Основные направления развития металлургии до 2010 года и ее научно-техническое обеспечение.

Перспективы развития рынков металлопродукции и факторы, влияющие на конкурентоспособность отечественной металлургии, определяют основные направления развития металлургической промышленности в период до 2010 года. Главной целью развития металлургической промышленности России в период до 2010 года является обеспечение требуемых по номенклатуре, качеству и объемам поставок конкурентоспособной продукции на внутренней и внешний рынки. Основной путь реализации главной цели - широкое и ускоренное внедрение инноваций в результате активизации инвестиционной деятельности на всех производственных переделах. Усиление инновационно-инвестиционной деятельности ослабит негативное влияние факторов, ограничивающих развитие предприятий, обеспечит кардинальное обновление производственного потенциала, выпуск традиционных и новых видов продукции при снижении расхода всех видов ресурсов и соблюдении норм по охране окружающей среды.
В соответствие с потребностями металлопотребляющих отраслей необходимо освоить и расширить производство следующих прогрессивных видов продукции: оцинкованный автомобильный лист высших категорий штампуемости; одношовные высокопрочные трубы диаметром 1420 мм с изоляционным покрытием; железнодорожные рельсы для скоростного движения; микролегированные борсодержащие стали для объемной штамповки высокопрочных крепежных деталей для автомобилестроения; медные трубы на основе непрерывного литья заготовок; латунная лента толщиной 0,05 мм; алюминиевая лента толщиной 0,18-0,2 мм; алюминиевые строительные профили и конструкции с разнообразной защитой и декоративной отделкой; порошки ниобия и тантала для оксидно-полупроводниковых конденсаторов; металлические ниобий, тантал и титан и изделия из них с содержанием лимитируемых примесей на уровне требований микроэлектроники; люминофоры на основе редкоземельных металлов; монокристаллы арсенида галлия с параметрами, соответствующими мировому уровню; средне- и мелкозернистые графиты с уровнем эксплуатационных характеристик, не уступающие графитам на основе кокса; высокомодульные углеродные волокна; широкая гамма порошковых материалов для нужд спецтехники. В результате должен быть удовлетворен спрос на продукцию, определяющую развитие высоких технологий и специальной техники, в том числе и для нужд оборонных отраслей.
На базе ускорения темпов внедрения инноваций должна быть улучшена производственная структура металлургического комплекса - в первую очередь, за счет повышения доли конкурентоспособных мощностей (на всех переделах), а также за счет увеличения доли мощностей для выпуска продукции более глубокой степени переработки, доли импортозамещающих и новых производств. Это позволит улучшить структуру товарной продукции металлургической промышленности, повысить ее конкурентоспособность и адекватность требованиям рынков.
Доля производства стали в конвертерах должна к 2010 г. составить 68%, в электропечах - 28%. Мартеновское производство на предприятиях черной металлургии практически ликвидируется, однако оно может сохраниться на неспециализированных предприятиях других отраслей. Доля разливки стали на МНЛЗ должна быть не ниже 78-80%. Такое изменение структуры производства стали соответствует мировым тенденциям.
В производстве тяжелых цветных металлов необходимо шире внедрять автогенные процессы. Доля меди, произведенной с использованием автогенных процессов, должна быть увеличена до 80-85%, никеля - 65-70%. В производстве алюминия долю металла, полученного в усовершенствованных электролизерах с предварительно обожженными анодами и по технологии "сухой" и "полусухой" анод, необходимо довести до 75-80%, а также расширить мощности литейно-прокатных производств и сортамент выпускаемых изделий. В цветной металлургии следует шире использовать более экологически чистые гидрометаллургические процессы, обеспечивающие, помимо снижения выбросов вредных веществ, вовлечение в производство низкокачественных промпродуктов и повышение комплексности использования сырья.
Рост производительности труда в металлургической промышленности оценивается в 2010 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 1,5 раза. При этом ожидается высвобождение значительного количества трудящихся. По оценке по сравнению с 2000 годом в период до 2005 года численность промышленно-производственного персонала в металлургии должна сократиться примерно на 7% (100 тыс. человек), а в период до 2010 года - на 25% (350 тыс. чел.. из них 200 тыс. в черной и 150 тыс. в цветной). Это соответствует мировым тенденциям - за последние 20 лет количество занятых в металлургии развитых стран сократилось на 75%. Учитывая градообразующий характер большинства предприятий металлургической промышленности, проблема трудоустройства работников становится чрезвычайно острой и трудноразрешимой. В решении этой проблемы необходимо активное участие государства. Прогрессивные сдвиги в производственно-технологической структуре производства металлопродукции предполагают сдвиги в организационной сфере - дальнейшие институциональные преобразования.
Основное направление - создание мощных вертикально-интегрированных и диверсифицированных структур, способных успешно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках металлопродукции. Целесообразна организация ограниченного количества интегрированных промышленно-финансовых компаний, управляющих деятельностью собственных и сопряженных предприятий и организаций на основе владения значительными долями пакета акций, договоров коммерческого партнерства и кредитных договоров. В настоящее время в большинстве подотраслей металлургии интегрированные компании уже занимают доминирующее положение, наиболее характерно это проявилось в отношении алюминия и стали. Все показанные на слайде компании - Русский Алюминий, СУАЛ, Магнитогорский и Новолипецкий металлургические комбинаты, Северсталь, Евроазхолдинг -ведут активную политику по интеграции предприятий от добычи руды и угля до производства металлопроката и конечных металлоизделий, и даже до потребляющих металл машиностроительных предприятий. Основной мерой в области институциональных преобразований является совершенствование нормативно-правового регулирования создания и функционирования холдинговых компаний и других видов интегрированных структур.
При этом должны сохраниться и узкоспециализированные предприятия, в частности, выпускающие высокотехнологичную продукцию для спеццелей. Следует расширять практику создания мини-производств на базе модульных технологий для удовлетворения регионального спроса на металлопродукцию, а также специальных "Сервис-центров", обеспечивающих поставку потребителям мелких партий продукции с высоким уровнем финишной обработки.





