Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя».

Методика работы.Студентам предлагается перечень типичных фраз, которые учителя часто говорят ученикам (см. выше — задание 1). Инструкция: «Перед вами перечень высказываний учителей, которые ■ не способствуют эффективному общению и мешают активному слу-

Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя». - student2.ru Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя». - student2.ru Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя». - student2.ru Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя». - student2.ru Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя». - student2.ru Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя». - student2.ru Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя». - student2.ru 190 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте

шанию ученика. Вам следует определить тип каждого высказывания (критика, наставление, обвинение, угроза и т. п.), а затем перефрази­ровать их в позитивном ключе, сохранив общий смысл высказывания. Каждый работает самостоятельно».

В обсуждении группа составляет список типов высказываний учи­телей, не способствующих эффективному общению и мешающих ак­тивному слушанию ученика, и определяет наилучшие варианты пере­фразирования.

Завершение занятия. Резюме преподавателя. Студенты оценивают сте­пень удовлетворенности занятием. Преподаватель может дать студен­там домашнее задание пронаблюдать за другими людьми, как они слу­шают говорящих, может предложить студентам попрактиковаться в техниках выслушивания, с которыми они познакомились при выпол­нении данного задания.

Задание 3. Метод анализа конкретных ситуаций в педагогическом общении тренера со спортсменами1

Вводные замечания. Цель и практическая значимость данного зада­ния состоит в том, чтобы создать у студентов установку на необходи­мость овладения тренером умениями педагогического взаимодействия с учениками, что достигается при образовании навыка анализировать конкретные ситуации общения в спорте. В практике спортивно-педа­гогического общения тренера со спортсменами периодически возни­кают трудности взаимопонимания и даже конфликтные ситуации скры­того и реже открытого характера. Одним из эффективных психолого-педагогических способов их предупреждения и разрешения является метод анализа конкретных ситуаций, получивший за рубежом название «метода Т-группы». Работа над данным заданием позволяет сформи­ровать у будущих спортивных педагогов-тренеров умственные умения и когнитивные навыки разбираться в сложной системе понятий, не­обходимых для более эффективного психолого-педагогического взаи­модействия с учениками в реальных ситуациях учебно-тренировочного процесса. Метод анализа конкретных ситуаций учит тренера отвечать на вопросы его педагогического труда не одним однозначным отве­том, «да» или «нет», а несколькими их вариантами. Этот метод учит анализу возможных вариантов педагогического решения конкретной

1 Ситуации предложены проф. А. Н. Николаевым.

Тема 3. Педагогическая психология общения тренера со спортсменами 191

ситуации. Когда есть из чего выбирать, всегда можно прийти к пра­вильному педагогическому решению. Ниже предлагаются примерные вопросы и ситуации, которые можно использовать как для повыше­ния психолого-педагогической квалификации тренеров детских спор­тивных школ, так и в воспитательной работе с конкретными юными спортсменами.

Выполняя данное задание, студенту необходимо понять и отве­тить на следующие вопросы.

1. Понимать личность ученика — что это значит?

2. Какие методы воздействия на занимающихся можно считать эф­фективными?

3. По каким критериям должна оцениваться воспитательная работа тренера?

4. Искусство убеждать — в чем оно заключается?

Методика работы. Для начала групповой дискуссии конкретную про­блемную педагогическую ситуацию студентам предлагает преподава­тель, затем ситуации предлагают сами студенты. Студенты проводят дискуссию по анализу конкретной ситуации с целью получения выво­дов по теме занятия и формулировки обобщенного заключения. Для обеспечения заинтересованного, активного участия каждого студента в обсуждении предложенной проблемы преподаватель подготавлива­ет тех, кто начнет разговор, стимулирует оппонентов, и тех, кто сдела­ет завершающие обобщения в конце дискуссии. Если дискуссия нача­лась, преподаватель старается не мешать студентам высказывать свои точки зрения, во время дискуссии преподаватель следит за ее ходом и направляет в нужное русло. В конце занятия преподаватель подводит итоги и поощряет своей оценкой наиболее активных участников дис­куссии.

Примерные ситуации для дискуссии

Ситуация 1. Тренер С. А. начала занятие с напоминания о том, что за­нимающиеся должны были принести дневники спортсмена для про­верки этих дневников. У спортсменки И. дневника не оказалось. Тре­нер заподозрила, что вопреки ее установкам дневник не ведется или находится в запущенном состоянии, и, не выявив причины невыпол­нения задания, отчитала И., заявив, что она — бездельница. В ответ И. в резкой форме ответила, что вообще не собирается заводить дневник. Тогда преподаватель велела И. покинуть спортивный зал, на что спорт-




Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя». - student2.ru Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя». - student2.ru Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя». - student2.ru Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя». - student2.ru Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя». - student2.ru Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя». - student2.ru 192 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте

сменка ответила: «И не подумаю!». — «Раз так, я сама уйду!», — сказа­ла тренер и ушла.

В возбужденном состоянии С. А. пришла к директору спортивной школы, все рассказала и заявила, что пока спортсменка не выйдет из зала, она не будет проводить занятие.

