Виды учебной деятельности и формы контроля

Пояснительная записка

Дисциплина «Логопедическая ритмика» – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания. Основополагающий принциплогоритмики – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является её организующим и руководящим началом. Методами логоритмики в доступной и интересной форме у детей развиваются общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность, а в ходе музыкально – дидактических игр отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые упражнения.

Цели освоения дисциплины «Логопедическая ритмика»:

- знакомство с теоретико-методическими, практическими основами логопедической ритмики;

- изучение специфики использования средств логоритмического воздействия в системе комплексной реабилитации лиц с расстройствами речи.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

ПК-2 готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты.

ПК-3 готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В результате изучения учебной дисциплины «Логопедическая ритмика»студенты овладевают следующими знаниями, умениями и навыками:

Знания:

- естественно-научные основы логопедической ритмики;

-онтогенетические закономерности формирования двигательной сферы;

- особенности музыкально-ритмического воздействия на составляющие психической сферы человека;

- особенности использования логоритмических упражнений в системе коррекции различных нарушений речи.

Умения:

- использовать диагностические технологии обследования моторных функций детей и

взрослых;

- грамотно интерпретировать и использовать данные обследования при разработке комплексных реабилитационных программ.

Навыки:

- применения средств логоритмического воздействия для коррекции нарушений общей и тонкой произвольной моторики, мимики лица, формирования речевого дыхания; нормализации компонентов просодики (тембра голоса, темпа и ритма речи, мелодики);

- преодоления нарушений звукопроизношения и фонематических процессов;

- пробелов лексико-грамматического строя речи;

- совершенствования познавательных процессов (внимания, памяти, мышления);

- нормализации эмоционально-волевой и личностной сферы лиц с патологией речи;

-развития статической динамической координации общих движений, тонкой произвольной моторики, мимики лица, речевого дыхания.

Для проверки знаний студентов в процессе изучения курса пре­дусмотрены различные формы контроля: применение устного экспресс-опроса студентов по содержанию предыдущей лекции, выполнение лабораторных занятий,аннотирование научно-методического текста,разработки презентаций по конкретной теме или проблеме.

В процессе самостоятельной работы студенты знакомятся с основной и дополни­тельной литературой по проблемам логоритмического воздействия, готовят сообщения и рефераты по различным разде­лам курса. Изучение курса заканчивается зачетом.

2.Модули дисциплины,

Лекции

Тема «Логопедическая ритмика в системе комплексной реабилитации лиц с патологией речи»(2ч.)

Логопедическая ритмика является составным звеном лечебной ритмики. Использует связи слова, музыки и движения как одно из средств воздействия в комплексе методик воспитания, лечения и обучения людей с разными нарушениями развития, особенно с речевыми нарушениями.

Научное осмысление механизма воздействия музыки на организм человека началось с конца XIX — начала XX в. В России интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых В. М. Бехтеревым, С. С. Корсаковым, И. М. Догелем, И. М. Сеченовым, И. Р. Торхановым, Г. П. Шипулиным и др.

Практическое использование музыки, движений как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих отклонения в развитии, в нашей стране началось в начале XX в. в период становления отечественной дефектологии.

Тема «Естественно-научные основы логопедической ритмики»(2ч.)

Естественнонаучная основа логопедической ритмики складывается из комплекса биологических, психолого-педагогических и музыкальных дисциплин.

Важное место в этом комплексе занимают учения И.М. Сеченова, И.П. Павлова и современные исследования высшей нервной деятельности. Естественнонаучная основа базируется на учениях И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Современные исследования высшей нервной деятельности оказывают существенное влияние на формирование и развитие методик обучения и воспитания в случаях нарушения или недоразвития речевых навыков.

Вся деятельность человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, их миелинизацией, так и функциональным дозреванием и налаживанием работы координационных уровней. Учение И.П. Павлова о системности, динамическом стереотипе объясняет процесс образования и совершенствования двигательных навыков.

Лабораторные занятия(12ч.)

Лабораторные занятия по дисциплине интегрируют теоретико-методологические знания, практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

Задание выполняется по одному из указанных направлений патологии по выбору.

