Психологические механизмы преступного поведения.

Преступление – общественно опасное, виновное, наказуемое по закону деяние.

Поведение – это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Преступное действие – мотивированный, целенаправленный, сознательный и управляемый акт противоправного поведения, которым достигается определенная цель, и этот акт не разлагается на более простые. Преступное поведение человека – есть процесс, развертывающийся как во времени, так и в пространстве.

Факторы формирования противоправного поведения: 1. Индивидуальный. 2. Психолого-педагогический. 3. Социально-психологический. 4. Личностный. 5. Социальный, социально-экономический.

Преступное действие имеет внутреннюю структуру:

1. Мотив, цель действия, форма вины.

2. Предм. действия, способ, ср-ва, усл-я его реализ.

3. Рез. действия и его последствия.


Психологические механизмы преступ.поведения – это связь и взаимодействие внеш.факторов объектив.действительности и внутр. Психич. процессов и состояний, обуславливающих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих его поведение.

Механизм преступного поведения: Процесс формир-я и проявления преступ.поведения субъекта, умышленно совершившего преступление, м. условно разделить на 2 этапа:

I этап — мотивационный:

Появление потребности как источника активности личности => переход потребности в мотив противоправного поведения.

Ситуация перед совершением преступления – это ситуация выбора, связанная с мировоззренческой определенностью решения человека.

a. Формирование активного потребностного состояния, которое может перейти в мотив преступного деяния.

b. Борьба мотивов (первоначально мотивы и цели могут не совпадать, но в последующем возможен сдвиг мотивов на цель).

c. Прогнозирование (либо проигрывание ролей, либо в более сжатом виде).

d. Принятие решения.

e. Оценка условий, в которых будут совершаться противоправные действия.

II этап — реализации решения:

f. Совершаются противоправные действия (охватывает действия и бездействия)

g. Наступает преступный результат, который может и не совпадать с намеченной целью (цель оказалась «недовыполненной»: результат полностью или частично не достигнут в силу объективных или субъективных факторов; цель оказалась «перевыполненной»: достигнутый результат превзошел ранее поставленную цель).

При анализе механизмов преступного поведения не следует смешивать мотив и цель преступления. Цель возникает как форма реализации мотива, а сама реализуется в действие и его результаты. Цель – это предвиденный и желаемый результат, который стремится совершить лицо посредством действий. Мотив приводит к постановке цели, но сам ею не является. И мотив и цель связаны с результатом (в умышленных преступлениях).

Поводом преступления являются внешние обстоятельства, которые приводят в действие общественную опасность личности преступника. Только личность решает, как ей поступить. Ситуация возникновения преступных действий становится показателем того, в каких конкретных условиях, конкретная личность способна совершить преступление.

Определенные психологические особенности преступного поведения имеют так называемые "безмотивные" преступления:

1). Бессмысленные, с избыточной жестокостью по отношению к жертве, с неадекватным характером насильственных действий;

2). Преступления насильственного характера, возникающие по механизму смещения агрессивности в состояние фрустрации. Аутоагрессия => суицид.

Неосторожные преступления: имеет место разрыв между мотивом и целью с одной стороны с результатом с другой стороны. Отсутствие мотивации на достижение преступного результата не исключает в целом мотивов противоправного поведения, следствием которого и является результат.

Следует различать мотивы умышленных преступлений и мотивы поведения, объективно приведшего а общественно опасным последствиям в неосторожных преступлениях.

Виды криминальных ситуаций:

* Проблемная, * Конфликтная, связанная с острым противоречием и открытым столкновением интереса и позиции виновного и др. лиц.

По характеру воздействия на виновного криминальная ситуация может быть:

· экстремальной,

· необычной,

· исключительной для данного лица,

· оказывающей влияние,

· соблазняющей или провоцирующей,

· побуждающей к совершению преступления,

· раздражающей.

Если человек действовал виновно, значит самая неблагоприятная ситуация давала возможность выбора варианта, но он в силу своих личностных качеств выбрал преступный путь решения проблемы.

Фрустрация. Определение, механизм возникновения, влияние на поведение субъектов правовых отношений.

Фрустрация – это психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некой цели.


Причины фрустрации:

· нехватка необх. средств для достижения целей (внеш./внутр.)

· невозвратные потери (внешние/внутренние)

· конфликты (внутриличностные/межличностные).

Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицат. эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и пр. В состоянии Ф чел-к испытывает сильное нервно-психическое потрясение.

В связи с фрустрацией различают:

- фрустратор – причину, вызывающую фрустрацию; - фрустрационную ситуацию; и - фрустрационную реакцию.

Уровень Ф зависит от силы/интенсивности фрустратора, от функционального состояния человека, от сложившегося при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.

Ф возникает при отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей мере Ф подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, не подготовленные к невзгодам, трудностям, с недоразвитыми волевыми чертами хар-ра.

