Развитие музыкального мышления учащихся

Среди создателей концепций, связанных с музыкальным мышлением, одно из первых мест принадлежит Б.А. Асафьеву. Суть его учения заключается в следующем: музыкальная мысль проявляется и выражает себя через интонирование. Интонация как базовый элемент музыкальной речи и есть концентрат, смысловая первооснова музыки. Эмоциональная реакция на интонацию, проникновение в ее выразительную сущность – исходный пункт процессов музыкального мышления.

Музыкальное мышление – переосмысление и обобщение жизненных впечатлений, отражение в сознании человека музыкального образа, представляющего собой единство эмоционального и рационального.

Музыкальное мышление включает в себя анализ и синтез, сравнение и обобщение. Анализ и синтез дают возможность проникнуть в сущность произведения, понять его содержание, оценить выразительные возможности всех средств музыкальной выразительности. Способность к обобщению основывается на принципе системности знаний. Прием сравнения активизирует имеющуюся систему ассоциаций и как мыслительная операция несет в себе противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми для решения поставленных задач. Этот прием является основным для приобретения новых знаний.

Мышление – процесс отражения действительности в сознании человека. Любая мыслительная деятельность связана со знанием о предмете. Вне знаний никаких мыслительных действий быть не может.

Музыкальное мышление – это оперирование музыкальными образами, средствами худ выразительности, это знание в действии. В муз искусстве все средства муз. выразительности интонационны. Эмоциональная реакция человека на интонацию является исходным пунктом процесса муз. мышл-я.

Особая ступень развития м.м. – мышление творческое. Оно характеризуется постепенным переходом от действий репродуктивных к продуктивным. Творческое мышление проявляется в различных видах и формах – сочинение муз., интерпретация муз., собственная трактовка муз. пр-я. М.М всегда наполнено определенным эмоциональным содержанием. При организации мыслительной деятельности детей необходимо обустроить сферу чувств-я ученика. Мышление опирается на знание, однако усвоение знаний происходит не теоретическим путем, а на основе накопленного соответствующего слухового опыта. Знания не самоцель, а средство развития муз. мышления.

Этапы развития М.М.

1. интонационно-речевой. Чел. чувства и речь – прототипы музыки. От жизни идем к музыке. Ребенок приобретает первые представления о муз. речи, которую можно научиться понимать и без слов. На этом этапе дети учатся осмысленно оперировать элементами муз. речи, осваивать их на понятийном уровне.

2. наглядно-действенный. Ребенок умеет осмысленно пользоваться элементами муз. речи в различных видах муз. деят-ти (аналитической, исполнит., сочинение). Ребенок способен проследить за музыкальным развитием, понять строение муз. произведения.

3. абстрактно-логический этап. Ученик способен художественно грамотно ориентироваться в разных явлениях муз. культуры, осознать особенности стиля композитора. Развитие мышления происходит во всех видах музыкальной учебной деятельности.

Эти этапы могут называться:- интуитивно-речевой (донотный 0-3 кл.),- музыкально-речевой (нотный),- композиционный (знакомство с муз. формой) ,- концептуальный (представление о муз в целом)

Существуют 2 типа муз мышления:- научное (понятийное); - художественное (образное – сочетание чувства и мысли, высшая форма – образ) Уровни мышления: высокий, средний, низкий (ограниченность, поверхностность, заторможенность)

Функции мышления:1. способность человека чувственно воспринимать выразительный смысл муз .интонации.2. осмысление логики организации музыки (т.е. умение находить в худ материале сходное и различное).3. синтезирующая, т.е. соединение рационального и эмоционального мышления.

Условия формирования мышления:

- жизненный опыт,- развитие всех компонентов муз. Слуха,- количество и качество муз. Репертуара,- опора на общие дидактические принципы,- использование разнообразных методов и приемов ( проблемные, игровые),- опора худ. мышления на научное (понятийное)

Методы формирования мышления:

1. развиваем все компоненты муз. слуха, учимся воспринимать дифференцировано

2. проблемные методы, различные виды анализа, метод обобщения, наблюдения. Опора на научные понятия.

