущий.
Он придумывает и демонстрирует какую-либо позу. Все дети внима­
тельно смотрят и запоминают ее, затем начинают бегать, прыгать,
ползать (по договоренности). По сигналу «Замри!» дети воспроизво­
дят позу (позы), которую показывал ведущий.

199. «Двигательная память». Психолог показывает несколько
движений (танцевальных, гимнастических и т.д.). Ребенок должен по­
вторить эти движения как можно точнее, желательно в той же после­
довательности.

Зрительная память

200. «Шапка-невидимка». В течение трех секунд надо запомнить
все предметы, собранные под шапкой, которая на это время подни­
мается, а затем перечислить их.

201. «Запомни и найди». Приготовьте таблицы с изображением
предметов (рис. 25), геометрических фигур.

Покажите ребенку на 4—5 сек. карточку с предметами и предло­жите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней ча­сти таблицы. То же — с геометрическими фигурами.




Раздел 2. Формирование операционального обеспечения





Тактильная и двигательная память - student2.ru




Рис. 25

Рис. 25 'J

Между запоминанием и отыскиванием изображений следует де­лать паузы разной длительности (от 5 сек. до 5 мин.), причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятель­ностью (например, рисованием, рассказыванием стихотворения, по­вторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физи­ческих упражнений и т.д.).

202. «Запомни точно».

а) Приготовьте лист бумаги с 15—20 геометрическими фигура­
ми, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги,
квадраты, треугольники, звезды, снежинки и т.п.). Попросите ребен­
ка запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые
фигуры и т.п. Затем найти их на другом бланке.

б) Приготовьте бланк с правильными и перевернутыми
(сверху — вниз, справа — налево) фигурками, цифрами или бук­
вами (более сложным будет смешанный вариант). Попросите ребенка
запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (циф­
ры, буквы), а затем — найти и/или нарисовать их.

Время запоминания — 15—20 сек. Количество запоминаемых эле­ментов — от 5 до 10.

203. «Запомни и нарисуй». Для этого задания необходимо заранее
подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги
(рис. 26), а также лист бумаги и карандаш.

Попросите ребенка внимательно посмотреть на образец и запом­нить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в


Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

204Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация


Тактильная и двигательная память - student2.ru


Рис. 26

Рис. 26

том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последова­тельности — 2 сек., для второй — 3—4 сек., для пятой — 6—7 сек.

204. «Восстанови порядок». Приготовьте 5—10 игрушек (предме­
тов), разложите их в случайном порядке. Предложите ребенку запом­
нить их расположение (15—20 сек.). Затем он отворачивается, а психо­
лог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен
восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти этало­
ны выстраиваются в ряд; психолог меняет местами порядок в ряду.

Это задание может выполняться, как и предыдущее, на любом материале (предметы, цветы, животные, буквы и т.д.).

205.Дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка — запом­
нить порядок расположения детей. Первый вариант — он отворачива­
ется и называет детей по порядку; второй вариант — психолог изме­
няет порядок, переставляя не более 3—5 детей, а ребенок его восста­
навливает.

206.Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осмат­
ривает и запоминает позы детей и их одежду. Затем он выходит из ком­
наты, а психолог производит не более трех — пяти изменений в позах и
одежде детей. Задача ведущего — вернуть все в исходное положение.

207. Дети располагаются определенным образом по периметру
зала (например, в одном углу, у окна, у мяча на полу и т.д.) и запо­
минают свое место. Включается музыкальный фрагмент, дети свобод­
но бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее:
а) вернуться на свое место; б) занять место на одну позицию вперед
при движении по часовой стрелке.

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 205

При большом количестве детей, или если дети испытывают труд­ности в запоминании места и последовательности передвижения, можно объединить их в пары (в этом случае важны взаимопомощь и согласованность действий).

208. «Запомни фигуры». Приготовьте набор карточек с различны­
ми изображениями.

Объясните ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить мате­риал, можно использовать такой прием, как классификация, то есть объединение в группы похожих чем-то предметов.

Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фи­гуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести.

209. «Вспомни пару». Приготовьте бланки с фигурами для запо­
минания и воспроизведения (рис. 27).

Тактильная и двигательная память - student2.ru

Рис. 27

206 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предла­гается 2-й бланк — для воспроизведения, на котором он должен на­рисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствую­щую ей пару.

210. «Найди пару». Материалом для игры могут быть два одинако­
вых набора с изображением фигур, предметов, животных, цифр,
букв, слов, цветных карточек; две колоды игральных карт (например,
парой будут считаться две карты одного цвета, масти или достоинства).

