Описание практической части работы. 2.1. Цели лабораторной работы: Ознакомиться с определениями основных понятий (простое и

2.1. Цели лабораторной работы: Ознакомиться с определениями основных понятий (простое и сложное высказывания, логические операции, логические выражения, логическая функция), порядком выполнения логических операций, алгоритмом построения таблиц истинности, правилами построения логической функции по таблице истинности, законами логики и правилами преобразования логических выражений; получить навыки использования инструментария приложения MS Excel для решения задач

2.2. Постановка задачи:

изучить материал методического указания;

разобрать примеры;

выполнить задания по данной теме используя приложение MS Excel.

2.3. Порядок выполнения работы:

2.3.1. Ознакомиться с теоретической частью.

2.3.2. Получить задание у преподавателя.

2.3.3. Выполнить работу.

2.3.4. Оформить отчет:

2.3.4.1. Содержание отчета:

1. Цель работы - краткая формулировка поставленной цели.

2. Порядок выполнения - определяются действия, необходимые для выполнения данной работы.

3. Постановка задачи - формулирование задачи в соответствии с индивидуальным заданием.

4. Решение поставленной задачи:

4.1. Математическое описание решения поставленной задачи содержит описание связей между параметрами с использованием принятых в математике обозначений.

4.2. Описание логической структуры программы (алгоритм решения) содержит:

- краткое описание схемы программы,

- алгоритм решения (по ГОСТ ) - рисунок,

- краткое описание используемых операторов языка программирования (при необходимости).

4.3. Описание программы содержит:

- название файла, его размер,

- текст программы (или фрагмент для решения конкретной, наиболее важной части задания).

4.4. Результат работы программы:

- значения, полученные в результате выполнения программы

- анализ полученных результатов.

Выводы - отвечают на поставленную цель.

Задания:

1. Установите, какие из следующих предложений являются логическими высказываниями, а какие — нет (объясните почему):

· "Солнце есть спутник Земли";

· "2+3?4";

· "сегодня отличная погода";

· "в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 3 432 536 слов";

· "Санкт-Петербург расположен на Неве";

· "музыка Баха слишком сложна";

· "первая космическая скорость равна 7.8 км/сек";

· "железо — металл";

· "если один угол в треугольнике прямой, то треугольник будет тупоугольным";

"если сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей, то он прямоугольный".

2. Укажите, какие из высказываний предыдущего задания истинны, какие — ложны, а какие относятся к числу тех, истинность которых трудно или невозможно установить.

3. Составьте таблицы истинности логических выражений:

· А Ú (B Ù C) .

· (А Ú B) Ù (A Ù B) .

· (А Ú B) Ú (C Ù B) .

4. Составьте логическую функцию F (X, Y, Z) для заданной таблицы истинности:

X Y Z F

5. Выражение ((А) Ù С) Ú B Ù (C) равносильно:
а) A Ú (C) ;
б) (A) Ú B;
в) A Ù (C).

Список использованных источников

1. Информатика. Базовый курс : учеб. пособие для втузов / С. В. Симонович [и др.] ; под ред. С. В. Симоновича .— 2-е изд. — М. [и др.] : Питер, 2009 .— 640 с. : ил. — (Учебник для вузов) .— Библиогр.: с. 631-632 .— Алф. указ.: с. 633-639.

2. Каймин, В. А. Информатика : учебник для вузов / В. А. Каймин .— 5-е изд. — М. : Инфра-М, 2008 .— 285 с. : ил. — (Высшее образование).— Библиогр. в конце кн.

3. Беляев, М. А. Основы информатики : учебник для вузов / М. А. Беляев, В. В. Лысенко, Л. А. Малинина .— Ростов-н/Д : Феникс, 2006 .— 352 c. : ил. — (Высшее образование) .— Библиогр. в конце кн.

4. Острейковский, В. А. Информатика : учебник для вузов / В. А. Острейковский .— 5-е изд., стер. — М. : Высш. шк., 2009 .— 512 с. : ил .— Библиогр.: с. 508 .— ISBN 978-5-06-006134-5 (в пер.).

5. Макконелл, Д. Основы современных алгоритмов : учеб. пособие / Д. Макконелл ; пер. с англ. под ред. С. К. Ландо, доп. М. В. Ульянова .— 2-е изд., доп. — М. : Техносфера, 2006 .— 368 с. — (Мир программирования) .— Библиогр. в конце разд.