3. в процессе слушания музыки формируются такие формы мышления, как умозаключение, суждение и т.д. Большое значение имеет количество и качество репертуара.

4. импровизация, сочинение, игра на ДМИ, музыкально-ритмические движения.

Для развития навыков мышления в процессе восприятия музыки:

-выявить главное интонационное зерно;

-определить на слух стиль произведения;

-подобрать произведения живописи и литературы в соответствии с образным строем музыкального произведения;

-найти фрагмент музыки определенного композитора в ряду других и т.п.

Для развития навыков мышления в процессе исполнительства:

-сравнить исполнительские планы музыкальных произведений в их различных редакциях;

-составить несколько исполнительских планов одного произведения;

-исполнить одно и то же произведение с различной воображаемой оркестровкой и т.п.

Мышление музыканта при организации творческого процесса (от замысла до конкретного воплощения) должно быть сконцентрировано на следующих аспектах деятельности:

-продумывание образного строя произведения;

-обдумывание материальной ткани произведения;

-нахождение наиболее совершенных путей, способов и средств воплощения на инструменте.

В структуре игровых движений всегда присутствуют два элемента – программирующий, связанный с формированием нужных представлений в головном мозге, и исполнительский, связанный с непосредственным выполнением движения.

Точность исполнительских действий напрямую связана с точностью и ясностью программ этих движений в сознании студента (идеомоторный акт).

Необходимо соблюдать ряд условий при использовании идеомоторных образов:

Сначала необходимо сформировать движение в мысленном плане и только потом пытаться выполнить его в реальном действии. При неудаче вновь возвращаться к программирующей части.

Мысленные представления необходимо пропускать через двигательный аппарат, вызывая при этом соответствующие ощущения.

Точности выполнения движения помогает проговаривание его в громкой речи (не рекомендуется использовать слова с приставкой “ не”)

Выполнение движения в идеомоторном плане надо начинать с медленного темпа.

При выполнении движения в реальном плане следует сосредоточиться на конкретных действиях, которые должны привести к искомому результату (а не на общей успешности).

Вот и завершается наш урок. Хотелось бы закончить его словами известнейшего музыканта Г. Г. Нейгауза “Тот, кто только переживает искусство, навсегда останется лишь любителем. Музыканту-профессионалу необходим синтез тезы и антитезы: живейшего восприятия и соображения”.

Споры продолжаются и по сей день: интеллект или эмоции? Точка в этом вопросе не поставлена…

25.Оценка успеваемости учащихся на уроках музыки. Метод контроля – очень важная функция пед. деят-ти. Это система последовательных диагностических действий учителя и уч-ся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Приемы контроля, которые применяются на других предметах не всегда переносятся на урок музыки, где деятельность уч-ся строится, прежде всего в эмоционально-образной форме. В начальной школе чрезмерный контроль сковывает инициативу и гасит живой интерес к музыке.

Оценка – важный сопутствующий элемент любой деятельности.

Формами выражения оценка является эмоциональная реакция, слово, отметка, письменная характеристика.

Объектом проверки по предмету музыка являются учебные достижения школьников, которые проявляются в:

- эмоциональной отзывчивости на музыку, слово, изображение, жест;

- знание важнейших понятий музыковедения, позволяющих ориентироваться в мире музыки;

- способность воспринимать содержание и характер муз. образов;

- овладение музицированием в различных формах (сольное, ансамблевое, хоровое пение, игра на детских муз. инструментах);

- способности сделать нравственный выбор;

- овладении методами анализа музыкальных явлений;

- проявлениях личностного отношения к музыкальным явлениям и жизненным ситуациям;

- умении применять полученный опыт в работе над творческими заданиями, в различных видах музыкального творчества.

Главная функция оценки на уроках музыки – стимулирование уч-ся в их развитии, образовании и воспитании и контроль за данным процессом.

На уроках музыки может использоваться не только индивидуальная, но и коллективная оценка (класс – хор, класс – оркестр, класс – слушатель и т.д.)

