Кафедра «Детали машин и ПТУ»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МАМИ»

Кафедра «Детали машин и ПТУ»

Н.П. Баловнев Одобрено

Б.А. Пронин методической комиссией по

общетехническим дисциплинам

РАСЧЕТ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ

учебное пособие по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» для студентов машиностроительных специальностей

МОСКВА – 2006

Баловнев Николай Петрович, доцент, кандидат технических наук

Пронин Борис Алексеевич профессор, доктор технических наук

«Расчет цилиндрических зубчатых передач на прочность» учебное пособие по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» для студентов машиностроительных специальностей.

Настоящее учебное пособие имеет целью дать студентам необходимые сведения для освоения методики расчета зубчатых передач по ГОСТ 21354-87. Оно является пособием при курсовом проектировании по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» и другим профилирующим дисциплинам, а также можетт использоваться при выполнении дипломных проектов. В приложении дан пример выполнения расчетно-графической работы.

Размерность величин

Во всех расчетах принята размерность:

размеры – мм;

силы – Н;

моменты – Н.м;

напряжения – МПа;

скорость – м/c;

частота вращения – мин-1(об/мин).

Индексация:

1 – величина, относящаяся к шестерне;

2 – величина, относящаяся к колесу;

Н – величины при расчете на контактные напряжения;

F – величины при расчете на изгиб;

Б – быстроходная ступень;

Т – тихоходная ступень.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Исходные данные для расчета ……………………………………………………………….4

2. Проектировочный расчет по контактным напряжениям……………………………………4

2.1. Выбор материала зубчатых колес и их термообработки…………………………………4

2. 2. Выбор точности изготовления колес………………………………………………...……4

2. 3. Выбор относительной ширины зубчатого венца………………………………………….6

2.4. Коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий……………………………………………………………………………….6

2.5. Допускаемые контактные напряженияпри расчете на сопротивление усталости……..7

2.6. Определение размеров зубчатой пары……………………………………………….……9

2.7. Размеры для контроля взаимного положения разноименных профилей…………….…15

2.8. Скорость и силы в зацеплении……………………………………………………………..16

2.9. Проверка заготовок колес на прокаливаемость…………………………………...…….16

3. Проверочный расчет по контактным напряжениям………………………………………17

3.1. Расчет на сопротивление усталости………………………………………………..…….17

3.2. Расчет на контактную прочность при действии максимальной нагрузки………….….21

4. Проверочный расчет по напряжениям изгиба……………………………………………22

4.1. Расчет на сопротивление усталости………………………………………………….….22

4.2. Расчет на прочность при действии максимальной нагрузки…………………………..27

5. Проектировочный расчет на сопротивление усталости при изгибе зуба……………….28

6. Особенности расчета некоторых передач………………………………………………….29

6.1. Шевронные передачи………………………………………………………………..…….29

6.2. Передачи многопоточных редукторов………………………………………………..….29

6.3.Передачи с заданным межосевым расстоянием…………………………………….……30

6.4. Передачи соосного редуктора…………………………………………………………….32

Использованная литература………………………………………………………………..….32

Приложение 1. Соотношение между твердостями Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru , Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru и Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru ………………..…33

Приложение 2. Типовые режимы нагружения…………………………………………….…33

Приложение 3. Пример расчета тихоходной косозубой цилиндрической зубчатой

передачи соосного редуктора……………………………………………………………..…..34

Приложение 4. Пример расчета быстроходной косозубой цилиндрической зубчатой передачи соосного редуктора………………………………………………………………….45

  1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru - момент на валу шестерни, Н.м;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru - момент на валу колеса, Н.м;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru - частота вращения вала шестерни, мин –1;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru - частота вращения вала колеса, мин –1;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru - передаточное число зубчатой передачи;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru - срок службы в часах;

циклограмма нагружения или типовой режим нагружения;

схема редуктора.

Шевронные передачи

В шевронных передачах расчетная ширина Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru относится к полушеврону. Поэтому в формулу (9) вводят момент Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru , а значение Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru выбирают по п. 2.3. ближе к нижней границе рекомендуемого интервала.

Силы в зацеплении определяют также для полушеврона по моменту Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru .

Передачи соосного редуктора

Вначале рассчитывают более нагруженную тихоходную пару в порядке, изложенном в п.п. 2., 3. и 4. Целесообразно для этой пары шестерню выполнять с поверхностным упрочнением, колесо - улучшенным или тоже с поверхностным упрочнением.

Быстроходную пару рассчитывают как с заданным межосевым расстоянием по разделу 6.3. Колесо и шестерню этой пары следует делать улучшенными. Целесообразно, чтобы ширина этой пары была в пределах Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru ,где Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru - расчетная ширина тихоходной пары.

