Тема 7. Дети с нарушениями речи.

Предмет, задачи, основные принципы логопедии. Причины речевых нарушений, их классификация. Фонетические, мелодико-интонационные, темпо-ритмические нарушения устной речи. Нарушения письма и чтения. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Особенности развития познавательной сферы у детей с речевой патологией. Диагностика нарушений речи.

Тема 8. Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы.

Психология детей с синдромом раннего детского аутизма. Предмет и задачи психологии детей с РДА. Исторический экскурс. Причины и механизмы возникновения РДА, классификация РДА по степени тяжести. Особенности развития познавательной сферы. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы. Особенности деятельности. Психологическая диагностика и коррекция при раннем детском аутизме.

Тема 9. Развитие и образование детей со сложными нарушениями в развитии.

Комбинированные нарушения, их причины. Сложные нарушения развития как сочетание двух или нескольких первичных нарушений, приводящих к качественно новой характеристике нарушенного развития. Особенности психического развития детей с множественными нарушениями. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей, имеющих комбинированные нарушения развития.

4.4. Матрица компетенций, формируемых в процессе изучения дисциплины

Таблица 5

Темы дисциплины Количество часов Формируемые компетенции     ∑
ОПК-1 ОПК-10 ОПК-11 ОПК-12 ПКПП-2 ПКД-1 ПКД-2 ПКД-3 ПКД-4 ПКД-5 ПКД-6
1. Предмет, задачи, принципы, основные категории дефектологии + +                  
2. История становления и развития дефектологии + +                  
3. Понятие нормативности развития. Виды дизонтогенеза. Диагностика отклонений в развитии   +     +            
4. Дети с нарушениями познавательной деятельности       +   + + + + + +
5. Дети с сенсорными нарушениями в развитии       +   + + + + + +
6. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата       +   + + + + + +
7. Дети с нарушениями речи       +   + + + + + +
8. Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы       +   + + + + + +
9. Развитие и образование детей со сложными нарушениями в развитии       +   + + + + + +
Итого по дисциплине                        
                             


Лабораторные работы

Для дисциплины «Дефектология» лабораторных работ не предусмотрено.

Самостоятельная работа

При изучении дисциплины «Дефектология» предусмотрено выделение 29 часов на самостоятельную работу студентов. Виды самостоятельной работы регламентируются графиком учебного процесса и самостоятельной работы.

Видами самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Дефектология» являются:

а) выполнение домашних заданий;

б) освоение и проработка теоретического материала лекционного курса;

в) выполнение заданий по самостоятельной работе.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Содержание дисциплины предполагает нелинейную организацию образовательного процесса, которая характерна для многоуровнего образования, что позволяет реализовывать новую проектно-исследовательскую модель обучения. Освоение данной дисциплины включают как традиционные технологии (лекционно-семинарские занятия), так и не имитационные неигровые методы и технологии: метод проектов, мультимедиа презентации, групповые дискуссии, семинары-конференции и др.

Практические занятия по дисциплине предполагают применение интерактивных методов обучения: анализ реальных проблем; обсуждение и решение проблемных ситуаций, а также использование методов активного социально-психологического обучения: дискуссия, метод «Круглого стола», кейс-метод, мультимедийные технологии и т.п.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Практические занятия – важная форма организации учебного процесса, необходимая при изучении дисциплины «Дефектология». Она способствуют закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками, развивает самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой. Кроме того, они являются средством контроля преподавателей за самостоятельной работой студента.

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Наши рекомендации