Список основной литературы

1. Холопова В. Н. Феномен музыки / В. Н. Холопова - М.: Директ-Медиа, 2014Объем

(стр):384

2. Филатова Ю. О.Ритм речи и движений у детей:теоретические и прикладные проблемы

логопедии/ Ю. О. Филатова - М.: Прометей, 2012 Объем (стр):218

http://biblioclub.ru/index.php?page=main_ub_red&needauth=1

Краткий конспект лекций

по основным темам дисциплины

Лекция «Логопедическая ритмика в системе комплексной реабилитации лиц с патологией речи» (2ч.).

План

1. Определение логопедической ритмики. Цели и задачи логопедической ритмики.

2. Краткие сведения из истории ритмики. Роль отечественных ученых в развитии логопедической ритмики

3. Содержание логопедической ритмики .

Основные термины: логопедическая ритмика, кинезитерапия, психомоторные качества, лечебная ритмика.

Логопедическая ритмика — один из видов кинезитерапии, средство коррекции речевых нарушений с помощью движений, музыки и слова. Логопедическая ритмика в работе с детьми с нарушением речи — составная часть системы коррекционной помощи в дошкольном образовательном учреждении.

Практика использования логопедической ритмики показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с разными речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими отклонениями, заиканием и др. При каждом варианте нарушения содержание и организация логоритмических занятий выстраиваются в соответствии со структурой данного нарушения, только в этом случае они дают коррекционный эффект.

Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи:

- к коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).

- в образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, темп, регистр).

- к воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи.

Логопедическая ритмика является составным звеном лечебной ритмики. Использует связи слова, музыки и движения как одно из средств воздействия в комплексе методик воспитания, лечения и обучения людей с разными нарушениями развития, особенно с речевыми нарушениями.

Объект логопедической ритмики – лицо с речевыми нарушениями.

Предмет логопедической ритмики – многообразные нарушения психомоторных функций людей с речевой патологией и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель логопедической ритмики – преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у лиц с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со слухом и музыкой. И в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики:

Оздоровительная: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторных функций, воспитание осанки, походки.

1. Образовательная: формирование двигательных навыков и умений; формирование пространственных представлений; способности свободно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитие ловкости, силы; развитие координации движений; усвоение теоретических знаний в области музыкальной культуры, музыкального восприятия. Все это содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

2. Воспитательная: воспитание и развитие чувства ритма; воспитание способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание способности восприятия образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений.

3. Коррекционные задачи обусловлены поэтапностью логопедической работы при устранении различных нарушений речи.

В ходе логоритмической работы необходимо учитывать возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, особенности нарушений речевых и неречевых процессов (пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного внимания, памяти и т. п.).

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовывать речь.

Научное осмысление механизма воздействия музыки на организм человека началось с конца XIX — начала XX в. В России интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых В. М. Бехтеревым, С. С. Корсаковым, И. М. Догелем, И. М. Сеченовым, И. Р. Торхановым, Г. П. Шипулиным и др. Исследования выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Очень важными были выводы о том, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы в организ-ме человека, снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество, а отрицательные оказывают противоположное действие.

Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства (музыки) в коррекционной работе со взрослыми и детьми.

Практическое использование музыки, движений как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих отклонения в развитии, в нашей стране началось в начале XX в. в период становления отечественной дефектологии. В это время в систему музыкаль-ного воспитания широко внедрялось музыкально-ритмическое направление, разработан-ное швейцарским педагогом, музыкантом Жаком Далькрозом. Формирующее начало рит-мики обусловливалось сочетанием ритма, музыки и движения. Идея «воспитания ритма при помощи ритма» реализовывалась посредством использования специально подобран-ных упражнений, которые развивали у взрослых и детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. При этом стержнем музыкально-ритмического развития Ж. Далькроз считал музыку, отмечая, что в ритмике музыка приобретает телесные формы и преобразует наши тела.

Внедрявшая систему ритмического воспитания Ж. Далькроза в России Н. А. Александрова расширила область применения ритмики; она отмечала, что ритмика является той общей точкой, от которой расходятся пути живописца, скульптора, музыканта, дирижера, мимиста, танцора, актера. Это разделение по специальностям явилось первым шагом к использованию ритмики в различных областях человеческой деятельности, в том числе к выделению целого направления — лечебной ритмики.