6. Маркова, Татьяна Николаевна. Основы программирования : учеб. пособие / Т. Н. Маркова ; ТулГУ .— Тула : Изд-во ТулГУ, 2009 .— 106 с. — в дар от Изд-ва ТулГУ ТулГУ : 1303933 .— Библиогр. в конце кн.

7. Информатика : учеб. пособие для вузов / Г. Н. Хубаев [и др.] ; под ред. Г. Н. Хубаева .— 3-е изд., перераб. и доп .— Ростов н/Д : МарТ : Феникс, 2010 .— 287 с. : ил .— (Учебный курс).

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Политехнический институт

Кафедра «Инструментальные и метрологические системы»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №3

Операционная система Windows

По дисциплине

Информатика

Направление подготовки:

221700 «Стандартизация и метрология»

Профиль подготовки: «Метрология и метрологическое обеспечение»

Форма обучения:очная

Тула 2012 г.

Задание 1. Приемы управления при помощи мыши

Управлять ОС Windows можно с помощью манипулятора мышь и клавиатуры.

Мышь – это специальное устройство – указатель, или манипулятор, позволяющий просто и быстро передвигать курсор по экрану. Мышь имеет две кнопки для управления (левую и правую), а также третий, виртуальный элемент – курсор на экране в виде стрелки, который полностью повторяет её движения. У некоторых мышей присутствует колесико, расположенное посередине. Колесико служит для управления полосами прокрутки. Основной клавишей мыши является левая клавиша. Значимость второй, правой, клавиши гораздо ниже.

Основными приемами управления с помощью мыши являются:

1.Зависание.

На Панели задач (один из основных элементов управления), расположенной внизу экрана, найдите слева командную кнопку Пуск. Подведите к ней указатель мыши и задержите на некоторое время, появится всплывающая подсказка.

Справа на Панели задач расположена Область уведомлений (Панель индикации). Наведите указатель мыши на индикатор системных часов и задержите на некоторое время – появится всплывающая подсказка с показаниями системного календаря.

2.Щелчок.

Наведите указатель мыши на кнопку Пуск и щелкните один раз левой кнопкой мыши – над кнопкой откроется Главное меню Windows. Меню представляет собой список возможных команд. Команды, представленные в меню, выполняются щелчком на соответствующем пункте.

У щелчка есть и другое назначение – выделение объектов. Разыщите на Рабочем столе (стартовый экран Windows, на котором отображаются объекты в виде значков и ярлыков, и элементы управления) значок Мой компьютер и щелкните на нём левой кнопкой мыши. Значок и подпись под ним изменят цвет. Произошло выделение объекта. Объекты выделяют, чтобы подготовить их к дальнейшим операциям (копирование, переименование, удаление…).

Щелкните на другом объекте, например на значке Корзина. Выделение значка Мой компьютер снимется, а вместо него выделится значок Корзина. Если нужно снять выделение со всех объектов, для этого достаточно щелкнуть на свободном от объектов месте Рабочего стола.

3.Двойной щелчок.

Двойной щелчок применяют для использования объектов: запуска программ, открытия документа. Двойной щелчок – два щелчка левой кнопкой мыши, выполненные с малым интервалом времени между ними.

Выполните двойной щелчок на значке Мой компьютер. На экране откроется окно Мой компьютер, в котором можно увидеть значки дисков и других устройств, подключенных к компьютеру, например, принтеров.

В правом верхнем углу окна находятся кнопки управления размером окна, которые управляются щелчком мыши.

Нажмите первую кнопку – подчеркивание (Свернуть). Произойдет сворачивание окна до размера кнопки на Панель задач. Восстановите окно, щелкнув по этой кнопке.

Нажмите вторую кнопку – квадрат (Развернуть). Произойдет разворачивание окна до полного экрана. Кнопка примет другой вид – два наложенных квадратика (Свернуть в окно). Нажмите эту кнопку. Произойдет восстановление окна до прежнего размера.

Нажмите третью кнопку – крестик (Закрыть). Произойдет закрытие окна.

4.Щелчок правой кнопкой.

Щелкните правой кнопкой мыши на значке Мой компьютер. Рядом с ним откроется элемент управления, который называется контекстным меню. У каждого объекта Windows своё контекстное меню. Состав его пунктов зависит от свойств объекта, на котором произошел щелчок. Для примера сравните содержание контекстного меню объектов Мой компьютер и Корзина, обращая внимание на их различия.

