Измерение, анализ и улучшение.

Общие положения

Организация должна планировать и применять процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения, необходимые для

a) демонстрации соответствия требованиям к продукции,

b) обеспечения соответствия системы менеджмента качества, и постоянного повышения результативности системы менеджмента качества.

Это должно включать определение применимых методов, в том числе статистических, и область их использования.

Для более качественного анализа необходимо, чтобы полученные данные были приведены к удобному виду, т. е. должна быть создана соответствующая система обработки результатов измерений.

Измерению подлежат выходные данные процесса, обеспеченность процессов необходимыми ресурсами и удовлетворённость внутренних потребителей (тех потребителей, которым поступают выходные данные процесса). Но непосредственно измерить выходные данные, обеспеченность ресурсами и удовлетворённость внутренних потребителей затруднительно. Поэтому для измерения СМК ИСО 9001 нужно разработать соответствующие показатели, которые характеризуют эти данные, и проводить измерение этих показателей.

Для разработки системы измерения процессов СМК и СМК и их измерения, оценки результативности и анализа результатов измерения можно предложить следующие этапы:

1) разработка показателей выходных данных, обеспеченности ресурсами и удовлетворённости внутренних потребителей процессов СМК;

2) выбор шкалы измерения;

3) разработка методики измерения;

4) разработка критериев оценки результативности процессов СМК и СМК;

5) проведение измерений;

6) оценка результативности процессов СМК и СМК;

7) анализ результатов измерений и функционирования процессов СМК и СМК.

Анализ данных

Организация должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества, а также оценивания, в какой области можно осуществлять постоянное повышение результативности системы менеджмента качества. Данные должны включать информацию, полученную в результате мониторинга и измерения и из других соответствующих источников.

Анализ данных должен предоставлять информацию, касающуюся

a) удовлетворенности потребителя,

b) соответствия требованиям к продукции,

c) характеристик и тенденций процессов и продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий, и

d) поставщиков.

Улучшение

Постоянное улучшение

Организация должна постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.

Корректирующие действия

Организация должна предпринимать корректирующие действия с целью устранения причин несоответствий для предупреждения повторного их возникновения. Корректирующие действия должны быть адекватными последствиям выявленных несоответствий.

Должна быть разработана документированная процедура для определения требований к

a) анализу несоответствий (включая жалобы потребителей),

b) установлению причин несоответствий,

c) оцениванию необходимости действий, чтобы избежать повторения несоответствий,

d) определению и осуществлению необходимых действий,

e) записям результатов предпринятых действий, и

f) анализу результативности предпринятых корректирующих действий.

Предупреждающие действия

Организация должна определить действия с целью устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления. Предупреждающие действия должны соответствовать возможным последствиям потенциальных проблем.

Должна быть разработана документированная процедура для определения требований к:

a) установлению потенциальных несоответствий и их причин,

b) оцениванию необходимости действий с целью предупреждения появления несоответствий,

c) определению и осуществлению необходимых действий,

d) записям результатов предпринятых действий, и

e) анализу результативности предпринятых предупреждающих действий.

Наши рекомендации