Лекция 12. Русская музыка XIX - начала XX веков. Глинка и революции традиционалистов

1) Русская модель исторически истинное как соборное

- духовная музыка, опера и вокальная лирика до Глинки (касс. 23)

2) Синтез духовного концерта, симфонии и романса в глинкинской опере

- «Жизнь за царя»

- «Руслан и Людмила»

3) «Свое» и «чужое», картинное и психологическое в симфоническом наследии Глинки

- «Камаринская» (касс. 27) и симфоническая «геогра­фия» Глинки

- «Вальс-фантазия»

4) «Старое» и «новое» в последних замыслах Глинки и неоканоническая перспектива (касс. 35)

- духовная музыка после Глинки

- Танеев

5) Хоровая соборность и сольный монолог в опере 1860-1920-х годов

- «Русалка» и «Каменный гость»

- «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»

- «Царская невеста» , «Моцарт и Сальери»

- «Женитьба»

- «Нос» (касс. 28)

- «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане»

- «Борис Годунов»

- «Хованщина»

6) Картинность и психологизм в симфонической музыке 1860-1920-х годов

- Балакирев

- Бородин, Римский-Корсаков

- Кюи

- Мусогорский

- Лядов, Глазунов, Прокофьев, Стравинский

- Чайковский. Романсовая интонация (касс. 30) «Иолан­та» и «Шестая симфония»

7) «Свое» и «чужое», князь Игорь и хан Кончак; царь Дадон и Шемаханская царица

- «Князь Игорь»

- «Золотой петушок» (касс. 29)

8) Отчуждение своего и освоение чужого: начало новой музыки XX века

- Стравинский

- Шостакович

- Прокофьев

- новаторы-традиционалисты XX века

Лекция 13. Новая музыка XX века. Замедлениеистории

1) Взаимообратимость вчера и завтра в музыке XX века

2) Специфика музыкального сегодня

- эпигонство

- классики XX века

- неувядаемая новизна. Скрябин. Дебюсси

- эстетические лозунги и технологические изобретения

- «истинное сегодня» и историческое сознание

3) Календарь из сплошных «завтра»

- серийная (додекафонная) композиция, сериализм

- Шенберг. Берг. Веберн (касс. 31)

- алеаторика, вариабельная, индетермированная ком­позиция, интуитивная музыка

- Кейдж. Штокхаузен (касс. 32)

- электронная музыка

- сонористика (касс. 33)

- метод Лигети

- минимализм, репетитивизм (касс. 34)

- инструментальный театр, хэппенинг

- мультисенсорные процессы и музыка окружающей среды

- Кейдж. «В поисках утраченной тишины»

4) Календарь из сплошных «вчера»

- дадаизм и футуризм

- Руссоло о шумах

- конкретная музыка. Шеффер и Анри

- Варез. «Электронная поэма»

- неоклассицизм

- неофольклоризм

- Барток

- география неофольклоризма

- Штокхаузен. Оперный цикл «Свет»

5) Материал может быть любым старая «мировая музы­ка» сегодня

- Сати, Берио, Корра, Нихаус, Тарнопольский, Шток­хаузен (касс. 32)

- мироподобие музыки

6) Конструкция самоценна грядущее отношение к миру в сегодняшней музыке

- Шенберг и время серийного опуса (касс. 31)

- время вариабельной композиции

- время стохастической композиции

7) Абсурдистский смех и сакральный канон

- Суслин «Страстный джокер»

- Слонимский «Веселые песни»

- Мессиан Поздние сочинения Стравинского

- Уствольская Губайдулина

- Шнитке Четвертая симфония

- Пярт Буцко Мартынов (касс. 35)

8) Великая музыкальная деревня

- Берио Симфония

- Мифологические сюжеты музыкальных сочинений

9) Великий музыкальный поселок городского типа

10) Дороги нет, но надо идти вперед (касс. 33)

Литература к части третьей

Часть 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Лекция 1 • Звучащее и незвучащее в музыке

Лекция 2 • Звуковая структура как смысл и ценность

Лекция 3 • Гармония

Лекция 4 • От гармонии к форме, или как абстрактные законы лада превращаются в конкретное произведение

Лекция 5 • Типы музыки

Лекция 1. ЗВУЧАЩЕЕ И НЕЗВУЧАЩЕЕ В МУЗЫКЕ

1. Парадокс музыки • 2. Пение и инструментальная игра • 3. Музыкальный звук - реальный и идеальный

Парадокс музыки.

О музыкальном искусстве говорят как о «наибо­лее чувственном среди искусств»1. Поэзию или живопись, к примеру, невозможно воспринимать на уровне физиологических реакций. А музыка может не только восприниматься, но и воспроизводиться без включения интеллекта, и горизонт такого слушания и музицирования достаточно широк (условно от медитативной практики отключения рационального мышления посредством определенных напевов2 - че­рез танцы в дискотеке - к пению больных с нарушениями речи и расстройством логического аппарата3. Нейрофизиологическое воздей­ствие музыки издавна использовалось в медицине.

В то же время, по традиции, идущей издревле, музыку признают наиболее обобщенным, абстрактным искусством - художественным эквивалентом философии и математики. Романтический мыслитель Новалис видел в музыкальных пропорциях формулу универсума5. И в XX веке считают возможным спеть некую ключевую теорему мироус­тройства6.

Сами по себе критерии наиболее чувственного и предельно абстрак­тного исключают друг друга. В восприятии же музыки они равно релеван­тны. Ключом к этому парадоксу может служить констатация, казалось бы, самоочевидного музыка - это пение и игра на инструментах.

Наши рекомендации