Препятствия на пути эффективных коммуникаций и методы их преодоления
В коммуникационных процессах постоянно возникают шумы. Шум –это то, что деформирует содержание сообщения (отклонение, ошибки и т.п.). Шум (преграды) могут иметь субъективную окраску (невыразительность речи, некачественный перевод, несоответствие интонации, намеренное перекручивание содержания и т.п.) и объективное (неисправность средств связи, препятствия на телефонной линии, громоздкость коммуникационного процесса и т.п. Итак, необходимо учитывать возможные неточности при передачи информации. Существует много факторов, которые препятствуют осуществлению эффективной коммуникации, основными с которых есть:
1. Фильтрация. Когда рабочий говорит то, что хочет слышать его руководитель, то есть он фильтрует информацию. Фильтрация является функцией: а) конфликта между сферами компетенции; б) конфликта интересов и потребностей отправителя; в) высоты структуры организации (чем высший уровень управления, тем более условий для фильтрации); г) опыт, который сложился при предыдущих негативных коммуникациях.
2. Выборочное восприятие. Получатель воспринимает лучше ту информацию, которая отвечает его нуждам, мотивации, опыта и другим личным характеристикам. Интерес получателя к информации определяется его ожиданиями и определяет характер декодирования информации.
3. Семантические барьеры. Одинаковые слова имеют разное значения для разных людей. Возраст, образование, культурная среда, которые влияют на содержание и значение слов, которые используются.
4. Плохая обратная связь.
5. Культурные отличия между отправителем и получателем в процессе обмена информацией ( визитки японцев, улыбки американцев).
6. Информационные перегрузки. Они являются объективным следствием невозможности эффективно реагировать на всю информацию.
Причины неэффективных коммуникаций: недостаточное понимание руководителями важности коммуникаций; неблагоприятный психологический климат в коллективе; личностные характеристики – к мысли окружающих; неполнота информации, которая воспринимается; плохая структура сообщений; отсутствие связи. Действиями, которые помогают отстранить препятствия эффективных коммуникаций, являются:
1.Регулирование информационных потоков.
2.Установление обратной связи на основе: формирование вопросов к слушателю за ходом своего сообщения; повторение всего или части сообщения; представление информации в разных вариантах.
3. Использование эмпатии – это способность поставить себя на место собеседника, учет его ощущений, особенностей характера и др.
4. Поощрение взаимного доверия.
5. Упрощение языки сообщения.
6. Развитие способностей эффективно слушать.
Эффективная коммуникация в организации содействует:
1. Уменьшению информационных перегрузок (особенно у руководителей высшего звена управления) и на этих началах предотвращает потерю контроля.
2. Усовершенствованию организационной структуры и дифференциации уровня принятия управленческих решений на началах анализа потоков формальной и неформальной информации.
3. Контроля за влиянием неформальных сетей распространения целей организации.
4. Усилению мотивации трудовой активности исполнителей.
5. Улучшению социально-психологического климата в рабочих группах, структурных подразделах, организации в целом.
6. Исчезновению сопротивления организационным изменениям и внедрению новаций.
7. Повышению ответственности относительно влияния деятельности организации на внешнюю среду и усилению обратной связи с ним.
В практике проводки деловых переговоров рекомендуется прежде всего избрать стратегию проводки переговоров как базовую линию их осуществление. Выделяют четыре стратегии деловых переговоров:
1. Жесткие переговоры, при которых каждая из сторон жестко отстаивает собственные позиции, не идя на никакие компромиссные решения.
2. Перспективные переговоры реализовываются в условиях, когда ожиданий на реализацию собственной позиции нет, но результаты переговоров могут служить базой для развития отношений между партнерами в перспективе.
3. Лояльные переговоры, при которых стороны из подавляющего большинства вопросов идут на уступки, учитывая будущие выгоды от дальнейшего взаимного сотрудничества.
4. Принципиальные переговорыбазируются на равноправных партнерских отношениях и предусматривают поиск точек столкновенья интересов, открытость, аргументацию позиций сторон на началах справедливых и объективных норм, для чего к переговорам привлекаются наблюдатели, независимые эксперты и т.п.
Выбирая стратегию проведения деловых переговоров, работники должны сосредоточиться на тактике, то есть методах и механизмах достижения целей переговоров.
Тема 9. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
9.1. Сущность и основные принципы руководства.
9.2. Подходы к руководству.
9.3. Стили руководства.
9.4. Конфликты как объекты руководства.
9.5. Современные типы эффективных лидеров.