Первые шаги по использованию ритмики в системе лечения нервнобольных были предприняты профессором В. А. Гиляровским. Под его руководством в 1926 г. в нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была создана особая система лечебной ритмики для детей и взрослых. На практике эта система была реализована ритмистом В. А. Гринер. Ритм как организующий элемент музыки

был положен в основу двигательной системы, целью которой является регуляция движений и поведения больного. В 1930-х гг. лечебная ритмика начинает использоваться в логопедических учреждениях, закладываются основы целого направления реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения речи, — логопедической ритмики.

С этого времени ритмика активно применяется в работе с детьми с различными формами патологии: имеющими расстройства центральной нервной системы (Н. А. Власова, В. А. Гиляровский); глухими и слобослышащими (Н. А. Рау, Е. Ф. Рау, З. Е. Пунина, Л. Я. Брозело, И. Н. Мусатов, А. М. Кыштымова, Н. П. Збруева); имеющими афазию (Ю. А. Флоренская, В. А. Гринер); заикающимися (В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Н. А. Власова). Авторы подчеркивали как значимость общепедагогического, эстетического влияния музыки, ритма на ребенка с проблемами, так и возможность коррекции имеющихся отклонений в психофизической сфере — в моторике, развитии памяти, внимания. При этом указывалось, что такие занятия являются и психотерапевтическим методом воздействия на ребенка, коррекции его эмоциональной сферы.

Изучение влияния музыки и движения на детей с проблемами, проводимое в 1960—1980-е гг. такими исследователями, как Г. А. Волкова, В. А. Эркман, В. С. Ляпидевский, Б. И. Шостак, Н. А. Тугова, В. И. Селиверстов, Г. Р. Шашкина, А. В. Кручинин, О. С. Стерник, О. П. Гаврилушкина и др., показало возможности музыкально-ритмических движений как реабилитационной методики в системе воспитания и обучения детей с нарушениями развития речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью и т. д.

Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале. Занятия проводятся логопедом, владеющим музыкальным инструментом, музыкальное сопровождение также может осуществлять музыкальный руководитель. Продолжительность занятий зависит от возраста детей и колеблется от 20 до 35 мин. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные навыки и умения, а затем на этой основе строится речевая работа.

Контрольные вопросы по теме.
1. Что такое логопедическая ритмика?
2. Что является предметом логопедической ритмики?
3. Какие основные задачи решает логопедическая ритмика?
4. Что включают в себя образовательные задачи?
5. Что входит в коррекционные задачи логопедической ритмики?
6. Назовите воспитательные задачи логопедической ритмики?
7. Чем обусловлена коррекционная направленность логоритмических занятий?


Использованные источники.

1.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений/ Г.А. Волкова - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Объем (стр): 272 с. - (Коррекционная педагогика).

2.Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.Объем (стр): 224 с.

Вариант 1

1. Развитие моторных функций в онтогенезе.

2. Факторы, определяющие направленность и содержание логоритмического воздействия.

Вариант 2

1. Естественнонаучная основа логоритмики.

2. Структура и технология диагностического обследования психомоторики.

Вариант 3.

1. Принципы логопедической ритмики.

2. Психолого-педагогические особенности детей и подростков с невротической формой заикания.

Вариант 4.

1. Средства логоритмики.

2. Психолого-педагогические особенности детей и подростков с неврозоподобной формой заикания.

Вариант 5.

1.История развития логопедической ритмики.

2.Использование средств логоритмики на разных этапах логопедической работы с детьми и подростками, страдающими заиканием.

Вариант 6.

1. Методы логоритмики.

2. Этапы логоритмического воспитания детей с дизартрией.

Примерные вопросы к зачету с оценкой

1. Связи логопедической ритмики с другими науками.

2. Принципы логопедической ритмики (общедидактические и специфические).

3. Характеристика звеньев логоритмики.

4. Средства логоритмики, направленные на развитие и коррекцию неречевых процессов.

5. Средства логоритмики, обеспечивающие коррекцию и совершенствование речевых процессов.

6. Методы логоритмики.

7. Организация и методическое оснащение логоритмического воздействия в учреждениях различного вида.

8. Факторы, определяющие направленность и содержание логоритмического воздействия.

9. Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда, воспитателей и родителей в вопросах организации логоритмического воспитания дошкольников.

10. Цели, задачи, организация обследования психомоторики детей и взрослых с нарушениями речи.

