Тестирование в процессе консультационной деятельности

Тестирование, как фактор управления, направлено на обеспечение оценки и самооценки работников организации и призвано помогать в оценке личных и деловых качеств работников, в преодолении ошибочных стереотипов восприятия себя и других работников, а также в корректировке поведения самих работников клиента.

Тест есть стандартизованное и ограниченное по времени испытание, результаты которого позволяют получить количественные и качественные оценки измеряемых характеристик.

Достоинства тестирования заключаются в следующих показателях:

· Объективности оценки.

· Оперативности и быстроте оценки.

· Простоте и доступности тестирования.

· Пригодности результатов тестирования для компьютерной обработки и использовании статистических методов оценки.

· Значительной эвристической оценочной возможности.

· Практической направленности.

· Сравнительной дешевизне.

К отрицательным характеристикам тестирования следует отнести такие показатели, как:

· Проблема установления однозначной причинно-следственной связи между вопросами тестов и качествами личности тестируемого.

· Оценка лишь существующих в момент испытания качеств тестируемого.

· Невозможность корректных выводов о человеке вообще только на основе результатов его тестирования.

· Для комплексной оценки работника необходимо вводить батарею тестов.

· Квалифицированное проведение тестирования требует соответствующей подготовки тестирующего.

· Страх тестируемого перед тестами может не позволить ему проявить свои истинные качества.

· Утечка информации о результатах тестирования или публичное объявление результатов может осложнить отношения в коллективе.

Существуют некоторые стандарты тестирования, к которым следует отнести следующие правила:

1) человека нельзя подвергать тестированию против его воли;

2) испытуемый должен иметь информацию о целях тестирования и формах использования результатов;

3) информация о результатах тестирования должна предоставляться только тем, кому она предназначена;

4) сложное тестирование должно выполняться специалистом в этой области;

5) тестируемый имеет право знать результаты своего обследования;

6) форма сообщения результатов тестирования не должна травмировать обследуемого;

7) тестирующий должен обеспечить беспристрастный подход к процедуре и результатам исследования.

Процедура тестирования включает в себя четыре этапа; выбор тестовых методик; инструктирование испытуемых; контроль за выполнением заданий и интерпретацию результатов и подведение итогов тестирования.

Типология тестов, в основу которой положена форма ответов, представлена в таблице 13.1.

Свободные тесты, типология которых представлена в таблице, обладают тем преимуществом, что они легки при формулировании вопросов, но затрудняют оценку и интерпретацию полученных результатов.

Иная классификация, в основу которой положен исследуемый объект, включает в себя индивидуальные, ситуационные и социально-психологические тесты.

Таблица 13.1

Типология тестов

Наименования типов тестов Содержание формы
1. Свободные Вопросы, дополнения предложений, исправления ошибок, свободные действия
2. Структури-рованные «Да» - «нет», правильные ответы, лучшие ответы, идентификация
3. Шкалированные Выбор ответа, находящегося между крайними вариантами
4. Графические Отображение ответа на графическом изображении
5. Тесты с пробелами Заполнение пробелов для получения осмысленного и правильного ответа

Имитационные игры

Игра – это механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта, причем главным в этом механизме является сам процесс деятельности ее участников. Поэтому важным является не только распределение ролей и определение правил игровых действий, но и моделирование игрового процесса и сопутствующего ему эмоционального напряжения.

Ведущим компонентом игры является роль и ее принятие. Игровые действия могут задаваться сценарием, ведущим игру, нормативными документами или формируются самими игроками. Моделирование, которое по определенным правилам систематизирует всю конструкцию игры, обеспечивает замену реальных ситуаций искусственно сконструированными поведенческими образцами.

С помощью определенных испытаний индивидуальных качеств личности деловые игры выполняют функцию выявления и оценки, но по сравнению с тестами имеют такие отличия:

Ø игра основывается на определенном поведении испытуемых;

Ø игра представляет собой коллективное (групповое) взаимодействие;

Ø игра отличается от тестирования большей сложностью и взаимозависимостью решаемых задач, поскольку содержит в себе комплекс взаимосвязанных действий;

Ø игра имитирует реальную ситуацию;

Ø игра включает в себя не только элементы диагностики, но и несет в себе функцию обучения, тренинга, воспитания, решения практической задачи;

Ø эффективность игры зависит от эффективности процесса ее протекания.