Для быстроходной пары возможен и другой вариант расчета:

После установления всех геометрических размеров устанавливают расчетную ширину в указанных выше пределах так, чтобы Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru и, определяя действительные контактные напряжения Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru , подбирают материал в последовательности приведенной в п.п. 6.3.11…6.3.13. Затем выполняют п.п. 6.3.14. и 6.3.15.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ 21354-87 Передачи зубчатые цилиндрические внешнего зацепления. Расчет на прочность.

2. ГОСТ 16530-83 Передачи зубчатые. Общие термины, определения и обозначения.

3. ГОСТ 16531-83 Передачи зубчатые цилиндрические. Термины, определения и обозначения.

4. ГОСТ 16532-83 Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. Расчет геометрии.

5. Машиностроение. Энциклопедия. М.: Машиностроение, 1995. Детали машин. Конструкционная прочность. Трение, износ, смазка. Т. IV-1/ Под общ. Ред. Д.Н. Решетова.

6. Зубчатые передачи. Справочник. Л.: Машиностроение, 1980. / Под общ. ред. Е.Г. Гинзбурга.

7. Пронин Б.А., Баловнев Н.П. Зубчатые передачи. Конспект лекций по курсу «Детали машин и основы конструирования». М.: МГТУ «МАМИ», 1997.

8. Пронин Б.А., Баловнев Н.П. Расчет зубчатых передач на прочность. Методические указания по курсу «Детали машин и основы конструирования». М.: МГТУ «МАМИ», 1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Соотношение между твердостями Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru , Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru и Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru

Рис. П 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Типовые режимы нагружения

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru

Рис. П 2

Коэффициенты Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru и Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru при типовых режимах нагружения

Таблица П1

№ пп   Типовые режимы нагружения Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru
при Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru при Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru
Постоянный 1,0 1,0 1,0
Тяжелый 0,500 0,300 0,200
Средний равновероятностный 0,250 0,143 0,100
Средний нормальный 0,180 0,065 0,063
Легкий 0,125 0,038 0,016
Особо легкий 0,063 0,013 0,004

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИМЕР РАСЧЕТА тихоходной КОСОЗуБой ЦИЛИНДРИЧЕСКой

Исходные данные для расчета

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мин -1 - частота вращения вала шестерни быстроходной ступени редуктора;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мин -1 - частота вращения вала колеса быстроходной ступени редуктора;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru - передаточное число быстроходной ступени редуктора;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru Н.м - момент на валу шестерни быстроходной ступени редуктора;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru Н.м - момент на валу колеса быстроходной ступени редуктора;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мин -1 - частота вращения вала шестерни тихоходной ступени редуктора;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мин -1 - частота вращения вала колеса тихоходной ступени редуктора;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru - передаточное число тихоходной ступени редуктора.

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru Н.м - момент на валу шестерни быстроходной ступени редуктора;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru Н.м - момент на валу колеса быстроходной ступени редуктора;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru отношение максимального и номинального моментов электродвигателя.

Циклограмма нагружения Схема редуктора

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru

ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ РАСЧЕТ

2.1. В соответствии с рекомендациями по табл. 1 выбираем материал зубчатых колес и вид термообработки:

шестерня - сталь Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru со сквозной закалкой при нагреве Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru до твердости Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru ; колесо - сталь Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru , улучшенная до твердости Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru .

Расчет будем вести по средней твердости: шестерни - Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru , колеса - Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru .

2.2. Степень точности изготовления колес по контакту

Ожидаемая окружная скорость по формуле (1)

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru м/c.

В соответствие с табл. 2 принимаем восьмую степень точности зубчатых колес редуктора.

2.3. Принимаем по табл. 3 коэффициент относительной ширины зубчатого венца Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru , т.к. твердость колеса - Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru < Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru, а степень точности – восьмая.

2.4. Коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, при Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru , Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru < Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ruи схеме передач № 4, согласно рис. 1, будет Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru .

2.5. Допускаемые контактные напряжения при расчете на сопротивление усталости определяем для шестерни и колеса по формуле (2)

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru МПа;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru МПа,

Здесь принято:

- Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru (см. примечание по п. 2.5.).

Тогда расчетное допускаемое напряжение по формуле (3) будет

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru МПа;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru МПа.

За расчетное принимаем меньшее, т.е. Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru МПа.

2.5.1. Пределы контактной выносливости по табл. 1;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru МПа;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru МПа;

2.5.2. Коэффициенты запаса прочности : шестерни - Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru , колеса - Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru , так как для шестерни принята сквозная закалка Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru , а колесо улучшенное.

2.5.3. Коэффициенты долговечности по формулам (4) и (4а)

Поскольку Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru > Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru , а Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru > Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru , то

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru > Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ruКафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru > Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru .

2.5.3.1. Базовые числа циклов по формуле (5)

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru.

2.5.3.2. Суммарные числа циклов за период службы по формуле (6б) с учетом примечания по п. 2.5.3.2.