5.Перетаскивание.

Наведите указатель мыши на значок Мой компьютер. Нажмите левую кнопку и, не отпуская её, переместите указатель. Значок Мой компьютер переместится по поверхности Рабочего стола вместе с ним.

Откройте окно Мой компьютер (двойной щелчок). Верхняя строка окна называется строкой заголовка. Окно можно перетаскивать с одного места на другое. Для этого наведите указатель мыши на строку заголовка, нажмите левую кнопку и, не отпуская, переместите окно по экрану.

6.Протягивание.

Откройте окно Мой компьютер. Наведите указатель мыши на одну из рамок окна и дождитесь, когда он изменит форму, превратившись в двунаправленную стрелку. После этого нажмите левую кнопку и переместите мышь. Окно изменит размер. Если навести указатель мыши на угол окна и выполнить протягивание, то произойдет изменение размера сразу по двум координатам одновременно (и по вертикали, и по горизонтали).

Этот же прием используется и для группового выделения объектов. Наведите указатель мыши на поверхность стола, где-нибудь поближе к левому верхнему углу, нажмите кнопку мыши и протяните мышь вправо вниз. За указателем потянется прямоугольный контур выделения. Все объекты, которые окажутся внутри этого контура, будут выделены одновременно. Снять выделение – щелкнуть на пустом месте экрана.

7. Специальное перетаскивание.

Наведите указатель мыши на значок Мой компьютер, нажмите правую кнопку мыши и, не отпуская её, переместите мышь. Этот приём отличается от обычного перетаскивания только используемой кнопкой, но даёт иной результат. При отпускании кнопки не происходит перемещение объекта, а вместо этого открывается так называемое меню специального перетаскивания. Содержимое этого меню зависит от перемещаемого объекта. Для большинства объектов в нём четыре пункта (Копировать, Переместить, Создать ярлык и Отменить).

Задание 2. Операции с файловой системой WINDOWS при помощи
системы окон папок

Файл – основной носитель информации в операционной системе, представляющий собой физическую область на диске, имеющий некоторые атрибуты (свойства) и помеченный именем.

Способ хранения файлов на дисках компьютера называется файловой системой.

Папка – это специальное место на диске, где содержится информация о файлах и других папках.

Окно – один из основных элементов интерфейса Windows. В окнах запускаются все программы Windows. В виде окон открываются папки, можно открыть сразу несколько окон.

В любой момент времени можно работать только с одним окном. Окно, с которым непосредственно работаетпользователь,называется активным. Активное окно располагается поверх других окон и его заголовок выделен более ярким цветом.

Окно папки имеет следующую стандартную структуру:

Строка заголовка – название папки (имя программы).

Системный значок – находится в верхнем левом углу окна, при щелчке откроется служебное меню (команды, позволяющие управлять размером и расположением окна).

Строка меню – список команд. При щелчке на каждом из пунктов этого меню открывается «ниспадающее» меню, пункты которого позволяют проводить операции с содержимым окна или с окном в целом.

Панель инструментов – содержит командные кнопки для выполнения наиболее часто встречающихся операций.

Адресная строка – показывает путь доступа к текущей папке, позволяет выполнить быстрый переход к другим разделам файловой структуры с помощью раскрывающей кнопки справа.

Рабочая область – в окнах папок отображает значки объектов, хранящихся в папке; в окнах программ отображает активный документ; в окне документа отображает содержимое документа.

Полосы прокрутки – если количество объектов слишком велико (или размер окна слишком мал) по правому и нижнему краям рабочей области могут отображаться полосы прокрутки, с помощью которых можно «прокручивать» содержимое папки в рабочей области.

Строка состояния – содержит дополнительную информацию.

Порядок работы:

1. Откройте папку на Рабочем столе папку Мои документы.

2. Создайте две новые папки:

· Первую папку при помощи строки меню окна Файл→Создать→Папку;

· Вторую папку с помощью контекстного меню (правая кнопка мыши): выберите пункт Создать→Папку.

3. Переименуйте папки:

· С помощью строки меню окна: выделите одну из папок и выполните команду Файл→Переименовать. Дайте имя Папка 1.

· С помощью контекстного меню (правая кнопка мыши): выделите другую папку и выберите команду Переименовать. Дайте имя Папка 2.