Интерактивные[192] игры основаны на активном, эмоционально окрашенном общении участников друг с другом и консультантом.

В процессе проведения интерактивных игр реализуются следующие потребности участников:

· преодолеть комплексы неполноценности;

· научиться вести переговоры конструктивно;

· освоить навыки презентации информации, товаров и услуг;

· выработать умения осуществлять анализ и синтез явлений;

· выяснить различные точки зрения участников для последующего осуществления командообразования;

· приобрести знания и опыт в решении проблем;

· приобрести умения в разработке стратегий развития организации;

· научиться мотивировать коллег.

Альвина Павловна Панфилова (доктор экономических наук профессор кафедры социального менеджмента РГПУ им. А.И. Герцена) к принципам интерактивного взаимодействия относит следующие позиции[193]:

· организация «игрового поля» в соответствии с видом игровой деятельности (для проведения многочасовых игр необходимо предусмотреть несколько помещений) – игровое поле должно раскрепощать участников игры, а не создавать им дополнительные трудности;

· важно проигрывание участниками не только управленческих ролей, но ролей игровых (оппонента, пессимиста, оптимиста, реалиста, адвоката, судьи, провокатора, визуалиста, психолога и т.д.) с учетом индивидуальных способностей, проявляемых участниками в процессе игрового взаимодействия;

· обучение взаимодействию необходимо осуществлять в режиме строгого соблюдения сформулированных (консультантом) норм, правил, поощряя или наказывая за демонстрируемые участниками результаты;

· обучение принятию решений требует соблюдения достаточно жесткого регламента и наличия элемента неопределенности в информации. А также освоения прогрессивных подходов к коллективному принятию решений;

· обязательность присутствия участников (и в первую очередь руководителя организации) на всех этапах проведения интерактивных занятий.

К интерактивным играм относят прежде всего имитационные игры, организационно-деятельностные и деловые игры. Классифика-ция интерактивных игр приведена в таблице 13.2.

В имитационных играх игровая система отличается от ее реального аналога тремя основными условиями:

• реальные должности работников организации заменяются исполнителями ролей этих работников;

• реальная информация об организации заменяется псевдореальной информацией, получаемой с помощью имитации реальных процессов (в этом заключается имитационный аспект рассматриваемых моделей);

• сжимается масштаб времени и упрощается организационная структура (в этом заключается экспериментальный характер игровых моделей).

Игра включает в себя пять основных элементов: игроков, экспертов, организаторов игры, материал по изучаемой проблеме и экспериментальную ситуацию, которую образуют игровая обстановка (имитационная модель среды), сценарий и регламент игры.

Деятельность по поводу игры обычно включает в себя:

• обсуждение и заполнение анкет по изучаемым в имитационной игре проблемам,

• послеигровая дискуссия,

• обобщение и анализ полученной экспертной информации,

• обсуждение ситуации и обмен информацией по проблемам между игроками и между участниками и организаторами игры (рефлексия)[194].

Структурная схема содержания этапов имитационных игр приведена на рис 13.6.

Организационно-деятельностые игры (ОДИ) предназначены для решения значимых социально-экономических проблем, когда требуется объединение усилий специалистов различного профиля для выработки нестандартных решений.

Специфика организационно-деятельностных игр заключается в том, что руководители игры решают каждый свою задачу в первую очередь: руководитель-исследователь игры стремится получить решение поставленной проблемы; руководитель-организатор - обеспечить коллективную деятельность участников; психолог - наладить межличностное и межгрупповое общение играющих.

Началу игры предшествует «предыгровой этап», который длится иногда несколько месяцев и включает в себя организационную диагностику исследуемой системы. Параллельно формируется количественный и качественный состав каждой игровой команды (в каждую играющую группу включаются 2-3 человека от руководства игры, для координации игры, обеспечения творческой атмосферы, управления конфликтными ситуациями, для обеспечения групповой динамики).

Игра начинается с ввода участников в игру посредством ориентирования коллектива игроков на цели и его психологической подготовки к мобилизации творческого потенциала участников игры.