7. Перечень мер по развитию металлургической промышленности до 2010 года.

Реализация основных направлений развития металлургической промышленности России и повышение конкурентоспособности ее продукции до 2010 года напрямую зависит от эффективности государственных мер, касающихся деятельности предприятий отрасли.

1) В целях поддержки экспорта металлопродукции и защиты российских производителей на внешних рынках необходимо:

· установление экспортных пошлин на металлопродукцию с учетом изменения конъюнктуры внешних рынков, в частности, отмена экспортной пошлины на черные металлы и дифференциация экспортных пошлин на цветные металлы в соответствии с котировками на Лондонской бирже металлов;

· до присоединения России к ВТО - активизация проведения переговоров по вопросам обеспечения недискриминационных условий доступа российской металлопродукции на внешние рынки (в первую очередь, на рынки США, ЕС и Китая), в частности, по вопросу закрепления за Россией безусловного статуса страны с рыночной экономикой при проведении антидемпинговых, компенсационных и защитных расследований в отношении экспорта российской металлопродукции.

2) В целях защиты отечественных производителей металлопродукции на внутреннем рынке необходимо:

· расширение практики применения тарифных и нетарифных мер в рамках антидемпинговых, компенсационных и защитных расследований для сокращения объемов необоснованного импорта металлопродукции и повышение оперативности применения этих мер в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры;

· при присоединении России к ВТО - соблюдение интересов отечественных производителей металлопродукции, в частности, обеспечение защиты наиболее чувствительных видов металлопродукции путем повышения уровней связывания (плавиковый шпат, стальные трубы большого диаметра), а также увеличения длительности имплементационного периода до 5-7 лет (прокат из нержавеющей стали, стальные трубы, рельсы и крепежная продукция);

· обеспечение равного доступа отечественных производителей к получению заказов на поставку металлопродукции при формировании программ модернизации железнодорожного транспорта, электроэнергетики и газовой отрасли, а также при реализации проектов с участием государства в других отраслях экономики, в частности, путем проведения открытых тендеров на закупку металлопродукции;

· завершение формирования нормативно-правовой базы по обеспечению предусмотренной законом доли участия российских предприятий в подрядных работах при реализации этих проектов, в частности, осуществление контроля за обоснованностью включения в конкурсную проектную документацию на строительство объектов по СРП иностранных норм и стандартов на прокат, трубы и другие виды металлопродукции.

3) Для обеспечения перехода металлургической промышленности на инновационный путь развития необходимо:

· концентрация бюджетного финансирования на важнейших инновационных проектах государственного значения для реализации критических технологий федерального уровня "Технологически совмещаемые модули для металлургических производств" и "Металлы и сплавы со специальными свойствами" в рамках приоритетных направлений "Производственные технологии" и "Новые материалы и химические технологии" с целью форсированного повышения конкурентоспособности российской металлургии;

· создание Федерального центра науки и высоких технологий в области металлургии на базе ведущих государственных научных центров в области металлургии и металлургического машиностроения с привлечением академических и образовательных институтов, на который будут возложены, в том числе, функции по государственным аудиту и сертификации существующих горных и металлургических техники и технологий, проведению государственной экспертизы научно-технических и инвестиционных проектов, а также целесообразности закупки импортного оборудования;

