На тему: «Игротека Сочиняйки»

Герасева В.А.

воспитатель МКДОУ «Детский сад №24»

г. Шадринск

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Задачи:

1. Совершенствовать представления детей о характере музыки, её содержании, средствах музыкальной выразительности.

2. Развивать музыкально-сенсорные способности детей, творческую активность.

3. Совершенствовать навыки в индивидуальном и коллективном пении с сопровождением и без него.

4. Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра, эмоциональный отклик на выраженные в них чувства и настроения.

Оборудование: столы, музыкально-дидактические игры, шкатулка, музыкальный центр, диски с записями музыкальных произведений, лапти.

Ход занятия:

Под музыку П.И. Чайковского «Марш» из балета «Щелкунчик» дети входят в зал. Их встречает музыкальный руководитель.

Воспитатель.К нам в группу пришло письмо, в котором находилось приглашение в «Игротеку».

Музыкальный руководитель.Откуда пришло вам письмо? Кто подписал приглашение в «Игротеку»?

Дети. Сочиняйка!

Музыкальный руководитель.Тогда проходите, пожалуйста. Сочиняйка вас ждет.

Выходит Сочиняйка (взрослый, одетый в рубаху с воланами, фрак, на голове - цилиндр).

Сочиняйка. Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я пригласил вас в свою «Игротеку», так как думаю, что вы любите играть в музыкально-дидактические игры. Я прав? (Ответы детей.)

Сочиняйка. Предлагаю разделиться на две команды и посоревноваться между собой.За каждое правильно выполненное задание команды получат очки в виде цветочков в букеты. Кто заработает больше очков, у того и получится самый пышный букет!

Музыкальный руководитель.Ребята, давайте придумаем названия командам.

Выбираются названия: «Нотки», «Музыкальная шкатулка».

Дети садятся вокруг двух столов, вместе с ними музыкальный руководитель и Сочиняйка.

Проводится музыкально-дидактическая игра для развития звуковысотного слуха «Узнай песенку по двум звукам».

Дети упражняются в различении интервалов.

Музыкальный репертуар:

«Птица и птенчики», «Качели», «Труба», «Спите, куклы», «Гармошка», «В школу», муз. Е.Тиличеевой.

Музыкальный руководитель. Сочиняйка, какая красивая шкатулка стоит у тебя на столе!

Сочиняйка.Эта шкатулка не простая, а волшебная, в ней лежат картинки тоже не простые, а музыкальные. По ним можно узнать знакомые вам песни.

Проводится музыкально-дидактическая игра на развитие музыкальной памяти «Узнай песню по картинке».

Дети по соответствующей картинке говорят название песни и напевают её.

Музыкальный репертуар:

«Осень», муз.В.Иванникова, сл. М.Грюнер;

«Подарок маме», муз. Е.Ботярова, сл. Г.Виеру;

«Солнышко», муз. Т.Попатенко, сл. Н.Найдёновой;

«Не летай, соловей», рус.нар.песня в обработке А.Егорова;

«Если снег идёт», муз. В.Семёнова, сл. А.Внукова;

«Песенка про двух утят», муз. Е.Попляновой, сл. Н.Пикулевой.

Сочиняйка.Я очень люблю сочинять песенки! А вы? (Ответы детей.)Тогда давайте сочиним песню про зайку!

Дети участвуют в выполнении творческого задания «Сочини песенку»

Музыкальный репертуар:

«Зайка, зайка, где бывал?», муз. М.Скребковой, сл. А.Шибицкой.

Музыкальный руководитель.Я буду петь первую фразу песни «Зайка, зайка, где бывал?», а вы попробуйте сочинить вторую фразу.

Дети сочиняют: - я на скрипочке играл;

- на полянке травку рвал;

- на лужайке в мяч играл;

- я морковку покупал;

- я цветочки маме рвал;

- я с зайчихой танцевал;

- с Сочиняйкой я играл и т.д.

Сочиняйка. Ребята, а вы шагать и бегать под музыку умеете? (Ответы детей.) А руками «шагать» умеете? (Ответы детей.)

Музыкальный руководитель.Я знаю как – по лесенке!

Проводится музыкально-дидактическая игра на развитие звуковысотного восприятия «Лесенка».

Дети различают поступенное движение мелодии, состоящей из трёх-пяти звуков, вверх и вниз, отмечая его положением руки.

Музыкальный репертуар:

«Лесенка», муз. Е.Тиличеевой.

Сочиняйка.У меня имеется чудесный мешочек, в котором лежат разные интересные предметы. Хотите узнать какие? (Ответы детей.) Тогда выходите по одному человеку из каждой команды и доставайте эти чудесные предметы. (Последними дети достают лапти.)

Проводится музыкальная игра «Лапти».

