Двухфакторная теория Ф. Герцберга

Гигиенические факторы: • Условия труда • Заработная плата • Политика компании • Правила и межличностные отношения Мотиваторы: • Достижение • Признание • Ответственность • Возможности для роста • Продвижение по службе

Теория приобретенных потребностей (Д. Макклеланд)

Двухфакторная теория Ф. Герцберга - student2.ru

Практическое задание

Оцените свои потребности

Если вы можете ответить «да» на поставленный вопрос, поставьте галочку в соответствующей клетке.

  Вопросы Двухфакторная теория Ф. Герцберга - student2.ru
1. Нравятся ли вам такие ситуации, в которых вы лично должны находить решение возникающих проблем?  
2. Предпочитаете ли вы задачи средней сложности, предполагающие умеренный, взвешенный риск?  
3. Нуждаетесь ли вы в обратной связи?  
4. Тратите ли вы время на обдумывание того, как улучшить свою работу, как выполнить важную задачу, как добиться успеха в тех или ситуациях?  
5. Отдаёте ли вы предпочтение такой работе или таким ситуациям?  
6. Часто ли вы обращаете внимание на те взаимоотношения, которые у вас складываются с окружающими?  
7. Считаете ли вы, что чувства других людей очень важны?  
8. Пытаетесь ли вы улучшить отношения с людьми, когда возникают какие-то трения?  
9. Пытаетесь ли вы оказывать влияние на людей и контролировать их?  
10. Стараетесь ли вы занять позицию лидера в группе?  
11. Получаете ли вы удовлетворение, когда убеждаете других людей в чём-то?  
12. Считают ли окружающие вас настойчивым, энергичным и требовательным человеком?  
  • Ответы «да» на вопросы 1 – 4 показывают, в какой степени у вас выражена потребность в достижении.
  • Ответы «да» на вопросы 5 – 8 показывают, в какой степени у вас проявляется потребность в признании.
  • Ответы «да» на вопросы 9 – 12 показывают, в какой степени у вас проявляется потребность во власти.

Рассмотрим, как высокий уровень потребности в достижении, в признании и во власти соотносится с основными характеристиками работы и какие сферы деятельности позволяют лучше проявить себя людям, имеющих высокий уровеньэтих потребностей.

Потребность Характеристики работы, в которой проявляется данная потребность Предпочитаемые профессии, сферы деятельности
Высокая потребность в достижении Высокая ответственность   Перспективная работа, бросающая вызов возможностям работника Работа там, где оплата жестко увязана с достигнутым результатом или оплата на комиссионной основе, когда работник должен полагаться только на свои силы (страховой, рекламный, торговый агент)
Высокая потребность в принадлежности к группе Необходимость высокого уровня сотрудничества среди членов группы. Основными элементами оргкультуры являются дружественная атмосфера, групповая (командная) работа Во всех профессиональных группах, предполагающих работу в коллективе, высокий уровень сотрудничества с другими членами коллектива (например, социальные работники, спортивные команды)
Высокая потребность во власти Чёткая организационная структура, возможность проявлять власть, самостоятельность, брать на себя ответственность и оказывать влияние на других людей Военачальники, политики, руководители разного уровня  

Тест на выявление преобладающих мотивов

Обведите кружком цифру, отражающую степень вашего согласия с утверждением:

+3 – совершенно согласен; -1 – скорее не согласен, чем согласен;
+2 – в основном согласен; -2 – в основном не согласен;
+1 – скорее согласен, чем не согласен; -3 – совершенно не согласен.
0 – не могу сказать, согласен или нет;  
  Утверждение Вариант ответа
  1. Работникам, очень хорошо выполняющим свою работу, следует давать особые ( отдельные) надбавки к заработной плате +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
  2. Наличие чётких правил и инструкций помогает работникам избежать аварий и ошибок в работе +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
  3. Работникам следует напоминать, что они смогут сохранить рабочее место лишь при условии конкурентоспособности компании +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
  4. Руководители должны уделять серьёзное внимание условиям, в которых работают подчинённые +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
  5. Руководителям следует обращать особое внимание на создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
  6. Для большинства людей большое значение имеет признание их особых личных достижений в работе +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
  7. Для высоких рабочих результатов всегда важно, чтобы работник встречал понимание и поддержку со стороны других членов коллектива +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
  8. Работники хотят, чтобы их навыки и возможности были максимально полно задействованы в работе +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
  9. Важным фактором, удерживающим работников в компании +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
  10. В каждой работе можно найти возможности для творчества и инициативы +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
  11. Многие работники стремятся выполнить свою работу как можно лучше +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
  12. Руководству следовало бы проявлять большую заботу о людях, организуя различные мероприятия во внерабочее время +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
  13. Для многих работников важным стимулом является возможность полнее раскрыть в работе свой потенциал +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
  14. Гордость за свою работу действительно является важным стимулом для многих людей +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
  15. Отношения в неформальных рабочих группах являются очень важными для достижения высоких рабочих результатов +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
  16. Оплата труда работников должна зависеть только от их рабочих результатов – кто не работает, тот не ест +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
  17. Для работников важна возможность прямого диалога с вышестоящим руководством +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
  18. Работники должны иметь возможность планировать собственную деятельность и принимать самостоятельные решения +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
  19. Для работников важнее всего уверенность в завтрашнем дне +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
  20. Хорошее оборудование определяет отношение работника к своему рабочему месту и к организации +3 +2 +1 0 -1 -2 -3
       
Потребность в самоактулизации Потребность в уважении Потребность в принадлежности Потребность в безопасности Базовые потребности  
           
           
           
           
ИТОГО   ИТОГО   ИТОГО   ИТОГО   ИТОГО    
                           


Отметьте значком Х на соответствующей шкале полученную сумму баллов (из строки «ИТОГО»).

Самоактулизация -12 -10 -8 -6 -4 -2 +2 +4 +6 +8 +10 +12
                           
Уважение -12 -10 -8 -6 -4 -2 +2 +4 +6 +8 +10 +12
                           
Принадлежность -12 -10 -8 -6 -4 -2 +2 +4 +6 +8 +10 +12
                           
Безопасность -12 -10 -8 -6 -4 -2 +2 +4 +6 +8 +10 +12
                           
Базовые потребности -12 -10 -8 -6 -4 -2 +2 +4 +6 +8 +10 +12

Низкий уровень Высокий уровень

Проанализировав полученные результаты, вы увидите, какой удельный вес вы приписываете каждой из потребностей в иерархии А. Маслоу.

Наши рекомендации