11. Структура и технология диагностического обследования психомоторики.

12. Использование средств логоритмики на разных этапах логопедической работы с детьми и подростками.

13. Особенности психомоторики детей с общим нарушением речи 1 уровня развития.

14. Этапы логоритмического воспитания детей с общим нарушением речи 2 уровня развития.

15. Психолого-педагогическая характеристика детей и подростков с общим нарушением речи 3 уровня развития.

16. Музыкально-ритмическое воспитание детей и подростков с ФФНР

17. Музыкально-ритмическое воспитание детей с нарушениями голоса.

18. Система логоритмического воздействия при заикании детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Содержание и организация логоритмического занятия.

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания. Основополагающий принциппроведения занятия по логоритмике – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является её организующим и руководящим началом.

Методами логоритмики в доступной и интересной форме у детей развиваются общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность, а в ходе музыкально – дидактических игр отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые упражнения.

Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Логоритмическая работа строится по двум основным направлениям:

Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти.
Второе направление логоритмической работы - развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координации речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений, проводятся в сочетании с рит ритмической основой. Это может быть музыка, счёт или стихотворное сопровождение.

Основные задачи логоритмики:

1.Развитие общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве;

2. Развитие чувства темпа, ритма, певческих способностей;

3. Активизация всех видов внимания и памяти;

4. Развитие артикуляционной и мимической моторики;

5. Формирование фонематического слуха;

6. Коррекция речевых нарушений. [4]

Элементы логоритмики.

Г.А. Волкова, развивая идеи В.А. Гринер и Н.С. Самойленко [1941], рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций.

Элементы логоритмики включает в себя следующее:

- логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук;

- упражнения на развитие общей моторики;

- вокально–артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;

- песни, стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- мело- и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;

- упражнения для мимических мышц, развития эмоциональной сферы, воображения и образного мышления;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

развития ребёнка и специфики образовательного учреждения, осуществлять личностно – ориентированный подход к обучению и воспитанию.

Логоритмика это совместная работа трех специалистов: логопед, музыкальный руководитель и воспитатель, работающий с данной группой детей.

Логопед координирует деятельность музыкального руководителя и воспитателя, включает в занятие упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позволяющие решать коррекционные задачи, исходя из речевой патологии детей.

Музыкальный руководитель подбирает музыкально – двигательные, художественно – изобразительные и музыкально – дидактические игры и упражнения в соответствии с возрастом детей, аккомпанирует.

Воспитатель проводит логоритмику, корректирует действия детей, создаёт благоприятную атмосферу, помогая детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, осуществляет контроль над детьми во время выполнения двигательных и танцевальных упражнений: следит за осанкой детей, качеством движений, соблюдением правил игры.

Вне логоритмических занятий воспитатель продолжает отрабатывать с детьми те виды упражнений, которые вызвали у них затруднения, разучивает тексты песен или словесный материал к пальчиковым играм.

Таким образом, логоритмика обеспечивается преемственность в работе всех специалистов, занимающихся коррекционной работой. Использование наглядного материала, иллюстраций, музыкально-дидактических игр, музыкальных инструментов, атрибутики, элементы костюмов делает логоритмику более привлекательным, интересным и продуктивным для детей. В качестве музыкального сопровождения используется как классическая, авторская музыка, так и музыка современных композиторов в аудиозаписи. Занятия по логоритмике проводятся один раз в неделю в музыкальном зале.

Длительность занятий для детей 5-6 лет составляет 25 мин., 6-7 лет –30 минут.

Ход занятия.

Оборудование: игрушки, музыкальные записи.

ВВЕДЕНИЕ

1.Введение в тему. (Организационный момент). (2м.)

Загадка.

Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет. Что такое... (Самолет.)

2. Совершенствование двигательных функций.(3м.)

Ходьба в обход зала в колонне по одному под тихую музыку на носочках, руки за головой и под громкую музыку полуприседом, руки на поясе (музыка Э. Парлова «Марш»).

3. Развитие музыкальности и чувства ритма.(2м.)

Чередование медленной и быстрой ходьбы парами, бег (музыка Ф. Надененко «В темпе марша»).

4. Развитие дикции и артикуляции.(4м)

Гимнастика «активного вдоха», упражнения «Наклоны головы», «Обними плечи», «Повороты», «Маятник», «Насос» (музыка - латышская народная мелодия в обработке А. Донас).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

5. Развитие фонематического восприятия. (2м.)