В качестве инструментов активизации творческого мышления используются приемы, методы и техники: провоцирование острого конфликта мнений в режиме «жесткой полемики»; использование шуток, игровых заданий, разнообразных конкурсов, вызывающих как отрицательные, так и положительные эмоции; переход от автономной работы групп к пленарным, клубным и другим формам взаимодействия.

Последующие этапы включают в себя следующие действия:

• работа в группах;

• обсуждение принятых решений на дискуссиях или пленумах межгруппового характера;

• командные («штабные») разработки;

• анализ хода игры и полученных руководством игры и ее участниками результатов (рефлексия)[195].

Анализ хода игры осуществляется ее руководством (без участия игроков), с использованием всей информации о деятельности групп, собранной представителями руководства в них. В итоге каждый игровой день вырабатывается все более совершенная стратегия проведения игры для следующего цикла работы играющих. В этом случае, сохраняется лишь общая структура игры, а содержание этапов может подвергаться значительной коррекции и даже полностью меняться.

Важный этап работы - обобщение полученных результатов и «вывод» участников из игры: руководство разрабатывает итоговые документы, содержащие постановку проблемы, процедуру ее рассмотрения, и предложения по ее решению.

К признакам ОДИ относятся следующие характеристики. Во-первых, игры подобного рода отличаются продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель при участии большого коллектива играющих (50 и более). Во-вторых, в игре моделируется деятельность участников по решению проблем управления на основе информации о состоянии реального объекта. В-третьих, роли в игре условны и объединены общей целью, достижение которой требует коллективной деятельности по выработке решений. В-четвертых, управление эмоциональным напряжением участников игры обеспечивается специальными игротехническими средствами, при этом система оценивания деятельности участников игры зачастую отсутствует. И, последнее, последействие принятых решений в игре не прослеживается и поэтому не используется для коррекции.

Типология организационно-деятельностных игр приведена на рис. 13.7.

В деловой игре, как отмечает В.Я. Платов[196], синтезируются характеристические признаки метода анализа конкретных ситуаций, игрового проектирования и ситуационно-ролевых игр. Поэтому игра строится на моделировании объекта управления, но для принятия решений в ней обязательно должны быть и должностные роли, и роли игровые, а также должно присутствовать игровое проектирование решений и взаимодействие участников.

Деловая игра включает в себя такие понятия как «игра», «модель», «имитация», которые взаимосвязаны и взаимопроникаемы. В таких играх выделен аспект инструментального обучения участникови в то же время формализован и минимизирован по сравнению с реальностью в большей степени межличностный аспект. Поэтому, хотя деловые игры по основному замыслу преследуют задачу «погружения» участника игры в реальную практику для столкновения его с действительностью, игровая имитационная модель по своей природе эту задачу упрощает, главным образом в направлении придания статичности межличностным и деловым отношениям, что искажает реальную действительность. Классификация деловых игр приведена на рис. 13.8.

Классификация деловых игр может осуществляться и по ряду других признаков. Пример классификации, взятый из учебника Пугачева В.П.[197] по управлению персоналом, приведен в таблице 13.3.

При разработке и проведении деловых игр следует учитывать следующие принципы:

Ø репрезентативности и достаточности элементов игровой ситуации (элементы должны достаточно полно представлять имитируемую ситуацию в соответствии с поставленными целями);

Ø модульности характера игры (организационные модули, функциональные модули, этапные модули);

Ø системности игры и ее включенности в общую программу.

Важнейшим аспектом деловой игры является подготовка к ней, за которой следует формирование игровой группы, руководство процессом игры, подведение итогов и оценка результатов.

Подготовка игры включает такие мероприятия, как:

Ø выбор игровой методики, соответствующей учебным целям и уровню подготовленности участников;

Ø проверка пригодности аудиторий для игры;

Ø определение способов фиксации результатов в процессе игры и поведения самих игроков;

Ø определение способов анализа игрового процесса;

Ø обеспечение целевой направленности процесса игры;

Ø оптимизация требований к участникам;

Ø структурирование игры во времени;

Ø использование технических средств обучения (например, видеокамеры).

Формирование группы предполагает оценку индивидуальных качеств обучаемых (например, по результатам тестирования), степени их подготовленности и игровой мотивации. Участники игры должны знать условия и правила игры и стремиться к установлению доверительных отношений.