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru ;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru .

2.5.3.3. Коэффициент режима работы по формуле (7а)

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru .

2.5.3.4. Эквивалентные числа циклов по формуле (4) с учетом примечания по п. 2.5.3.4.

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru ;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru .

2.6. Определение размеров зубчатой пары

2.6.1. Начальный диаметр шестерни по формуле (9)

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм.

2.6.2. Расчетная ширина колеса Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru и расчетное межосевое расстояние Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru по формулам (10) и (11) будут

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм.

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм.

По табл. 4 принимаем стандартное межосевое расстояние Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм.

Расчетное межосевое расстояние отличается от стандартного, поэтому уточняем ширину колеса по формуле (12)

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм.

Принимаем ширину колеса Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм, ширину шестерни Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм.

2.6.3. Определение геометрии зацепления

2.6.3.1. Модуль по п. 2.6.3.1. будет

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм.

Согласно табл. 5 в указанном диапазоне находятся модули: 1,5; 1,75; 2,0; 2,25 и 2,5. Выбираем модули, соответствующие первому предпочтительному ряду: 1,5; 2,0 и 2,5.

Расчет ведем для трех вариантов. Ориентировочно принимаем Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru . Результаты сведем в таблицу.

№ п. Параметры, формулы, размерность Значения параметров
2.6.3.1 Модуль зуба Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru , мм 1,5 2,0 2,5
Число зубьев шестерни с округлением до целого числа Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru            
Число зубьев колеса с округлением до целого числа Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru      
2.6.5. Фактическое передаточное число Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru
Угол наклона ( с точностью до секунд или 4-го знака после запятой) Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru     13,59050     16,26020     16,26020
Осевой шаг Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru , мм   20,05   22,44   28,05
2.6.6. Коэффициент осевого перекрытия Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru 2,04 1,82 1,46

Так как при Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru - Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru < Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru ,то выполним проверку на возможность подрезания зуба по формуле (15)

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru Поскольку Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru < Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru 1, подрезания зуба не будет. Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru

Передаточные числа во всех вариантах одинаковы и равны заданному, а Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru >1, т.е. варианты примерно равнозначны. Выбираем Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм, так как в этом случае Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru находится в рекомендуемом для косозубых передач диапазоне и меньше, чем при Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru и Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru , следовательно, осевая сила в зацеплении также будет меньше, а коэффициент осевого перекрытия Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru наибольший. Это значит, что передача будет работать плавнее.

2.6.7. Диаметры зубчатых колес

2.6.7.1. Делительные диаметры по формуле (23)

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм; Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм.

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru - проверка.

2.6.7.2. Диаметры вершин зубьев по формуле (24)

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм; Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм.

Здесь коэффициенты смещения шестерни и колеса Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru и - коэффициент воспринимаемого смещения Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru , так как колеса выполнены без смещения.

2.6.7.3. Диаметры впадин по формуле (25)

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм;

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм.

2.6.7.4. Начальные диаметры совпадают с делительными, так как колеса выполнены без смещения

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм; Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм.

2.6.7.5. Уточнение коэффициента относительной ширины зубчатого венца по формуле (27)

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru .

Поскольку относительная ширина находится в пределах рекомендуемой для 8-й степени точности, оставляем окончательно 8-ю степень точности.

2.6.8. Коэффициент торцового перекрытия по формуле (28а), так как Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru

2.6.9. Суммарный коэффициент перекрытия по формуле (29)

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru

2.7. Размеры для контроля взаимного положения разноименных профилей

2.7.1. Постоянная хорда, выраженная в долях модуля по формуле (30)

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru

2.7.2. Постоянная хорда по формуле (31)

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм.

2.7.3. Высота до постоянной хорды по формуле (32)

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм.

2.8. Скорость и силы в зацеплении

2.8.1. Окружная скорость по формуле (33)

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru м/c.

2.8.2. Окружная сила по формуле (34)

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru Н.

2.8.3. Радиальная сила по формуле (35)

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru Н.

2.8.4. Осевая сила по формуле (36)

Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru Н.

2.9. Размеры, определяющие прокаливаемость по п. 2.9.

Колесо - Кафедра «Детали машин и ПТУ» - student2.ru мм.

Кривые прокаливаемости (рис. 7) подтверждают возможность получения у выбранного материала колеса необходимой твердости.

ПРиложение 4

Пример расчета быстроходной косозубой ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ зубчатой ПЕРЕДАЧИ соосного редуктора

Исходные данные для расчета

Приведены в приложении 3.

Примечание. Степень точности изготовления колес по контакту уже выбрана при расчете тихоходной ступени. Степень точности зубчатых колес редуктора восьмая.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МАМИ»

Кафедра «Детали машин и ПТУ»

Н.П. Баловнев Одобрено

Б.А. Пронин методической комиссией по

общетехническим дисциплинам

Наши рекомендации