Система контроля за усвоением знаний может проводиться в следующих формах:

- наблюдение за развитием и деятельностью учащихся на уроках и концертах, в том числе за слушательской и исполнительской деят-ю;

-контролирующее прослушивание пения или игры;

- творческие задания с использованием полученных знаний и умений;

- устный опрос (индивидуальный, групповой, фронтальный);

- письменные контрольные работы с вопросами различного характера (узнавание на слух музыки, закрепление понятий из музыковедения и т.д.);

- рефераты по творчеству композиторов, темам;

- викторины, кроссворды, фонограммы;

- контролирующие компьютерные программы, игровые и т.д.

Главная функция оценки на уроках музыки - стимулирование учащихся в их развитии, образовании и воспитании и контроль за данным процессом.

1-2кл.- оценки нет. В ост. Классах рекоменд оценка от 5 до 10. Цель оценки: создание ситуации успеха.

26. Факультативные и внеклассные формы работы по музыкальному воспитанию.В настоящее время наблюдается тенденция к некоторым диспропорциям в учебных планах общеобразовательных школ. Постепенно сокращаются часы и даже периоды обучения предметов художественно-эстетического цикла. При невозможности иметь в школах оптимальную модель муз. воспитания особое внимание следует обратить на развитие различных форм и видов внеклассной работы, т.к. именно здесь заложен потенциал качественно нового уровня музыкального развития уч-ся в соответствии с их интересами. Для полноценного воспитания уч-ся и жизни школы нужна целая система внеклассной работы с большим удельным весом занятий и мероприятий муз. направленности.

Формы факультативной и внеклассной работы: массовые и кружковые.

Массовые формы – охват большого кол-ва уч-ся в организации и проведении различного рода мероприятий. Это могут быть праздники, фестивали, дискотеки, тематические вечера, музыкальные гостиные, концерты, лекции-концерты, экскурсии, балы, смотры, игры, викторины, выставки и т.д. По плану на учебный год массовых муз. мероприятий не должно быть очень много – не чаще одного раза в месяц, а обычно это 3-6 форм работы на год для класса.

Кружковая работа в школе требует не просто планирования, а четко организованного учебного процесса, подобно урочному. Перечень возможных кружков: хор, вокальная группа или ансамбль, индивидуальное обучение пению, эстрадное пение, фольклорный кружок, различные оркестры, музыкальный театр, клуб любителей музыки, беседы о музыке, игра на инструментах.

Работа кружка требует разработки посильной программы, но в отличие от предметов учебного плана, программы кружковой работы не имеют жесткой регламентации, поэтому представляется полная свобода для творчества музыканта-педагога.

В последние годы одной из самых популярных форм проведения досуга подростков и старшеклассников стала дискотека.. Фольклор- приобщение школьников к духовной культуре знания культуры своего народа, прочувствования себя его частью. работа в фольклорном ансамбле требует от учителя тщательного анализа песенного материала, прослушивания и изучения записей народных песен, поиска средств и методов активного освоения репертуара – всё это является залогом успешного приобщения школьников к духовной культуре народа.

27.Содержание, задачи и методы работы по предмету Музыка в 1 классе. В системе общего среднего образования музыке принадлежит особая роль. Целостно воздействуя на личность, музыкальное искусство формирует мироощущение, мировосприятие и мировоззрениерастущего человека.

Цель изучения предмета «Музыка» - формирование музыкальной культуры личности как части ее общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский). Достижение этой цели возможно лишь в процессе введения учащихся в музыку как в "искусство интонируемого смысла" (Б.В.Асафьев). Вхождение ребенка в музыку не сводимо к усвоению комплекса музыкальных знаний, умений и навыков. Оно предполагает формирование у учащихся ценностного отношения к музыке и жизни, приобщение к разнообразным способам музыкальной деятельности, раскрытие творческого потенциала личности.

I четверть

Мир звуков (8 часов)

Формирование представлений о разнообразии звукового мира природы и человека, разнообразии музыкальных инструментов.

Формирование умений вслушиваться в явления окружающего мира.

