Камеральная обработка результатов горизонтальной и вертикальной съемок трассы

В камеральных условиях увязывают превышения, вычис­ляют отметки, составляют план и профиль трассы.

Увязка превышений предусматривает устранение несоот­ветствия между суммой полученных nревышений

∑hпри ее тео­ретическим значением ∑hт в ходе. В замкнутом ходе ∑hт равна нулю, в разомкнутом - разности отметок конечного Нк начального Нн реперов. Невязки в замкнутом и разомкну­том ходах вычисляют по формулам

fh =∑hпр

fh =∑hпр-( Нк- Нн)

Если невязка не превышает допустимую, в средние превы­шения вводят одинаковые поправки ωh (с округлением до це­лых миллиметров) со знаком, обратным знаку невязки. В ни­велирном журнале их указывают над средними превышениями, а ниже - исправленные превышения.

Вычисление отметок. Высоту связующих точек вычисляют по (35) последовательным алгебраическим суммированием ис­правленного превышения с отметкой задней связующей точки. Правильность вычислений на каждой странице журнала конт­ролируют по соблюдению равенства

Нп-Н1=∑hиспр

В котором Нп и Н1 - отметки связующих точек, записанных на данной странице соответственно последней и первой в графе «Отметка»; ∑hиспр - сумма исправленных превыше­ний на данной странице.

Высоту промежуточных точек рассчитывают, определив вы­соту связующих через горизонт нивелира, который находят по (37) дважды - по отметкам задней и передней связующих точек и отсчетам по черным сторонам реек, стоявших на этих точках. В журнал записывают среднее из двух определений. Отметку любой промежуточной точки, отнивелированной с данной станции, находят как разность между горизонтом нивелира и отсчетом по рейке, стоявшей на ней.

План и профиль трассы. План составляют в масштабах 1:1 0000-1:5000. Вершины углов поворота наносят на план по их координатам. На предварительных изысканиях трассу можно наносить по измеренным румбам и расстояниям. На плане по­казывают ситуацию в снятой полосе местности, положение глав­ных точек кривых и поперечников с надписями их пикетаж­ных обозначений. Профиль трассы составляют на милли­метровой бумаге в том же горизонтальном масштабе, что и план. Его вертикальный масштаб в 5-10 раз крупнее горизонтального. Сначала делают разграфку сетки профиля, руко­водствуясь требованиями к этому документу. Заполнение сетки начинают с нанесения пикетов в графу «Расстояния». Их концы обозначают вертикальными черточками, под которыми указывают номера пикетов. Внутри последних отмечают поло­жение плюсовых точек с указанием расстояний от них до пике­тов или соседних промежуточных точек. Расстояния между пикетами не указывают, если между ними нет плюсовых то­чек. Над каждой черточкой в графе «Отметки земли» записы­вают округленную до 0,01 м высоту соответствующих пикетов и плюсовых точек. Ниже, в графе «План трассы», схематически показывают кривые участки и соединяющие их прямые. Дужкой, обращенной выпуклостью вверх, обозначают кривую, вписываемую в правый угол поворота, дужкой вниз - в левый. На схеме указывают данные об элементах кривых, длину и румб прямых вставок. В графе «Ситуация» вычерчивают ус­ловный план местности с показом данных о грунтах.

Профильную линию строят от верхней линии сетки (линии условного горизонта). На перпендикулярах к ней откладывают в вертикальном масштабе чертежа отрезки, соответствующие отметкам точек, уменьшенным на число, равное отметке линии условного горизонта. Ее выбирают так, чтобы самая нижняя точка профильной линии была на 5-7 см выше линии условного горизонта. Соединив верхние концы отрезков прямыми линиями, получают профиль трассы. Поперечные профили строят один под другим справа от продольного профиля по правилам, рассмотренным выше.

Проектирование по профилю

При проектировании линейных сооружений (дорог, каналов и др.) на профиль наносят проектную линию и используют его для вычисления проектных и рабочих, а также данных о положении точек нулевых работ.

Требования к проектной линии зависят от назначения и характера дороги. В частности, уклоны должны быть максимально пологими: не более 40‰ на лесовозных дорогах и 60‰ на лесохозяйственных. Расстояние между вершинами переломов проектной линии (шаг проектирования) должно обеспечивать размещение вертикальных кривых, необходимых для обеспечения плавности движения и видимости пути. Земляные работы должны быть минимальными при соблюдении баланса, т.е. равенства объемов насыпей и выемок.

Проектные отметки вычисляют по уклону проектной линии, а уклон – по высотам отдельных фиксированных точек этой линии: местам примыкания к другим дорогам, рассчитанным или заданным высотам мостовых переходов и др. С использованием отметок таких точек, уклон проектной линии вычисляют по формуле:

i=(Нкн)/S,

Нк,, Нн – проектные отметки конца и начала линии; S – длина горизонтального проложения линии.

Отметки всех других точек данной проектной линии получают по формуле:

Нпослед= Нпред+ i Sj,

где i – уклон, вычисленный по; Нпослед , Нпред – проектная отметка предыдущей и последующей точек; Sj – длина горизонтального проложения линии, соединяющей эти точки.

Рабочая отметка – разность между проектной отметкой и отметкой земли.

Точка нулевых работ – точка пересечения проектной линии с профилем земли. Она расположенав местеперехода насыпи в выемку или выемки в насыпь. При проектировании рассчитывают удаление точки нулевых работ от ближайших к ней пикетов и плюсовых точек трассы, а также ее высоту. Результаты расчетов офрмляют графически на профиле трассы.

Наши рекомендации