4. Откройте обе папки одним из способов:

· Двойной щелчок;

· С помощью контекстного меню командой Открыть;

· С помощью строки меню окна: Файл→Открыть;

· С помощью клавиши ENTERпри выделенном значке папки.

5. Расположите окна папок рядом, не перекрывая друг друга (если необходимо, измените размер окна). Чтобы каждая папка открывалась в отдельном окне, выполните команду: Пуск→Панель управления→Свойства папки→вкладка Вид→Дополнительные параметрыи установите флажок Открывать каждую папку в отдельном окне.

6. В первой папке создайте 4 файла: два текстовых документа и два рисунка.

Вызовите контекстное меню и выберите команду Создать→Текстовый документили Создать→Точечный рисунок.

7. Все файлы из Папки 1переместите в Папку 2 разными способами:

· С помощью строки меню: в окне Папки 1 выделите Файл 1и выполните команду Правка→Вырезать. Перейдите в окно Папки 2 и выполните команду Правка→Вставить.

· С помощью панели инструментов: выделите Файл 2 и нажмите кнопку «Вырезать» (ножницы). Перейдите в окно Папки 2 и нажмите кнопку «Вставить». Если панель инструментов не содержит этих кнопок, добавьте их при помощи команды Вид→Панели инструментов→Настройка, выделите необходимые имеющиеся кнопки и выполните команду Добавить.

· С помощью контекстного меню: выделите Файл 3 и нажмите правую кнопку мыши для вызова контекстного меню, выберите команду Вырезать.
Перейдите в окно Папки 2 и на пустом месте вызовите контекстное меню, выберите команду Вставить.

· С помощью комбинации клавиш на клавиатуре: выделите Файл 4, одновременно нажмите клавиши Ctrlи X.Перейдите в окно Папки 2 и нажмите одновременноCtrlи V.

8. Все файлы из Папки 2 скопировать в Папку 1 разными способами:

· С помощью строки меню: в Папке 2 выделите Файл 1и выполните команду Правка→Копировать. Перейдите в окно Папки 1 и выполните команду Правка→Вставить.

· С помощью панели инструментов: в Папке 2 выделите Файл 2 и нажмите кнопку «Копировать», перейдите в окно Папки 1 и нажмите кнопку «Вставить».

· С помощью контекстного меню: в Папке 2выделите Файл 3 и нажмите правую кнопку мыши для вызова контекстного меню, выберите команду Копировать. Перейдите в окно Папки 1 и на пустом месте вызовите контекстное меню и выберите команду Вставить.

· С помощью комбинации клавиш на клавиатуре: вПапке 2 выделите
Файл 4и нажмите одновременно Ctrlи C. Перейдите в окно Папки 1 и нажмите Ctrlи V.

9. Из Папки 1 удалите все файлы разными способами:

· С помощью строки меню: выделите Файл 1 и выполните команду Файл→Удалить.

· С помощью панели инструментов: выделите Файл 2 и нажмите кнопку «Удалить».

· С помощью контекстного меню: выделите Файл 3 и нажмите правую кнопку мыши для вызова контекстного меню, выберите команду Удалить.

· С помощью клавиши на клавиатуре: выделите Файл 4 и нажмите клавишу Delete.

10. Закройте окна Папка 1иПапка 2.

Задание 3. Работа с файловой структурой при помощи программы Проводник

Иерархическая структура, в виде которой операционная система отображает файлы и папки диска, называется файловой структурой.

Просмотреть файловую структуру можно при помощи программы Проводник.

Программа Проводник является основным инструментом для файловых операций в системе Windows. Она отображает содержимое папок, позволяет копировать, перемещать, удалять, переименовывать папки и файлы, запускать программы.

Рабочая область окна Проводника состоит из двух областей: области дерева папок и устройств (слева) и области активной (открытой) папки (справа). В любой момент времени только одна папка может быть открыта.

Папка может быть развернутаили свернута. Если в папке имеются вложенные папки, то рядом с ней появляется узел, отмеченный знаком Описание практической части работы. 2.1. Цели лабораторной работы: Ознакомиться с определениями основных понятий (простое и - student2.ru . Щелчок на узле разворачивает папку (т.е. показывает структуру вложенных папок), знак узла Описание практической части работы. 2.1. Цели лабораторной работы: Ознакомиться с определениями основных понятий (простое и - student2.ru меняется на знак Описание практической части работы. 2.1. Цели лабораторной работы: Ознакомиться с определениями основных понятий (простое и - student2.ru . Щелчок на значке узла Описание практической части работы. 2.1. Цели лабораторной работы: Ознакомиться с определениями основных понятий (простое и - student2.ru сворачивает папку.

