Раздел II. Теоретико-методологические основы теории менеджмента

Содержание деятельности менеджера

Менеджер – это человек, осуществляющий управленческую деятельность

Менеджер – профессиональный управляющий в условиях рынка

Раздел II. Теоретико-методологические основы теории менеджмента - student2.ru

Институциональный уровень - Управление высшего звена: Директора, президенты, председатели правления и их заместители

Управленческий уровень - Управление среднего звена: Руководители, управляющие другими менеджерами

Технический уровень - Управление низового звена: менеджеры, руководящие непосредственными исполнителями

Мастерство менеджера

  Концептуальные Человеческие Технические
Топ-менеджмент        
Менеджеры среднего звена      
Линейные менеджеры        
Неруководящие работники (персонал)      
                       

Концептуальные навыки — это когнитивные (познавательные) способности челове­ка воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязи ее частей. К числу таких навыков относятся мышление менеджера, его умение обрабатывать поступающую информацию и его способности к планирова­нию. Менеджер должен представлять себе как роль каждого отдела фирмы в органи­зации, положение компании в отрасли, так и ее роль в обществе и более широкой деловой и социальной среде. Это помимо всего прочего предполагает и способности к стратегическому мышлению, т. е. оценке долгосрочных перспектив организации

Под человеческими навыками понимают способности менеджера к работе с людьми и посредством людей, а также умение эффективно взаимодействовать в качестве члена команды, проявляющиеся в том, как менеджер относится к сотрудникам: как он мотивирует их, как содействует их деятельности и координирует ее, подает при­мер, как он общается и разрешает конфликты. Обладающий развитыми человечески­ми навыками менеджер мотивирует подчиненных к самовыражению, стимулирует их вовлеченность в деятельность организации.

Технические навыки — это специальные знания и умения, необходимые для выпол­нения рабочих задач, т. е. навыки использования методов, технологий и оборудова­ния, необходимых при выполнении конкретных функций, таких как исследования и разработки, производство или финансы. Владение менеджера техническими навы­ками предполагает наличие профессиональных знаний, аналитических способностей и умения правильно применять инструментальные и иные средства для разрешения проблем в данной конкретной области.

Роли менеджера (Г.Минцберг)

Категория Роль Виды деятельности
Информаци- онные Наблюдатель Поиск и получение информации; просмотр периодической печати и отчетов, личные контакты
Проводник Передача информации другим членам организации; рассылка напоминаний и отчетов, телефонные звонки
Оратор Информирование внешних субъектов; речи, отчеты, записки
Межличност-ные Глава Проведение церемониальных и символических мероприятий; встречи гостей, подписание юридических документов
Лидер Руководство и мотивация подчиненных; обучение, консультации и коммуникации с работниками
Связующее звено Поддержание информационных связей как внутри организации, так и за ее пределами; почта, телефонные разговоры, встречи
Связанные спринятием решений Предприниматель Инициация новых проектов; поиск новых идей, завоевание сторонников
«Пожарный» Урегулирование споров и иных проблем; разрешение конфликтов между подчиненными; адаптация к кризисам во внешней среде
Распределитель ресурсов Решения о выделении ресурсов; составление графиков, бюджетов, расстановка приоритетов
Участник переговоров Участие в переговорах с профсоюзами о контрактах, зарплатах, закупках, бюджетах; представление интересов отделов

Практическое задание

Какие роли по модели Г. Минцберга играет менеджер в следующих ситуациях:

1. Выступление на ежегодном собрании акционеров

2. Выступление на общем собрании сотрудников

3. Разработка и внедрение новой системы мотивации

4. Привлечение работников к совместному принятию решений

Наши рекомендации