Директор попросила всех занимающихся перейти в соседний зал для продолжения учебно-тренировочного занятия, а И. попросила остаться. Во время занятия, которое проводилось без И., директор по­беседовала с ней и выяснила, что дневник у учащейся есть, она систе­матически ведет записи в нем, но сегодня забыла его дома, а нагрубила она тренеру из-за того, что та, не узнав причину отсутствия дневника, сразу начала ее оскорблять. Директору удалось убедить И. в том, что она была не права, что должна принести и показать дневник тренеру, извиниться перед ней и попросить разрешения присутствовать на за­нятиях.

После тренировки С. А. зашла к директору, и они вместе пришли к выводу, что тренер сама спровоцировала спортсменку на грубость.

Из данной ситуации вывод может быть следующим. Тренер совер­шила сразу несколько непозволительных ошибок: не выяснила при­чины отсутствия дневника у спортсменки, оскорбила ее, ушла из ка­бинета, обратилась за помощью к директору училища. Все эти поступки характеризуют тренера как педагогически и психологически неграмот­ного специалиста.

Поведение директора, напротив, свидетельствует о профессиональ­ной компетентности, умении адекватно анализировать ситуацию и най­ти оптимальный путь разрешения конфликта. Здесь представлены два ярких противоположных примера того, как надо и как не надо посту­пать в подобных случаях.

Ситуация 2.Тренер, видя, что у перспективной спортсменки вдруг не получается относительно простой элемент техники выполнения упраж­нения, сказала: «Как развлекаться, так ты первая, а здесь детского уп­ражнения выполнить не можешь». Спортсменка, ничего не ответив, выбежала из зала. А на следующий день пришла к директору спортив­ной школы и сказала, что в этой школе заниматься она больше не бу­дет. Несмотря на уговоры директора, решения она не изменила, ска­зав, что не хочет заниматься спортом в школе, где тренеры не уважают спортсменов и оскорбляют их человеческое достоинство.

Директор школы сделал замечание тренеру и предложил извинить­ся перед учащейся, но та наотрез отказалась. Тренер не считает себя виноватой и говорит: «Мы должны давать объективную оценку зани-

Тема 3. Педагогическая психология общения тренера со спортсменами 193

мающимся и делать это надо при всех, чтобы все знали. Иначе они все не будут проявлять старательности на занятиях, а мы будем перед ни­ми заискивать, нянчиться с ними только для того, чтобы они не ушли

, из нашей школы».

Многие тренеры были солидарны с этой точкой зрения, а вы? Ситуация 3.Спортсмен, систематически опаздывающий на трени­ровки, приглашен вами для «крутой беседы» по поводу его дисципли-

i ны. Но неожиданно для себя вы — тренер данного спортсмена — сами опоздали и пришли на 20 минут позже назначенного времени. Спорт-

( смен вас дождался и с любопытством ожидает, как вы себя поведете в

I создавшейся ситуации.

Ваши действия как тренера?

1. Сразу же начну беседу и потребую от него объяснения по поводу опозданий.

2. Оправдаюсь за свое опоздание, а потом начну беседу.

3. Отменю беседу, перенесу ее на более удобный для меня момент.

4. Попрошу извинения за опоздание и начну беседу.

; 5. Попрошу извинения и использую свое опоздание для обоснования замечания.

Ниже по порядку приведены варианты возможных последствий вы­бранных тренером действий в ситуации 3:

1. Что ж, начинайте, но воспитательный успех такого «лобового уда­ра» сомнителен, так как учащийся может сказать: «Что Вы от меня требуете? Сначала сами не опаздывайте!»;

2. Если вы хотите пользоваться авторитетом, то объясняйтесь, но ни­когда не оправдывайтесь перед учащимися. Это признак слабости.

3. Совершенно неправильный поступок, показывающий, что вы пло­хой воспитатель.

4. Вот это правильно!

5. Спортсмен после беседы с вами, возможно, скажет товарищам: «Тре­нер сегодня специально опоздал, чтобы я не опаздывал». Такой ва­риант возможен, но нежелателен.

Методическое указание.При выполнении данного задания студен­тами, специализирующимися по спортивной психологии, они выде­ляют и фиксируют ошибки педагогического общения в ситуациях 1 и 2. Преподаватель объясняет психологическое содержание предложенных способов поведения и обосновывает варианты правильных решений,

Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя». - student2.ru Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя». - student2.ru Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя». - student2.ru Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя». - student2.ru Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя». - student2.ru Упражнение 4. «Неудачные фразы учителя». - student2.ru 194 Раздел 3. Психология воспитания, обучения и тренировки в спорте

проанализированных ими в ситуации 3, дает обоснование психологи­чески правильному способу и неправильному способу педагогическо­му общения.

Завершение работы.Преподаватель подводит общие итоги занятия и предлагает студентам подумать над вопросами для продолжения дис­куссии на следующем занятии: 1) Что вы знаете о коммуникативной компетентности педагога? 2) Что означают «трудные случаи» в педа­гогической практике? 3) Умеете ли вы переносить (терпеть) несовер­шенство других — если да, то это «есть признак высшего достоинства» (Г. Винклер), — можно ли с этим мнением согласиться? 4) Как вы от­носитесь к восточной поговорке: «Приветливость — это "золотой ключ", который открывает железные замки людских сердец»?

Раздел 4

Социально-психологическое обеспечение подготовки спортсменов

Наши рекомендации