Произнесение логопедом ряда слов со звуком [с] или без него: мак, сом, кот, сад, салат, заяц, слон, пила, шишка, жук, звон, собака, насос. Если звука [с] в слове нет, то дети сидят на ковре по всему залу, если звук [с] в слове слышится, то дети двигаются по залу, произнося звук [с] с имитацией движений крыльев самолета.

6. Развитие дикции и артикуляции. (3м)

Упражнение на развитие дикции и артикуляции - проговаривание последнего слога с имитацией движений рукой, как при игре в бадминтон.

Укусила в нос оса - са, са, са, са. Стал мой нос как колесо - со, со, со, со. Не боюсь я злой осы - сы, сы, сы, сы. Я осу в руке несу -су, су, су, су.

6. Развитие мышления.(5м)

Дидактическая игра «Звук заблудился» - замена слов по смыслу, определение позиции звука [с] в слове, придумывание детьми движений и выполнение их под текст.

Говорят, один рыбак В речке выловил башмак. Но зато ему потом На крючок попался дом (сом).
На пожелтевшую траву Бросает лев (лес) свою листву. Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

7. Координация речи с движением. Упражнение на согласованность речи с движением с предметами.

Дети стоят полукругом напротив логопеда, который бросает мяч, произнося одновременно слово со звуком [с]. Ребенок, получивший мяч, возвращает его, изменяя это слово во множественном числе: сумка -сумки, носок - носки, насос -насосы и т. п.

8. Координация речи с движением.(3м)

Упражнение на координацию речи с движением(музыка - чешская народная мелодия «Отойди и подойди»).

Мы снежинки, мы пушинки, (Наклоны головы вправо-влево.)
Покружиться мы не прочь. (Поворот вокруг себя.)
Мы снежинки, балеринки, (Наклоны туловища в стороны.)
Мы танцуем день и ночь. (Приседание с поочередным выставлением ноги в сторону.)
Землю бархатом укрыли (Наклон вниз.)
И от стужи сберегли. (Приседание с разведением рук в стороны.)

9. Упражнение для развития мелкой моторики «Слон».(3м)

В зоопарке стоит слон. (Разжимание и сжимание пальцев в кулаки.)
Уши, хобот, серый он (Поочередное выставление больших пальцев, указательных пальцев, потирание кистей.)
Головой своей кивает, (Большие пальцы встречаются с другими пальцами рук, 4 раза.)
Будто в гости приглашает. (Кисти лицом к себе, зовущий жест, 4 раза.)    

10. Релаксация. (развитие речевого дыхания)(1м)

Диафрагмальная дыхательная гимнастика с игрушкой на животе (аудиозапись песни «Лесной олень» из серии «77 лучших песен для детей»).

Заключение.


Организация логоритмических занятий для дошкольников
с общим недоразвитием речи (ОНР)

При составлении логоритмических занятий указанного речевого нарушения следует учитывать:

- уровневую теорию ОНР( специфику моторики и речи дошкольников с ОНР первого, второго и третьего уровней).

- задачи и содержание логоритмических занятий с детьми с ОНР.

- методы приемы логоритмической работы.

Организация логоритмических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи (первый уровень речевого развития)

Первый уровень развития речи характеризуется как от­сутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по вре­мени отсутствие речевого подражания, инертность в овла­дении ребенком новыми для него словами. Такие дети в са­мостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вер­бальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания - звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов. Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова мо­гут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предмета­ми.

Учитывая структуру речевого и неречевого дефекта де­тей ОНР 1 уровня речевого развития логопеческие занятия с детьми I уровня развития ре­чи проводятся индивидуально или небольшими подгруппа­ми. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владе­ют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специ­фических особенностей психической деятельности. Поэто­му первые занятия проводятся лишь в форме игры с при­влечением любимых кукольных персонажей.

Содержание каждого занятия включает несколько на­правлений работы:

- развитие понимания речи;

- развитие активной подражательной речевой деятель­ности;

- развитие внимания, памяти, мышления детей.

План-конспект логоритмического занятия для дошкольников с общим недоразвитием речи(первый уровень речевого развития)возраст 5лет.