Руководитель игры выполняет следующие функции: руководит подготовкой к игре и формированием игровой группы, знакомит участников с правилами игры и консультирует их по ходу самой игры. Он следит за ориентацией игрового процесса и контролирует соблюдение правил проведения игры и этических норм, помогает участникам овладеть эффективными формами поведения, а по завершении игры – оценивает полученные результаты.

В силу отмеченного, руководитель должен обладать высокими коммуникативными способностями, уметь точно выражать свои мысли и вербализировать чувства участников, быть объективным и внимательным к участникам, уметь корректно сопоставлять правильные и неправильные позиции участников, а также понятно представлять ситуацию и быть готовым сдерживаться от чрезмерного участия в игре.

Таблица 13.2

Параметры интерактивных игр

Интерактивные игры
Имитационные Организационно-деятельностные Деловые
Имитационной моделью системы называется модель, исследование которой осуществляется путем эксперимента с ней, воспроизводящего процесс функционирования системы во времени. Игра базируется на основе предъявляемой игрокам исходной информации о состоянии реальной социально-экономической системы, и в нее, как правило, привлекаются реальные участники моделируемого управленческого или социально-экономического конфликта. Под деловой игрой понимается модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического, политического или престижного характера. Деловая игра - это модель процесса принятия управленческого решения.
     
Обучают принятию управленческих решений как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Позволяет решить разнообразные проблемы: от вывода предприятия из тупика до разработки концепций и стратегий развития. Позволяет в рамках учебного процесса сместить акцент «с системы знаний» на «систему умений».
Участники осуществляют разнообразное взаимодействие, что создает предпосылки для освоения эффективного коммуникативного опыта. Продолжительны по времени: от 1 дня до 1 месяца. Участники игры за это время становятся командой единомышленников. Является инструментом научения. Участник игры анализирует, ставит и решает задачи реально. Происходит освоение новой информации и развитие умений.
Моделируют разнообразную среду, в которой может оказаться человек, что не только расширяет кругозор участников, но и позволяет приобрести опыт адаптации к новой среде. Ведение игры, аналитика, группообразование, рефлексия по итогам игры представляет играющим возможность знакомиться с разными индивидуальными стилями работы и формами делового взаимодействия, расширяющими коммуникативную компетентность и позволяющими за время участия в игре овладеть конструктивным общением. Разработано достаточно много игр, которые легко адаптировать под конкретную задачу клиента.
Их можно использовать не только самостоятельно в рамках изучаемой проблемы, но и как вкрапление в другую технологию. Участники используют сенсорные каналы, чему способствует «управляемое эмоциональное напряжение», интенсифицирующее процесс обучения и вызывающее включенную активность.

  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Знакомство с игровым материалом  
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Инструктаж  
Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Подготовительный этап Тестирование  
    Погружение в игру  
       
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Визуализация  
    Сочетание отдельных блоков игры  
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Возможность включения дополнительных игровых модулей  
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Пропорции игры и ориентация на цель  
Этапы Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Обеспечение игры техническими средствами  
Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru имитационной Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Игровой этап Сбор, систематизация и обработка экспертной информации  
игры   Глубокое погружение участников в проблематику  
    Постепенность вхождения участников в игровой материал  
    Равномерность игровой нагрузки на участников игры  
    Соревновательность игровых групп  
    Правдоподобие моделируемой ситуации  
    Присутствие руководителя организации  
       
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Открытые вопросы  
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Заключительный этап Закрытые вопросы  
    Наводящие вопросы  
    Вопросы с подтекстом  
    Возвратные вопросы  
    Направленные вопросы  

Рис. 13.6. Структурная схема содержания этапов имитационных игр

  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Моделирование различных циклов развития  
Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Проблемно-деловые Формирование механизмов развития  
    Развитие коллектива посредством поиска неординарного совместного решения  
       
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Мыслительная модель развития социально-экономических систем  
Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Имитационно- моделирующие Деятельностный эквивалент управленческой модели развития организации  
       
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Развитие и формирование инновационного мышления и поведения работников  
Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Инновационные Развитие способности генерировать и разрабатывать внедренческие проекты  
Организационно-   Апробация и экспериментальное проведение новаций.  
Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru деятельностные      
игры Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Ориентация на мыследеятельностные цели  
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Ориентация на психологическое развитие каждого участника  
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Рефлексивные Снятие стереотипов, обучение рефлексивному анализу человеческих отношений  
    Обучение групповому и межгрупповому сотрудничеству  
    Обучение адекватному восприятию деловых партнеров  
    Научение взаимопониманию.  
       
