Детские музыкальные игрушки и инструменты .

Музыкальным игрушкам и детским инструментам в детском саду отводится особая роль. Они вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются и в семье, и в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей.

В детском саду следует предусмотреть полный ассортимент детских музыкальных инструментов, из которых можно составить ансамбль или даже маленький оркестр. Инструменты должны звучать чисто, иметь определенный тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.

Названия «музыкальные игрушки» и «детские музыкальные инструменты» весьма условны. Музыкальные игрушки применяются чаще всего в сюжетных и дидактических играх. В основном музыкальными игрушками пользуются дети самого младшего возраста. В зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты можно сгруппировать в определенные виды.

Беззвучные.Эти игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например, пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами.

Звучащие. 1.Игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты, треугольники.

2. Игрушки – инструменты, издающие звук только одной высоты: дудки.

3. Игрушки с фиксированной мелодией: музыкальные шкатулки.

4. Игрушки – инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, рояли, гармоники. Играя на них, можно воспроизводить разнообразные мелодии.

Существует определенная классификация всех музыкальных инструментов: они делятся на струнные, духовые и ударные.

Струнные – цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Духовые – флейты, саксофоны. Клавишно-язычковые - баяны, аккордеоны. Ударно – клавишные – игрушечные рояли, пианино. Ударные – бубны, треугольники, барабаны, металлофоны, ксилофоны.

Во всех возрастных группах в различных формах происходит общение с музыкальными инструментами. Если для самых младших пользуются в основном музыкальными игрушками, то в старших группах дети знакомятся с более разнообразными инструментами.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах в соответствии с программой проходит в средней, старшей и подготовительной группах.

В содержание программы включаются задачи: развитие у детей восприятия музыки; обучение игре на детских музыкальных инструментах.

Дети должны знать:

Названия инструментов;

Характер звучания инструментов;

Правила пользования инструментами и их хранение;

Приемы игры на них;

Расположение высоких и низких звуков на различных инструментах;

Названия нот - до, ре, ми, фа, соль, ля, си и их место на пластинках металлофона.

12. Методика обучения игре на детских музыкальных инструментах.

В методике обучения игре на инструментах важно установить последовательность выполнения различных музыкальных заданий. Познакомив детей на общих занятиях, допустим, с внешним видом металлофона, с основными приемами игры на нем, разучив в течение нескольких занятий 1-2 попевки, инструмент передают в дальнейшем в группу. Там во время игр дети уже по своей инициативе продолжают знакомиться с инструментом, воспитатель помогает им.

Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку. Металлофоны лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты можно положить на колени. Начинать обучение следует с игры на одном звуке. Например, металлофон хорошо передает звуки падающих капель дождя, (удары по одной пластинке). Затем поочередно по двум соседним пластинкам и т.д.

Знакомство детей с новыми инструментами, приобретаемая способность оценивать по слуху качество своего исполнения, импровизировать, возможность участия в различных ансамблях - все это делает игру на инструментах интересной для детей и ценной для их общего музыкального развития.

14. Характеристика музыкально-ритмической деятельности.

Цель- развитие координации движений под музыку, развитие ритмического слуха. Задача - научить двигаться соответственно музыке, выразительности и культуре движений.

Дети с удовольствием выполняют движения под музыку: прихлопы, притопы, действия с предметами. Они имеют ощущение музыки и движений. Что обеспечивает этот вид деятельности?

Обеспечивает музыкальное развитие: музыкальный слух; формирует умение подчинять движения музыке.

Дает правильные двигательные навыки:

а) Ходьба (марш, спортивная, торжественная, спокойная, плавная)

б) Шаг (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный дробный, хороводный)

в) Поскоки

г) Кружение

д) Движения рук

е) Хлопки

ж) Построение и перестроение

з) Движения с предметами (мяч, флажки)

к) Элементы танцев (русско-хороводный, дробный, переменный, шаг с притопом, полуприсядка) белорусского-крыжачок, бального-боковой галоп, шаг польки.

Обеспечивает формирование умения управлять движениями тела, быстро и точно останавливаться, менять движение.

Наши рекомендации