Тема: «Птицы»

Цель занятия: развивать координацию движений, ориентацию в пространстве, переключаемость движений, мелкую моторику пальцев рук, артикуляционный праксис; формировать понимание обращенной речи; вызывать естественные речевые реакции.

Вводная часть

Организационный момент. Загадка.

1. Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой! (Кто это? -Дятел).

2. Упражнения на различные виды ходьбы: по кругу, в колонне по одному (по узкой тропинке), ходьба на пятках (по кочкам), ходьба на носках (по лужам).

3. Упражнение на передачу разного темпа в движении. Чередование легкого бега и спокойной ходьбы (музыка Т. Ломовой «На прогулке»).

Основная часть

1. Упражнения для развития дыхания. «Ладошки», «Обними плечи», «Кошка», «Наездники».

2. Упражнение для развития голоса. Подражание птичьим голосам: кукушка, ворона, воробей, журавль, дятел (с имитацией двигательной активности — сидит, летает, стучит, прыгает, кружится).

3. Упражнение на согласованность речи с движением «Цыплята».

Цып-цып-цып, цыплятки, (Дети поднимают и опускают корпус с пола.)
Есть водица в кадке. (Логопед-«курочка» ходит вокруг и проговаривает стихотворение.)
Кто меня боится, Тем не дам водицы. (Дети, лежа на полу, выполняют движение «велосипед».)
Вот бегут цыплятки,  
Не боятся кадки. Возле кадки блюдце, Все они напьются. (Поднимаются и бегут к логопеду.)

4. Упражнение с мячом и речевым сопровождением «Поймай и повтори». Дети стоят в кругу, логопед в центре с мячом. Бросая мяч по кругу, называет птиц. Ребенок, поймав мяч, возвращает его и повторяет название птицы.

Заключительная часть

1. Упражнение на воображение. Рисование в воздухе кистью руки туловища, головы, клюва, крыльев, хвоста птицы.

2. Спокойная ходьба (музыка Е. Тиличеевой «Марш»).

Организация логоритмических занятий для дошкольников
с общим недоразвитием речи
(второй уровень речевого развития)

У детей со вторым уровнем речевого развития отмечаются существенные отклонения в развитии моторной и эмоционально-волевой сферы по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Это общая моторная неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация движений, слабый мышечный тонус, истощаемость движений, недостаточная двигательная память и снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий. У большинства детей с ОНР отмечается отсутствие чувства ритма и снижение звуковысотного слуха.

Содержание логоритмических занятий зависит от периода обучения и двигательно-речевых возможностей детей.

В первом периоде обучения детей с ОНР старшего возраста программа лгоритмических занятий предусматривает формирование понимания устной речи, подготовку к диалогу, знания в области словообразования (уменьшительный суффикс и приставочные глаголы), употребление притяжательных местоимений с существительными и составление простых предложений. Данные задачи решаются на занятиях, посвященных следующим лексическим темам: «Овощи - фрукты», «Осень», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы», «Животные».

Во втором периоде основными задачами являются: формирование диалогических форм общения, употребление в речи относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, использование предлогов в, на, под, из, глаголов третьего лица единственного числа. Темы предлагаются в следующей последовательности: «Зима», «Новый год», «Семья», «Игрушки», «Зимующие птицы», «Мебель», «Профессии», «Транспорт».

Третий период коррекционной работы предполагает развитие фразовой речи, образование глаголов с помощью приставок, относительных прилагательных, притяжательных прилагательных, антонимов и синонимов, употребление предлогов к, с, от. Темы могут быть следующими: «Лето», «Дом», «Части тела, лица», «Школа», «Спорт».

Схема логоритмического занятия для дошкольников с общим недоразвитием речи(второй уровень речевого развития)

Вводная часть

1. Организационный момент: сообщение темы, построение.

2. Упражнения на различные виды ходьбы и бега: ходьба коррекционная, с изменением положений рук.

3. Диафрагмальная дыхательная гимнастика.

Основная часть

1. Упражнения для развития мышечного тонуса.

2. Упражнения для развития артикуляции и дикции.

3. Упражнения для развития мимической моторики.

4. Речевая игра с мячом.

5. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

6. Упражнение на координацию движений с речью.

Заключительная часть

1. Упражнение для развития речевого внимания.

2. Упражнения с элементами релаксации.

<

Наши рекомендации