Индивидуально-профессиональные особенности сотрудников

Выделяют 4 вида индивидуально-профессиональных особенностей.

1. Образование и опыт. Это специальность (по образованию), квалификация,профессионально-биографические данные. Опыт означает ступени профессионального роста и личные успехи на каждой ступени.

2. Способности. Это свойства человека, от которых зависит успешность овладения определенными видами деятельности. Способности заложены в человеке от рождения, а дальше их следует развивать в личной деятельности.Виды способностей могут быть самыми разными: физиологические, интеллектуальные, творческие, организаторские, коммуникативные и др. С помощью труда способности превращаются в мастерство.

3. Характер и темперамент. Характер– совокупность устойчивых свойств человека, которые определяют его эмоции и поведение. Основные качества характера: порядочность, настойчивость, собранность, организованность, аккуратность и другие.Основные типы характеров: у мужчин − сильный, слабый, «женский»; у женщин – мягкий, строптивый, «мужской».

Темперамент – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

4. Эмоциональная сфера. Эмоции– это отражение человеком окружающей действительности в форме непосредственного переживания. «Еmoveo(лат.) – потрясаю, волную.

Эмоциональный мир каждого человека исключительно индивидуален и чрезвычайно динамичен. Эмоциональное состояние человека может измениться за доли секунды. А от него напрямую зависит работоспособность человека, его способность воспринимать руководящие указания.

Эмоциональный мир личности

Функции эмоций:

Ø сигнальная – сообщение о соответствии определенной потребности;

Ø регулирующая – продвижение к желаемому и уход от нежелательного.

Источники эмоций:

· сигналы-раздражители – сообщают о явлениях, связанных с потребностями;

· мысли-ожидания – продумывают будущие возможные события.

Виды эмоциональных особенностей личности: возбудимость, импульсивность, аффективность, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность, сила и ритм эмоциональных реакций, нервозность, эмоциональный тонус.

Эмоциональные свойства личности: впечатлительность, отзывчивость, сентиментальность, эмоциональность, страстность, холодность.

Эмоциональные состояния человека:

1) настроение – естественное эмоциональное состояние: от хорошего до плохого. Но это нормально, постоянно быть в одном настроении невозможно;

2) возбуждение – повышенная эмоциональность;

3) подавленность – пониженная эмоциональность, угнетенность;

4) стресс – временное эмоциональное напряжение;

5) аффект – кратковременная бурная неконтролируемая реакция;

6) шок – неконтролируемое нервное потрясение;

7) фрустрация – блокада сознания и деятельности (психики и мышц).

Управление эмоциями

Управление эмоциями – это изменение эмоционального состояния личности специальными усилиями (приемами).

Виды управления эмоциями:

· психокоррекция – регулирование психического состояния психологом;

· релаксация – отвлечение от причины эмоционального напряжения, включение в иную деятельность;

· рефлексия– самоанализ причин своего внутреннего состояния;

· самокоррекция – самостоятельное регулирование человеком своего отношения к объекту, вызывающему эмоции.

Стресс-менеджмент

Стресс-менеджмент – управление стрессовыми состояниями. Он заключается в профилактике эмоциональных напряжений и выходе из них.

Профилактика стрессов имеет два направления:

· внутреннее – изменению своего отношения к причинам стресса;

· внешнее – заблаговременное выявление возможных причин стресса (стрессоров) и воздействие на них с целью блокирования.

Стрессоры бывают как физического, так и психического свойства. Причем вторые могут быть и реальными, и воображаемыми.

Два полярных вида поведения человека в состоянии стресса:

«стресс льва» – активная позиция;

«стресс кролика» – пассивная позиция.

Три способа выходаиз стресса:

1. «Признание поражения» – это способ временно смириться с ситуацией. Однако это не капитуляция, а временное отступление, своего рода маневр перед будущим наступлением.

2. «Переоценка ценностей» – критический анализ причин, которые привели к стрессу. Результаты анализа: понижение субъективной значимости стрессовых проблем или выдвижение для себя новых ценностей взамен проблемных.

3. Переключение внимания – это отвлечение от причин стресса. Это активная загрузка работой или постановка перед собой других (не связанных со стрессом) задач.

Персональный менеджмент

Персональный менеджмент – это управление персоналом.

Персональный менеджмент состоит из четырех элементов.

1. Подбор персонала. Он включает объявления о приеме на работу, составления «профессиограмм» (свод должностных требований), сбора сведений о претендентах, собеседованиях с ними.

2. Обучение персонала. Оно проводится как в начале приема на работу, так и периодически в ходе работы. Обучение может быть как внутренним (внутри фирмы), так и внешним.

3. Расстановка кадров. Она включает:

· адаптацию – освоение на новом рабочем месте;

· ротацию – перевод на другую работу;

· аттестацию – подтверждение либо повышение уровня квалификации;

· продвижение по службе.

4. Профессиональное взаимодействие. Оно включает: управление персоналом в процессе труда, стимулирование, увольнение. Управление персоналом – центральная задача менеджера.

Наши рекомендации