Формирование элементарных исполнительских умений.

Примерное планирование темы

1. Звучащий мир вокруг нас (1 ч.)

2. Природные и механические звуки (1 ч.)

3. Музыка- страна звуков (1 ч.)

4. Картины, созданные при помощи звуков (2 ч.)

5. Настроение, переданное при помощи звуков (2 ч.)

6. Обобщающий урок (1 ч.)

II четверть

Как рассказывает музыка (8 часов)

Формирование представлений о выразительном языке музыки.

Освоение палитры средств выразительного интонирования, различных способов отражения большого и маленького, высокого и низкого, быстрого и медленного, светлого и тёмного, близкого и далёкого.

Примерное планирование темы

1. Что и как можно рассказать при помощи звуков (1 ч.)

2. Звукоподражание (1 ч.)

3. Свет и тень в музыке (лад) (1 ч.)

4. Быстрое и медленное в музыке (темп) (1 ч.)

5. Близкое и далекое в музыке (динамика) (1 ч.)

6. Холодная и тёплая музыка (тембр)(1 ч.)

7. Высокие и низкие звуки (регистр) (1 ч.)

8. Обобщающий урок (1 ч.)

III четверть

Из чего выросла музыка (9 часов)

Формирование представлений о первичных музыкальных жанрах – песне, танце, марше. Формирование представлений о выразительном "пульсе" музыки.

Формирование умений исполнять равномерный "пульс" в музыке разного характера, выделять сильные и слабые доли "пульса". Формирование элементарных исполнительских умений.

Примерное планирование темы

1. С чего начинается музыка (1 ч.)

2. Песня, танец, марш (1 ч.)

3. Живой пульс музыки (1 ч.)

4. Какие бывают марши (1 ч.)

5. Какие бывают танцы (2 ч.)

6. Песня в жизни человека (1 ч.)

7. Песня, танец, марш встречаются в одном музыкальном произведении (1 ч.)

8. Обобщающий урок (1 час)

IV четверть

О чём рассказывает музыка (9 часов)

Формирование представлений о выразительности и изобразительности в музыке.

Формирование умений отображать контрастные настроения и явления окружающего мира в различных видах музыкально-художественной деятельности.

Примерное планирование темы

1. Музыкальные истории, рассказанные композиторами (1 ч.)

2. Музыка передает чувства человека (2 ч.)

3. Музыка отражает различные черты характера (1 ч.)

4. Музыка передает движение (1 ч.)

5. Музыка рисует картины (2 ч.)

6. Музыка народного праздника (1 ч.)

7. Обобщающий урок (1 ч.)

Примерные требования к уровню музыкального развития учащихся первого класса

К концу первого года обучения у учащихся формируются первоначальные представления:

– о разнообразии мира звуков и музыкальных инструментов;

– о первичных жанрах музыки;

––о выразительном пульсе музыки;

– о выразительности и изобразительности в музыке.

Умения:

– выразительно петь и музицировать на музыкальных инструментах;

–исполнять равномерный "пульс" в музыке разного характера, выделять сильные и слабые доли "пульса";

– использовать различные способы отражения большого и маленького, высокого и низкого, быстрого и медленного, светлого и тёмного, близкого и далёкого в собственной музыкальной деятельности.

28. Содержание, задачи и методы работы по предмету Музыка во 2 классе. В системе общего среднего образования музыке принадлежит особая роль. Целостно воздействуя на личность, музыкальное искусство формирует мироощущение, мировосприятие и мировоззрениерастущего человека.

Цель изучения предмета «Музыка» - формирование музыкальной культуры личности как части ее общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский). Достижение этой цели возможно лишь в процессе введения учащихся в музыку как в "искусство интонируемого смысла" (Б.В.Асафьев). Вхождение ребенка в музыку не сводимо к усвоению комплекса музыкальных знаний, умений и навыков. Оно предполагает формирование у учащихся ценностного отношения к музыке и жизни, приобщение к разнообразным способам музыкальной деятельности, раскрытие творческого потенциала личности.

I полугодие

Наши рекомендации