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Развитие интеллектуального и творческого потенциала играющих  
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Поисково-апробационные Организация умственной деятельности обучающихся  
    Решение проблем развития организации.  

Рис. 13.7. Типология организационно-деятельностных игр

  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Учебные
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Исследовательские
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Экспериментальные
Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru По целевому назначению Проектировочные
    Производственные
    Аттестационные
    Универсальные
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru С взаимодействием участников и групп
Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru По форме взаимодействия участников Без влияния решений одной группы на результаты и поведение другой
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Саморазвивающаяся
Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru По динамике моделируемых ситуаций С регламентированным временем
Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Деловые игры   С произвольным (зависящим от трудностей решения задач) регламентом;
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Ручная
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru С использованием обычных технических средств оргтехники
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru По способам обработки и передачи информации С использованием ЭВМ
    С использованием Интернет
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru С реальным масштабом времени
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru По скорости игрового времени В условно ускоренном времени
    В условно замедленном времени
    В произвольном масштабе времени
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru С использованием устной, письменной (вербальной и невербальной) и визуальной коммуникации
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru По типу коммуникации С использованием формальной и неформальной коммуникации
    С использованием межличностной и межгрупповой коммуникации
  Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru Тестирование в процессе консультационной деятельности - student2.ru По конечному продукту игры С материализованным конечным продуктом
    С абстрактным результатом.

Рис. 13.8. Классификация деловых игр

Таблица 13.3

Классификация деловых игр

Признак классификации Значение признака Характеристика деловых игр
1.Целевое назначение Обучающее     Практическое     Проектное   Исследовательское Подготовка профессиональных управленцев, подготовка и повышение квалификации специалистов. Выработка управленческих решений, решение практических задач группы или организации. Проектирование организаций, разработка функционально-ролевых структур предприятий и составляющих их организационных единиц. Изучение и анализ поведения группы и любых других организационных систем.
2.Широта тематических рамок Комплексные (сводные) Частные Охватывают комплекс взаимосвязанных задач. Охватывают решения отдельных задач.
3.Степень свободы решений Жесткие     Мягкие   Предусматривают строго ограниченное число возможных вариантов решения задач. Предусматривают большую свободу участников в поиске возможных вариантов решения задач.
4.Степень неопределенности ситуации Детерминированные     Вероятностные Предусматривают решение задач в условиях строго детерминированной ситуации. Предусматривают использование вероятностных оценок и факторов риска при решении задач.
5.Характеристика коммуникаций участников Интерактивные     Неинтерактивные Предусматривают зависимость поведения и оценки действий игрока от поведения других участников игры. Не предусматривают зависимости отдельного игрока от поведения других участников игры.
6.Области применения Общие   Функциональные Имитируют поведение группы, организации в целом. Имитируют отдельные функции управления или деятельности служб персонала.
7.Открытость игры Открытые     Закрытые Предусматривают свободные контакты и коммуникации между группами участников. Не предусматривают контактов между участниками в процессе всей игры.
8.Институты игры Ручные     Компьютерные Расчеты выполняются вручную и предусматривают отработку техники решения отдельных задач управления. Ориентация на использование компьютеров для подготовки и анализа возможных решений задач управления.
9.Форма проведения Очные     Заочные Предусматривают проведение игры со всеми участниками в одно время и в одном месте. Предусматривают заочное проведение игры по схемам дистанционной технологии.

Подведение итогов игры должно помогать участникам адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны и значимость полученных результатов.

Тренинги

По определению, тренинг представляет собой совокупность упражнений, направленных на формирование и совершенствование умений клиента.

Тренинг как явление представляет собой форму активного обучения, направленного на комплексное освоение как теоретических знаний, так и практических умений, проявляющихся в приобретении новых навыков и развитии заложенных от природы способностей, а также направленных на выработку способов преодоления типичных затруднений. Эффект тренингов определяется сочетанием узко поставленной задачи тренинга и использованием широкого набора упражнений и игр за счет максимально полной включенности человека в процесс тренинга.

