Теории и концепции менеджмента

Теории и концепции менеджмента
Концепция управления по целям
Теория «идеальной бюрократии»
Теория «Х» и «У»
Теория «7-С»
  Теория «Z»

Теория “идеальной бюрократии”.

Разработал в 1920 году немецкий социолог Макс Вебер.

Основные элементы построения организации, обеспечивающие скорость, точность, порядок, определенность и предсказуемость:

- четкое разделение труда на базе функциональной специализации;

- жестко определенная иерархическая система распределения власти;

- система правил и норм, определяющих права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях;

- отсутствие личностного начала в отношениях между сотрудниками;

- прием в организацию на основе компетентности и потребностей;

- четкая система карьеры, обеспечивающая квалифицированным работникам продвижение по служебной лестнице;

- стратегия пожизненного найма сотрудников.

Теория «7-С».

Разработали в 90-е годы ХХ в. американские исследователи Томас Питерс, Роберт Уотерман, Р Паскаль, Э Атос.

В соответствии с этой теорией эффективно функционировать и развиваться в современных условиях могут только организации, в которых менеджеры поддерживают в гармоничном состоянии систему, состоящую из семи элементов:

- стратегии;

- структуры;

- системы;

- штата;

- стиля;

- квалификации;

- разделенных ценностей.

Изменение хотя бы одного из элементов требует соответствующего изменения остальных.

Концепция управления по целям.

Предложил в 50- годы ХХ в. выдающийся американский торетик в области управления Питер Друкер.

Суть концепции: управление должно начинаться с выработки целей и только затем переходить к формированию функций и системы взаимодействия. Каждый руководитель должен иметь несколько четких целей в рамках возложенных на него обязанностей.

Цели не только доводятся до менеджеров сверху, но и согласуются, обсуждаются с ними (до менеджеров низшего уровня включительно). Цели не являются постоянными, они пересматриваются в связи с изменениями внутренних и внешних условий.

Необходимо постоянно оценивать достигнутые результаты; при этом важно разработать системы показателей.

Теория «Х» и «У».

Разработал в 60-е годы ХХ века американский ученый в области лидерства Дуглас Мак-Грегор.

В основе этой теории лежат два типа управления, отражающие взгляды на работников со стороны менеджеров:

- теория «Х» - обычному человеку присуща врожденная нелюбовь к работе и желание избежать ее. Заставить большинство людей работать можно только принуждением, с помощью приказов, контроля и угрозы наказания. «Средний» человек старается не брать на себя ответственность и предпочитает, чтобы им управляли;

- теория «У» - люди по природе не пассивны. В зависимости от условий труда человек может воспринимать работу как удовольствие или как наказание. Людям присущи самоконтроль и чувство ответственности. Управление типа «У» более эффективно.

Теория «Z».

Разработал в 1981 году американский профессор Уильям Оучи на основе изучения японского опыта управления.

Исходным пунктом этой теории является положение о том, что человек – основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех.

Идеи теории «Z»:

- долгосрочный наем кадров;

- групповое принятие решений;

- индивидуальная ответственность;

- тщательная оценка кадров и их умеренное карьерное продвижение;

- неопределенный, неформальный контроль с помощью четких и формализованных методов;

- неспециализированная карьера;

- всесторонняя забота о работниках.

Теория «Z» считается продолжением теории «Х» и «У».

Уровни менеджмента

Менеджеры – это руководители, сотрудники организации, имеющие непосредственно подчиненных им работников. Однако, не все руководители, выполняющие управленческие решения, занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Т.е. отдельные руководители затрачивают время на координацию работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу менеджеров более низкого уровня и т.д. Такое разделение труда образует уровни управления.

Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

Уровень управления – это часть организации, где могут приниматься самостоятельные решения без их обязательного согласования с выше - или нижестоящими звеньями.

Фактическое количество уровней в организации колеблется от одного - двух в малых организациях и до 8 –9 в крупных объединениях и корпорациях.

В мировой практике определены три основных уровня управления в организациях: низший, средний и высший.

К низшему уровню управления относятся руководители низового звена, или операционные руководители, отвечающие за непосредственное использование выделенных им ресурсов: сырья, оборудования, рабочей силы.

Они контролируют выполнение производственных заданий, управляют бригадами, сменами, участками. К низшему уровню относятся 35 – 45 % управленческого персонала. Непосредственно им подчиняются рядовые работники и исполнители.

Институци- онный уровень   управленческий уровень   технический уровень
Президент
Вице- президент по маркетингу
Вице- президент по производ- ству
Вице- президент по финансам

Высшее

Звено

Менеджер 1-го участка
Менеджер 2-го участка
Менеджер 3-го участка

Среднее

Звено

Низовое

Мастер участка  
Мастер участка  
Мастер участка
Мастер участка  
звено

К среднему уровню управления относятся 50 – 60 % общей численности управленческого персонала организации, а именно:

- менеджеры, ответственные за производственный процесс в подразделениях, состоящих из нескольких первичных образований (начальники цехов, крупных отделов);

- менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятием, его филиалов и отделений;

- менеджеры, руководящие вспомогательным, обслуживающим производством, целевыми программами, проектами.

Руководители среднего уровня управления координируют и контролируют работу младших менеджеров, являются связующим звеном между высшим и низшим уровнями управления.

Высший уровень управления – это высшее руководство организации: президент и вице-президенты (директор и его заместители).

Высшие менеджеры отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для ее основных частей.

Руководители высшего уровня управления заняты в основном разработкой долгосрочный (перспективных) планов, формированием стратегических целей, адаптацией организации к переменам, управлением отношениями организации и внешней среды. К высшему звену относятся 3 – 7% управленческого персонала.

Высший уровень управления организацией – (руководитель организации и его заместители)

Высшие менеджеры отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для ее основных частей. Руководители высшего уровня управления заняты в основном разработкой долгосрочный (перспективных) планов, формированием стратегических целей, адаптацией организации к переменам, управлением отношениями организации и внешней среды. К высшему звену относятся 3 – 7 % управленческого персонала.

Средний уровень управления организацией –(заведующие, начальники отделов) – они координируют работу нижестоящих руководителей.

К среднему уровню управления относятся 50 – 60 % общей численности управленческого персонала организации. Руководители среднего уровня управления координируют и контролируют работу младших менеджеров, являются связующим звеном между высшим и низшим уровнями управления.

Низший уровень управления организацией –(руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и др. работниками и не имеющие в своем подчинении руководителей) (Мастера, бригадиры, контролеры, администраторы).

Это руководители, отвечающие за непосредственное использование выделенных им ресурсов: сырья, оборудования, рабочей силы. Они контролируют выполнение производственных заданий, управляют бригадами, сменами, участками. К низшему уровню относятся 35 – 45 % управленческого персонала.

Следует отметить, что на каждом уровне управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительные функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается.

Вопросы для повторения:

1. Дайте определение менеджмента.

2. Перечислите цели и задачи менеджмента.

3. Проанализируйте развитие менеджмента на различных этапах.

4. Охарактеризуйте основные школы управления.

5. Дайте определение и перечислите категории менеджмента.

6. Дайте определение и перечислите принципы менеджмента.

7. Охарактеризуйте современные подходы к управлению и уровни управления.

Наши рекомендации