· отмена пошлины на импортируемое технологическое оборудование для металлургической промышленности, не производимое в России;

· стимулирование внедрения ресурсосберегающих и природоохранных технологий, в частности, путем разработки и утверждения в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" # 7-ФЗ от 10 января 2002 года (ст. 23) прогрессивных технологических нормативов выбросов и сбросов веществ в окружающую среду для металлургических предприятий на основе показателей наилучших металлургических технологий;

· реализация мер по стимулированию сокращения неэффективных производственных мощностей по производству мартеновской стали, в том числе путем предоставления налоговых и иных льгот, предусмотренных Федеральным законом "Об охране окружающей среды" # 7-ФЗ от 10 января 2002 года (ст. 14) при внедрении наилучших технологий (кислородно-конвертерной и электропечной), обеспечивающих существенное улучшение экологической ситуации;

· совершенствование технического регулирования в металлургии путем разработки отраслевых технических регламентов, учитывающих особенности производства конкретных видов металлопродукции и максимально гармонизированных с международными стандартами и требованиями;

4) В целях поддержки развития рудно-сырьевой базы металлургии необходимо:

· совершенствование законодательных актов по недропользованию в части установления дифференцированных ставок налогообложения на добычу полезных ископаемых в зависимости от качества полезного ископаемого, горно-геологических и экономико-географических условий разработки; стимулирования предприятий, направляющих средства на финансирование разведки и освоение новых участков месторождений для поддержания мощностей по добыче руд;

· оптимизация налогового законодательства в части исключения из налогооблагаемой базы налога на имущество специфических неликвидных для горно-обогатительных предприятий объектов (отвалов, хвостохранилищ, горных выработок, природоохранных объектов и др.).

5) В целях оптимизации цен и тарифов на продукцию и услуги отраслей-монополистов и обеспечения роста производства на предприятиях металлургической промышленности необходимо:

· установление пределов роста цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на среднесрочную перспективу (3-4 года) на основе единой методики с целью расширения периодов планирования хозяйственной деятельности металлургическими предприятиями - крупными потребителями продукции и услуг монополий;

· дифференциация тарифов естественных монополий для подотраслей металлургической промышленности со значительной долей услуг монополистов в себестоимости продукции на основании расчетов по ожидаемой конкурентоспособности их продукции, в частности установление экономически обоснованных железнодорожных тарифов на доставку металлопродукции на Дальний Восток;

6) В целях совершенствования организации сбора и переработки лома и отходов черных и цветных металлов необходимо:

· широкое использование инструментов лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, в частности, разработка новых положений о лицензировании этих видов деятельности, предусматривающих ужесточение технических и иных требований к лицензиатам в целях обеспечения более полного вовлечения в оборот лома и отходов металлов и упорядочения рынка лома;

· усиление ответственности за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения путем принятия Федеральных законов "О внесении дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и "О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";

· организация постоянного контроля за соблюдением правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения и положений о лицензировании деятельности по заготовке и переработке лома цветных и черных металлов;

· введение государственного федерального статистического наблюдения за объемами заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных и цветных металлов.

В области социальной политики необходима реализация мер государственной и региональной поддержки по трудоустройству высвобождаемых работников, включая создание новых рабочих мест, организацию переподготовки, а также обеспечение досрочного выхода на пенсию с установлением повышенных ее размеров до достижения пенсионного возраста и др.

8. Сценарии развития металлургии до 2010 года.

В общем виде, перспективы развития и модернизации металлургической промышленности в значительной мере зависят от возможности формирования у металлургических компаний собственных финансовых источников и привлечения заемных средств, что, в свою очередь, связано с совершенствованием законодательства в области инвестиционной, тарифной, инновационной и бюджетной политики, внешнеэкономической деятельности, налогообложения, ценообразования и ряда других сфер.
В настоящее время значительная часть металлургических предприятий подошла к порогу рентабельности. Если не предпринимать мер по развитию отрасли металлургическую промышленность ожидает негативный сценарий развития. Он предполагает стагнацию в цветной металлургии и спад производства на 15-20% к 2005 году в черной металлургии. Эффективная реализация перечисленных мер по устранению ограничений и стимулированию развития металлургии должна привести к существенному улучшению качественных показателей работы отрасли и увеличению объемов производства к 2010 году на 20-30% в зависимости от сценариев развития российской и мировой экономики. С учетом динамики спроса на металлопродукцию производство готового проката черных металлов в 2010 году должно быть увеличено по сравнению с 2001 годом на 18-20% до 54-56 млн. т, выпуск алюминия и никеля - на 7-9%, меди - на 10-14% (в зависимости от различных сценариев развития).

Наши рекомендации