Папка может быть раскрыта или закрыта. Если щелкнуть на значке папки, то она раскроется  и её содержимое отобразится в области активной папки Проводника. Закрывается папка при раскрытии любой другой папки.

Порядок работы:

1. Запустите программу Проводникпри помощикнопки Пуск→Все программы→ Стандартные→ Проводник (или контекстного меню кнопки Пуск) и создайте следующую структуру папок:

Описание практической части работы. 2.1. Цели лабораторной работы: Ознакомиться с определениями основных понятий (простое и - student2.ru

2. Найдите папку Мои документы в области дерева папок, в которой должны находиться Ваши папки: Папка 1 и Папка 2.

3. Откройте Папку 1 и в области активной папки создайте новую папку одним из известных Вам способов и дайте ей имя Экспериментальная. В области дерева папок убедитесь в том, что рядом со значком папки Папка 1 образовался знак узла Описание практической части работы. 2.1. Цели лабораторной работы: Ознакомиться с определениями основных понятий (простое и - student2.ru , свидетельствующий о том, что папка имеет вложенные папки. При нажатии на знак узла Описание практической части работы. 2.1. Цели лабораторной работы: Ознакомиться с определениями основных понятий (простое и - student2.ru происходит разворачивание Папки 1 и он меняется на знак Описание практической части работы. 2.1. Цели лабораторной работы: Ознакомиться с определениями основных понятий (простое и - student2.ru .

4. Откройте папку Экспериментальная в области дерева папок Проводника. В области активной папки не должно отображаться никакого содержимого, поскольку эта папка пуста.

5. Создайте в области активной папки Проводника новую папку Мои эксперименты внутри папки Экспериментальная. Убедитесь в том, что в области дерева папок рядом со значком папки Экспериментальная образовался знак узла Описание практической части работы. 2.1. Цели лабораторной работы: Ознакомиться с определениями основных понятий (простое и - student2.ru . Разверните узел и рассмотрите образовавшуюся структуру вложенных папок в области дерева папок Проводника.

6. Откройте Папку 2,убедитесь в том, что в области активной папки в ней есть содержимое (созданные ранее Вами файлы), но в области дерева папок рядом со значком папки нет знака узла Описание практической части работы. 2.1. Цели лабораторной работы: Ознакомиться с определениями основных понятий (простое и - student2.ru ,так как в ней нет вложенных папок.

7. Покажите результаты работы преподавателю.

8. Удалите Папку 1 и Папку 2 в Корзину одним из известных Вам способом.

9. Очистите Корзинупри помощи контекстного меню.

Описание практической части работы:

2.1. Цели лабораторной работы: Изучить основы работы в операционной системе Windows: приёмы управления при помощи мыши, операций с файловой системой при помощи системы окон папок и работы с файловой структурой при помощи программы Проводник.

2.2. Постановка задачи: В соответствии с заданием выполнить требуемые операции с файловой системой.

2.3. Порядок выполнения работы:

2.3.1. Ознакомиться с теоретической частью.

2.3.2. Получить задание у преподавателя.

2.3.3. Выполнить работу.

2.3.4. Оформить отчет:

2.3.4.1. Содержание отчета:

1. Цель работы - краткая формулировка поставленной цели.

2. Порядок выполнения - определяются действия, необходимые для выполнения данной работы.

3. Постановка задачи - формулирование задачи в соответствии с индивидуальным заданием.

4. Решение поставленной задачи:

4.1. Математическое описание решения поставленной задачи содержит описание связей между параметрами с использованием принятых в математике обозначений.

4.2. Описание логической структуры программы (алгоритм решения) содержит:

- краткое описание схемы программы,

- алгоритм решения (по ГОСТ ) - рисунок,

- краткое описание используемых операторов языка программирования (при необходимости).

4.3. Описание программы содержит:

- название файла, его размер,

- текст программы (или фрагмент для решения конкретной, наиболее важной части задания).

4.4. Результат работы программы:

- значения, полученные в результате выполнения программы

- анализ полученных результатов.

Выводы - отвечают на поставленную цель.

Наши рекомендации