Контроль в инновационном менеджменте.

Контроль — важная функция инновационного менеджмента, связанная с учетом и количе­ственной и качественной оценкой результатов работы предприятия. Он представляет собой систему с обратной связью, целью которой является обеспечение достижения организацией поставленных це­пей. Контроль — это система разнообразных мероприятий по уста­новке стандартов и базы сравнения, исследованию входов в систему, организации сравнения результатов с нормативной базой, определе­нию отклонений и степени их допустимости, а также по окончатель­ному измерению результатов.

Контроль является процессом с обратной связью, т.е. количе­ственное измерение результатов на выходе системы соотносится с оценкой параметров на входе и факторов влияния внешней и внут­ренней среды. Например, получение более низкой прибыли от реа­лизации новшества по сравнению с запланированной может объяс­няться:

а) недостаточным исследованием рынка и неверными марке­тинговыми мероприятиями, результатом которых явился малый объем продаж,

б) снижением потребительских свойств новшества вследствие по­ступления ухудшенного сырья, ошибок в соблюдении регламентов обработки, нарушений в работе отдела технического контроля и т.д.

в) превышением издержек производства над нормативными, что привело к повышению себестоимости новшества и т.д.

Совершенствование контроля в производстве новшеств выдви­гает ряд условий:

наличие организационных структур контроля,

формирование исполнительных органов и служб,

специальную подготовку кадров,

разработку методов анализа и форм контроля,

расширение нормативной, методологической и информацион­ной базы.

Виды контроля, применяемые в инновационной деятельности,

подразделяются по целям, масштабам, формам, предметам, объектам, методам контроля и т.д. Виды контроля в инновационной деятельности представлены на рис. 3.9. Так, в соответствии с целями контроль бывает стратегический и оперативный. Стратегический контроль сосредоточен на ключевых проблемах развития организации: это анализ и контроль научной подсистемы предприятия, исследование структуры и качества мероприятий маркетинга, контроль за Формированием инвестиционного портфеля предприятия, прогно­зирование и оценка возможностей дальнейшей специализации, Диверсификации предприятия, изучение возможностей экспансии на новые рынки.

Оперативный контроль нацелен на текущий учет, анализ и оценку показателей работы подразделений, экономической и коммерческой эффективности новшества, изучение факторов и показателей производительности труда, анализ динамики затрат, регламентов;

технологических процессов и т.д.

По предметно-содержательной структуре контроль подразделя­ется на финансовый, основанный на анализе финансового состоя­ния предприятия и финансовой эффективности новшества, и ад­министративный. Объектом административного контроля выступа­ют деятельность подразделений, выполнение плановых заданий, сроков, поставок, обеспечение ресурсами, выполнение производственной программы, планов исследований и разработок.

По формам контроль разделяется на внешний, проводимый вы­шестоящими органами и организациями, и внутренний, проводи­мый силами самой организации.

Объектами контроля являются функциональные службы пред­приятия, технологические процессы, выпускаемая продукция и т.д. Масштабы контроля зависят от специфики продукции и произ­водственных процессов. Так, контроль может осуществляться вы­борочно, по стадийно, по операционно и в виде сплошного контро­ля. Масштаб контроля зависит от сложности и новизны продукции, от структуры организации и особенностей функционирования про­изводственных процессов, от качества подготовки персонала,егопроизводительности труда, а также от состояния, производительно­сти, надежности, износа основных производственных фондов и т.д. На предприятиях, производящих массовую продукцию с длительным жизненным циклом, применяют выборочный и поопера­ционный контроль. При изготовлении высокотехнологичных изде­лий с высокой степенью обработки, а также принципиально новых видов продукции, техники и материалов применяется сплошной контроль.

Методы контроля широко варьируют в зависимости от типа про­изводства и выпускаемой продукции. Так, на предприятиях пище­вой, легкой промышленности применяют визуальный и органолептический методы контроля, исследуя цвет, запах, вкус, струк­туру и качество поверхности и другие свойства. В машиностроении, автомобилестроении, приборостроении широко применяют пара­метрический контроль, исследуя размеры, структуру, геометрию и другие свойства изделий. На автоматизированных предприятиях, в наукоемких отраслях и высокотехнологичных производствах исполь­зуют статистический, автоматизированный и системный методы контроля.

Контроль также подразделяется по методам воздействия на объект.

Это может быть физический, химический, биологический, рентге­новский, радиационный, ультразвуковой, оптический, лазерный и многие другие методы и виды контроля.

Наши рекомендации