Музыкальный репертуар:

«В деревне было в Ольховке», рус.нар. песня.

Музыкальный руководитель.Один плачет, другой – хохочет,

Угадайте, кто захочет!

Сочиняйка.А вот мы с ребятами сейчас и постарается угадать. У меня есть театральные маски, изображающие разное настроение: Пьеро всегда грустит, а Арлекина любит веселиться.

Проводится музыкально-дидактическая игра на развитие гармонического восприятия, определение характера и настроения музыки «Весело – грустно».

В процессе игры звучит музыка М.Равеля «Печальные птицы».

Музыкальный руководитель.Ребята, закройте глаза и передайте при помощи рук настроение этой мелодии.

Дети дирижёрскими жестами передают грустный характер музыки, а затем показывают соответствующую картинку с театральной маской.

Затем звучит музыка И.С. Баха «Шутка».

Музыкальный руководитель предлагает детям точно также передать настроение этой мелодии. Дети дирижёрскими жестами передают весёлый, бодрый характер музыки и показывают соответствующую картинку с театральной маской.

Музыкальный руководитель.Ребята, вспомните, пожалуйста, какой характер у грустной музыки?

Дети.Минорный.

Музыкальный руководитель.А у весёлой музыки какой характер?

Дети. Мажорный.

Сочиняйка.В моей «Игротеке» есть ещё одна интересная игра.

Проводится музыкально-дидактическая игра на развитие ритмического восприятия «Ритмическое лото».

Дети упражняются в различении ритмических рисунков песен.

Музыкальный репертуар:

«Петушок», рус. нар. прибаутка в обработке М.Красева;

«Дождик», рус. нар. песня в обработке Т.Попатенко;

«Скок, скок, поскок», рус. нар. песня в обработке И.Арсеева;

«Во поле берёза стояла», рус. нар. песня в обработке Н.Римского-Корсакова;

«Как у наших у ворот», рус. нар. песня в обработке В.Агафонникова.

Воспитатель.Сочиняйка, нам с детьми очень понравилась твоя «Игротека». Какие в ней интересные игры! Мы тебя благодарим за приглашение и дарим тебе свой танец.

Дети исполняют танец «Разноцветная игра».

Музыкальный репертуар:

«Разноцветная игра», муз. Б.Савельева, сл. Л.Рубальской.

Сочиняйка.Спасибо за подарок, мои дорогие друзья! Я тоже хочу подарить вам букеты, которые получились из ваших цветочков, заработанных в виде очков. Посмотрите, какими красивыми и пышными они получились! Обе команды успешно справились с непростыми заданиями. Молодцы! Ну, а сейчас нам пора прощаться. До новых встреч!

Дети выходят из зала.

Литература:

1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. Для детей младшего возраста. – М.: Музыка, 1987.

2. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов.- М.: Просвещение, 1986.

3. Русские народные песни. Мелодии и тексты.- М.: Музыка, 1984.

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Знакомство с русской народной куклой»

Гладышева И.В.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки.

ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ:

· Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции(кукла-игрушка, кукла-оберег).

· Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.

· Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – скрутки».

РАЗВИВАЮЩИЕ:

· Развивать мелкую моторику рук.

· Развивать внимание, творческие способности детей.

· Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

· Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.

· Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.

· Воспитывать терпеливость, усидчивость.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: безликая, скрутка, оберег.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

Сундучок, куклы современные и тряпичные; заготовки из ткани для изготовления куклы.

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Педагог.Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?

Ответы детей:Здравствуйте.

Мы рады вас видеть.

Добро пожаловать.

Проходите, пожалуйста.

Педагог.Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ».

А теперь: Уши слушают – и все слышат.

Глаза смотрят – и всё видят.

Ноги – руки не мешают.

А голова хорошо думает.

О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку:

Волосы льняные,

Глазки голубые.

И обуты ножки

В синие сапожки.

На красавице - пальто.

Догадались? Это кто? (кукла)

Есть ноги, а не ходит.

Есть рот, но не говорит.

Доставляет детям радость, но сама

радоваться не может.

Кто это? (кукла)

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно. (кукла)

Я своей подружке Кате

Одеваю утром платье.

Одеваю ей сапожки

На резиновые ножки

И веду по переулку

Утром Катю на прогулку. (кукла)

Педагог. Скажите, а для чего нужны куклы? Из какого материала сделана эта кукла? (пластмасса). Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть, как его открыть:

-Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,

Сундучок, сундучок,

Открывай свой бочок!

- Кто запомнил заветные слова?

- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

Открываю сундучок (достаю несколько кукол: тряпичные, соломенные, глиняные и другие).

Педагог. Скажите, а такие куклы у вас есть?

- Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)

Посмотрите на современную куклу и на эти... А теперь, подумайте и скажите, отличаются ли эти куклы друг от друга?Ответы детей (есть лицо, волосы, сделаны из разных материалов)

Педагог.Таких кукол не покупали, родители сами мастерили своим детям из подручного материала: тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.

- Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?

Правильно, который всегда под рукой.

- А сейчас поиграем в игру: «Какая кукла»

Дети становятся на ковре полукругом, воспитатель кидает мяч и говорит:

Педагог. Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)

-из резины...

- из дерева...

- из ткани...

- из соломы...

- из бересты...

- из пластмассы...

- из бумаги...

- Поиграли, отдохнули, а сейчас, ребята, я предлагаю вам, перенестись в то время и окунуться в ту атмосферу. Я предлагаю девочкам одеть платочки, а мальчикам завязать пояски. Присаживайтесь поудобнее.

- ДАВНЫМ давно на Руси была такая присказка:

В каждом доме, в каждой хате,

на крылечке, на полатях

кукла сидит во все стороны глядит.

И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. Почему их было много, я вам расскажу. Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и обереговые куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ.

Вот ребята, мы с вами услышали 2 новых слова: безликая и оберегать.

- Как называли такую куклу?

- Почему у куклы не было лица?

-Ребята, сейчас я вам расскажу о нескольких обереговых куклах.

ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела

два лица. Рано утром поворачивали светлой стороной на «день», а вечером – тёмной «на

ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава богу, пусть ночь так же пройдёт»

ТРАВНИЦА – мешочек из разных лечебных трав. Ребёнок играл,такая кукла излечивала от болезней.

ЗЕРНОВУШКА – наполняли куклу зерном свежего урожая и хранили до нового посева. Считалось, что такая игрушка оберегает силой МАТУШКИ ЗЕМЛИ.

- А давайте вспомним какая русская народная сказка поведала нам про куклу оберег (Василиса Прекрасная)

- Вспомните, что дала матушка Василисе?

- Зачем она дала куколку?

- Получив по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая всегда выручала из беды.

-Давайте, мы с вами попробуем сделать обереговую куклу своими руками.

-Посмотрите, какая интересная куколка. Это кукла скрутка. После рождения младенца, такую куклу вешали над колыбелькой. Считалось, что эта куколка отгоняет всякую злую силу и оберегает ребенка. Когда малыш подрастал, ему отдавали куклу играть. Для изготовления кукол Скруток обычно использовали яркие разноцветные ткани и нитки, поэтому они получались яркими и веселыми. Ребенку они заменяли погремушки, так как часто их делали связками по три или пять куколок.

- Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю, и у вас получится. В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Электричества не было и приходилось работать при свечке, поэтому важно было хорошее зрение.

- А теперь я вам покажу, как сделать куклу – скрутку.

Делают её из двух ярких кусочков ткани.

Сначала берем полоску ткани для туловища. Каждую длинную стороуыще раз сгибаем пополам к середине и получаем длинную скрутку для туловища куклы.Полученную скрутку перегибаем пополам и, отступив от сгиба примерно на одну треть, перевязываем ниткой туловище. Получилась головка куклы.

Берем полоску ткани для рук и скручиваем тугой рулон вдоль короткой стороны.

Получилась скрутка для ручек. С каждой стороны перетягиваем скрутку ниткой, отступив от краев примерно 1 см. Таким образом оформляем ладошки у куклы.

Теперь скрутку – рулон вкладываем между полосками скрутки-туловища под головой куколки. Перевязываем куклу по талии ниткой.Завязываем поясок. Вверх куклы можно продеть нитку, чтобы куклу можно было подвесить.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

Педагог.Как называется кукла?

- Что сначала делают, потом и т.д.?

- Полюбуйтесь, какие замечательные куклы получились.

- Подумайте и скажите, оберегоные куклы от чего оберегали?

(оберегать детей от болезней, от напастей)

- Правильно, а ещё такую куклу, если ребёнок спал, мать подвешивала в люльку к младенцу, чтобы спал крепко и приговаривала: «Сонница – бессонница не играй моимдитятком, а играй этой куколкой».

-Давайте споём колыбельную своим куколкам:«Ой,люшеньки».

Педагог. Ну что, ребята, наша куколка заснула.Скажите, что вы нового узнали?

-Почему народная кукла была безликой?

-Чем отличается современная кукла от тряпичной?Обратите внимание на девушку в синем сарафане. Я предлагаю вам, если понравилось наше сегодняшнее творчество, украсить сарафан жёлтыми цветами.

-Скажите, что вам больше всего понравилось?

Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами мне, ребята

Пришла пора прощаться

Мелькают дни, летят года,

Века сменяются веками.

Но люди не забудут никогда,

Что было создано с любовью их руками!

- Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами. До свидания!

Конспект

интегрированной непосредственно – образовательной деятельности

Наши рекомендации