Оценка точности обсервованного места по данным РЛС

Радиальная (круговая) СКП определения места судна по двум радиолокационным расстояниям может быть рассчитана по формуле:

Оценка точности обсервованного места по данным РЛС - student2.ru (21.14)

где mD1, mD2 – СКП измерения расстояния с помощью РЛС, мили.

Если точность измерения обоих расстояний одинакова (что так и есть), то mD1 = mD2 и формула (21.14) примет вид:

Оценка точности обсервованного места по данным РЛС - student2.ru (21.15)

При определении места судна по трем радиолокационным расстояниям погрешность обсервованного места может быть рассчитана по формуле:

Оценка точности обсервованного места по данным РЛС - student2.ru (21.16)

Радиальная (круговая) СКП в определении места судна по радиолокационному пеленгу и расстоянию до одного ориентира вычисляется по формуле:

Оценка точности обсервованного места по данным РЛС - student2.ru (21.17)

Если РЛП и DР до одного ориентира, то Оценка точности обсервованного места по данным РЛС - student2.ru (рис. 21.7) и

Оценка точности обсервованного места по данным РЛС - student2.ru (21.18)

Оценка точности обсервованного места по данным РЛС - student2.ru

Рис. 21.7. Оценка точности обсервованного места по данным РЛС

Так как расстояние до ориентира измеряется с помощью РЛС с высокой точностью, то погрешности в определении места судна этим способом зависят главным образом от погрешностей измерения РЛП.

Для повышения точности обсервованного с помощью судовой РЛС места нужно стремиться получить не менее 3-х линий положения (3DP, 2DP и РЛП, 2DP и визуальный пеленг и др.).

При наличии 3-х линий положения большой треугольник погрешностей укажет на погрешность или в опознавании ориентиров, или на промахи в наблюдениях.

В практике иногда встречается сложность определения угла пересечения линий положения (q). Точно угол пересечения линий положения (q) можно определить двояко:

Оценка точности обсервованного места по данным РЛС - student2.ru a) Оценка точности обсервованного места по данным РЛС - student2.ru б)

Рис. 21.8. Оценка точности обсервованного места судна

1) Соединив обсервованное место с ориентирами (рис. 21.8а), снять значения этих направлений (П1, П2) и рассчитать значение острого угла, то есть q = П1 – П2.

2) К дугам окружностей с радиусами, соответствующими измеренным и исправленным расстояниям, в точке их пересечения (обсервованное место) провести касательные (рис. 21.8б) и измерить значение острого угла q.

Использование средств автоматической радиолокационной

Прокладки в навигации

Средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП) предназначаются в основном для предупреждения столкновений судов и облегчения выбора маневра судна в сложной навигационной обстановке.

В САРП с помощью ЭВМ происходит автоматическая (или по выбору) обработка радиолокационной информации, и данные о ней в векторной форме показываются на РИС (изображение может быть ориентировано «по курсу» или «по норду»).

С помощью САРП можно решать и ряд навигационных задач:

1) ’ определять место судна по пеленгам и расстояниям неподвижных объектов, получая почти мгновенно необходимые данные;

2) ’ определять кратчайшее расстояние (DКР) до неподвижных объектов около которых проложен путь судна. Непрерывно контролируя DКР, можно заблаговременно изменить курс судна и пройти на безопасном расстоянии (DБЕЗ) от объекта;

3) ’ определять свой путь и действительную скорость судна, наблюдая неподвижные ориентиры;

4) ’ плавать по изолинии;

5) ’ контролировать поворот на новый курс.

При сопряжении САРП с автопрокладчиком реализуется графическое обсервационное счисление, что позволяет непрерывно контролировать движение судна относительно линии заданного пути.

С помощью САРП «Бриз-Е» неизвестное течение (суммарный снос судна) был получен с СКП = ±0,15 узла.

Так как САРП используют данные от судовой РЛС, то все ограничения РЛС действуют и в САРП. (Если РЛС не обнаруживает объекты, то и САРП не решает по ним конкретную задачу).

Умелое использование САРП для расхождения со встречными судами и решения навигационных задач способствуют снижению навигационной аварийности в целом.

Выводы

1. Судовая РЛС предназначена для обнаружения надводных объектов и берега в условиях плохой видимости, определения места судна, обеспечения плавания в узкостях, предупреждения столкновения судов в море.

2. Основными эксплуатационными данными РЛС являются дальность, разрешающая способность и точность.

3. Исправно работающая и умело используемая судовая РЛС позволяет уверенно плавать в условиях полного отсутствия видимости.

4. При использовании судовой РЛС следует учитывать влияние на ее работу волнения моря и метеорологических условий; наличие теневых секторов и мертвой зоны; появление ложных эхо-сигналов.

5. Опознавание береговой черты с помощью судовой РЛС производится или способом веера пеленгов и расстояний или способом траверзных расстояний.

6. Более надежно (с помощью судовой РЛС) обсервованное место по расстояниям до точечных (3-х) ориентиров; менее надежно – по радиолокационным пеленгам.

7. САРП предназначены в основном для облегчения выбора безопасного маневра судна в сложной навигационной обстановке, но с ее помощью можно решать и ряд навигационных задач (определять место, плавать по изолинии, контролировать поворот и др.).

Примечание: Самоконтроль знаний по теме проводится по тестовым заданиям к главе на базе приложения «Компьютерная система тестирования знаний «OPENTEST»».

Наши рекомендации