Играют два и более участника. Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок перево­рачивает любые две карточки, показывая всем участникам изобра­женные на них картинки. Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз.

Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все последующие ходы участники делают с таким расче­том, чтобы за один ход открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе и ему присуждается один фант (очко). При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше фантов.

211. «Раскрась одним цветом одинаковые фигуры». Ребенку пред­
лагается бланк с 7—20 геометрическими фигурами (треугольник,
круг, квадрат и т.д.). Психолог предлагает ему показать круг, квадрат
и т.д., а затем запомнить, что круги надо раскрасить желтым цветом,
квадраты — красным, треугольники — зеленым и т.д.

Задание можно усложнять за счет увеличения количества и раз­нообразия фигур и цветов, добавления признака величины (большие и маленькие круги и т.п.), вводя в материал буквы и цифры.

Слухо-речевая память

212. «Магазин». Вы можете послать ребенка в «магазин» и попро­
сить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с од­
ного-двух предметов, постепенно увеличивая их количество до пяти-
семи. В этой игре полезно менять роли: взрослый и ребенок по очере­
ди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и про­
давцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом
идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная»,
«Молоко», «Игрушки» и любые другие.

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 207

213. «Пары слов». Предложите ребенку запомнить несколько слов,
предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы на­
зываете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пи­
рог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем назы­
ваете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать вто­
рое слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количе­
ство пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми
связями.

214. «Восстанови пропущенное слово». Ребенку зачитываются 5—7
слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена,
письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с про­
пуском одного из слов. Он должен назвать пропущенное слово. Вари­
ант задания: при повторном прочтении заменить одно слово другим
(из одного семантического поля, например, корова — теленок;
близким по звучанию, например, стол — стон); ребенок должен
найти ошибку.

215. «Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре участвуют не­
сколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) ука­
зывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица,
зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считал­
ка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в дан­
ном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает
игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия
не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариан­
тах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, ме­
бель и имя.

216. «Повтори и продолжи». Ребенок называет какое-нибудь сло­
во. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое.
Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий
ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление ря­
дов из слов одной обобщающей группы (например, ягоды, фрукты,
животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительно­
му (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, соч­
ный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный» и
т.д.). Более сложным является задание на составление связного рас­
сказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложе­
ния, добавляет свое.

217. «Запомни нужные слова». Из предложенных фраз (рассказов)
ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные
условия, транспорт, растения и т.п.

208 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

218. «Зашифруй предложение». Для запоминания даются короткие
завершенные высказывания, например: «Волк выбежал из леса»и
«Дети играли во дворе» и т.д. i\

Попросите ребенка «зашифровать» предложение с помощью ус4
ловных изображений так, чтобы запомнить его (например, волк •*•
елка + стрелка и т.п.). В течение одного занятия рекомендуется дават|'
для запоминания не более 2—3 фраз. ^

219. «Пиктограммы». Ребенку читается текст. Для того чтобы егог
запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобра-^
зить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроиз».
вести рассказ.

220. «Придумай, как запомнить слова». Объясните ребенку, что
для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать
такой прием, как классификация, то есть объединение в группы по­
хожих чем-то предметов.

Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип:

— роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, то­
мат, сосна, яблоко; '

",- *

— машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор,:

солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.

221. «Стенограф». Для этого задания потребуются соответствую­
щие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой
рассказ в течение 1—2 мин. В это время он должен обозначать:

а) «события» (действия) карточками с картинками, подбирая и
выкладывая их, следуя за ходом рассказа;

б) каждое предложение чертой (например, «Падал снег»), а за­
тем указывать количество предложений в рассказе;

в) каждое слово одним штрихом и затем указывать количество
слов в рассказе.

222. «Цепочка ассоциаций». Необходимо запомнить 30—40 не свя­
занных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея,
книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого надо применить метод искусст­
венных ассоциаций, который издавна использовался носителями фе­
номенальной памяти. «Представьте себе дом, по которому ходит пу­
шистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где
на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и
вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и
т.д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь,

Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 209

что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запо­минание любого учебного материала.

223. Необходимо научить ребенка таким широкоизвестным мне-мотехникам, как «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (очередность цветов радуги)», «Сегодня мы видим Землю много юж­нее склона Урала и Нептун с Плутоном» (порядок расположения пла­нет Солнечной системы) и т.д.

Наши рекомендации