Особенности протек-я Ф зависят от возмож. разрядки возникшего напряжения. Ф может ослабевать, исчезать или усиливаться. Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то раздражительность, досада, озлобленность могут вылиться на невинных людях, друзьях, членах семьи.


Ф выливается в:
· Неосознанные закрепления характера (акцентуация)· Психопатия (болезн. уродство характера)
· Комплекс неполноценности· Неврозы (истерики, неврастения, психастения)
· Соматические заболевания.

Методы урегулирования Ф:

· Психопрофилактическая инф.-просветительская работа

· Психологическое консультирование

· Психотерапия

· Психологическая саморегуляция

· Физиотерапия

· Коррекция психич. сост. с пом. цвет. возд-я

· Музыкальное воздействие

· Воздействие запахов

· Фитотерапия

· Гипноз

· Рефлексотерапия

· Психофармакология

· Библиотерапия

· Психологический тренинг.

30. Особенности допроса в конфликтной ситуации. (+В.21)

Допрос – наиболее психологизированное действие, связанное с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, психологическими связями между ними. Это одно из основных следственных действий, направленных на получение информации о преступлении. В работе следователя допрос занимает более ¼ его рабочего времени.

Допрос осуществляется в ситуации непосредственного общения с конкретным лицом, поэтому главенствующее место в нем занимает познавательная и коммуникативная деятельность следователя.

В зависимости от коммуникативной ситуации, складывающейся во время допроса, различают допрос в конфликтной ситуации и в бесконфликтной ситуации.С этой точки зрения все допрашиваемые делятся на заинтересованных в положительных результатах расследования, безразлично относящимся к деятельности ПО и не заинтересованных в том, чтобы преступление было раскрыто.

Активное противодействие допрашиваемых лиц установить истину: отказ от дачи показаний, дача ложных показаний. Ситуация неопределенности допрашиваемого может служить поводом для оговора себя, принятия на себя всей вины за группу, тем самым оградить преступников от наказания.

Мнимая бесконфликтность – самооговор, ложное признание. Методика разоблачение – детальный повторный допрос, проверка показаний на месте, очная ставка, следственный эксперимент.


Приемы изобличения ложных показаний:

· «Развертывание лжи» на стадии свободного рассказа

· Метод косвенного допроса. Постановка косвенных вопросов, имеющих второстепенное значение для допрашиваемого.

· Последовательное предъявление доказательств

· Внезапная постановка вопросов

· Повторный допрос * Групповой допрос

· Темп допроса: замедленный/форсированный

· Приемы, вызывающие состояние психич. напряженности у допраш-го

· Стимулирование положительных качеств допрашиваемого.

· Прием использования слабых мест допрашиваемого.

· Приемы, созд. впечатление о большой осведомл-ти следователя.

Основной психич. процесс во вр. допроса – воспроизведение (восстан-е и актуализация ранее воспринятого содерж-я из долговрем. памяти).

Приемы психического воздействия (психологические проблемы допроса): содействие распознанию ложности показаний, получение правд. показаний, оказание мнемической помощи, установление психологич. контакта, система приемов правомерного психологич. воздействия.

Продуктивность воспоминания в значительной мере зависит от мнемических средств: системы различных индивидуальных приемов, облегчающих запоминание: * Повторный допрос * Проведение очной ставки

· Обращение к образной памяти, использование наглядности (предъявление схем, планов, фотографий)

· Умелое сочетание узнавания с собственным воспроизведением, допроса на месте события

· Оказание допрашиваемому помощи в воспроизведении события в прямом или обратном, хронологическом порядке, допрос о фактах, сопутствующих преступлению.

· Создание объектив. условий, снимающих эмоц. напряжение, исключ-х воздействие на допрашиваемого посторонних раздражителей.

Эффективность допроса зависит от изучения личности допрашиваемого. Целесообразно заранее получить о нем данные биографического характера, о профессии, образовании, образе жизни и т.д.

Методы допроса: беседа, анализ действий допрашиваемого, метод экспертных оценок, психологический эксперимент.

Вопросы следователя: нейтральные, разделительные (или-или), альтернативные, косвенного внушения, ложного содержания. На допрашиваемого психологически действуют не только сами вопросы, но и их последовательность. Стадии допроса:

· Начальная, вводная (определяется психологическое состояние допрашиваемого). Исходное условие проведения допроса – установление психологического контакта с допрашиваемым.

· Стадия свободного рассказа (вызов у допрашиваемого активности и интереса к обстоятельствам, входящим в предмет доказывания)

· Детализирующая стадия допроса (восполнение пробелов свобод. рассказа, уточнение неопред. высказываний, выяснение конфликт. высказываний). Возможна речевая пассивность допраш-го, здесь важна способность следователя задавать активизирующие вопросы.

· Заключительная стадия (фиксация полученных сведений в протоколе, дословно, возможна звукозапись)

Наши рекомендации