Тренинг предполагает осведомленность участника о предстоящем действии и опирается на первичный уровень умений. Поэтому основной задачей тренинга является совершенствование имеющихся и приобретение новых практических навыков, доведение их до операционального автоматизма.

Специфика тренинга заключается в том, что он используется для достижения сравнительно узких целей, служит для отработки определенных образцов поведения и подчинен непосредственному решению практических задач.

Тренинг – активный познавательный процесс, в центре внимания которого находятся участники, а не тренер. Цели тренинга должны быть понятны участникам в целом и каждому в отдельности. Формулирование (уточнение) целей тренинга может стать начальным этапом групповой работы. Возможное разнообразие целей покажет различное понимание участниками задач тренинга и позволит, проранжировав цели, определить главные среди них.

Тренинги необходимы тогда, когда консультантам для достижения определенных результатов нужны конкретные навыки работников клиента. Тренинги содержат незначительное количество теории и отличаются практической выработкой конкретных навыков в условиях, схожих с реальностью. Относительный недостаток тренингов заключается в том, что отработка навыков не дает универсальных решений для любых жизненных ситуаций, но дает некоторый набор возможных типовых вариантов.

В зависимости от оснований типологии, Максимов В.Е. выделяет следующие типы тренингов[198].

По типу ожидаемого результата:

1. Тренинги личностного роста, которые предполагают, что основным результатом для прошедшего тренинг человека станут изменения в личностной сфере. Предполагают интегральное воздействие на человека, изменение и развитие его в целом. Опираются в основном на психологические, этические, философские знания.

2. Командные тренинги в качестве основного результата предлагают формирование и совершенствование взаимоотношений команды единомышленников и их взаимодействия. Сюда же относятся тренинги, направленные на формирование корпоративной культуры.

3. Тренинги выработки умений предполагают, что основным результатом будет освоение участниками определенного опыта и теоретических знаний. Их можно разделить на три группы:

• профессиональные, когда результат предполагает освоение необходимого набора характерных для данной профессии знаний и опыта, способов действий, формирующих и повышающих уровень компетенции в данной области;

• общекультурные тренинги общения, коммуникации, формирования мышления, становления рефлексии, ведения переговоров, разрешения конфликтов и т. п.;

• бизнес-тренинги для улучшения значимых показателей деятельности: динамики продаж, качества обслуживания, компетентности управления, способов взаимодействия между подразделениями в организации и т. п.

По типу организации процесса тренинга можно выделить следующие описания[199].

1. Процедурные предполагают прохождения пути по тренингу по заданной траектории, слабо учитывающей особенности участников, жесткое управление процессом, четкое задание рамок выполняемых упражнений. Их достоинство — гарантированность получения требуемого результата для вписывающегося в рамки тренинга участника. Позволяют эффективно использовать временные ресурсы. Легко тиражируются. От ведущего требуется хорошее знание стандартных процедур и способов их осуществления, поэтому мастерство ведущего здесь играет меньшую роль. Эффективны для постановки стандартизированных навыков и решения типовых задач. Образ — «Конвейер».

2. Самоорганизующиеся характеризуются заданием самых общих рамок действий, а основное внимание уделяется рефлексии происходящего «здесь и теперь». Тренер чаще всего выступает фасилитатором процессов, содействует включению в интенсивную работу всех участников тренинга. Тренинги данного типа более чувствительны к особенностям участников и эффективны при диагностике. Результативность данного типа тренингов в значительной степени зависит от мастерства ведущего, который зачастую порождает технику и упражнения в ситуации «здесь и теперь». Характерны для тренингов: командообразования, инновационных, креативных, личностного роста и т. п.

Их основным недостатком может быть неформализуемость результата, зависание в процессе, негарантируемость достижения цели, трудности в оценке достижений. Образ — «Неожиданные повороты».

3. Модульные предполагают существование большого набора стандартизированных упражнений, которые предлагаются участникам в зависимости от анализа ситуации, пожеланий участников, выявленных потребностей, уровня подготовки и т. п. Сочет

Наши рекомендации