Техническое обслуживание. Устранение неисправностей

Система питания влияет на бесперебойность и экономич­ность работы двигателя и машинотракторного агрегата (МТА) в целом.

При нормальной работе системы питания нет утечек топли­ва, отработавшие газы выходя из грубы без заметного дымле­ния, фильтрующие элементы тонкой очистки топлива не засоре­ны, момент начала подачи топлива у дизеля установлен согласно техническим требованиям, форсунки хорошо распыляют топливо и отрегулированы на заданное давление, в воздухоочистителе от­сутствует подсос воздуха через неплотности его частей, поддон воздухоочистителя заполнен на установленном уровне незагряз­ненным маслом.

Ежесменно перед начатом работы рекомендуется выполнять следующие операции: заправить топливный бак чистым топли­вом; устранить утечки в соединениях, а при попадании воздуха в систему открыть продувочный вентиль на фильтре тонкой очист­ки и прокачать топливо с помощью насоса ручной подкачки до тех пор, пока вытекающее из контрольной трубки топливо не бу­дет содержать в себе пузырьки воздуха; очистить насос и фор­сунки от пыли.

При ТО-1 через сливной кран нужно слить отстой из фильт­ров грубой и топкой очистки топлива и топливного бака. Слитый отстой собирать в отдельную посуду и отстаивать длительное время, после чего верхний слой можно использовать для заправки, а нижний для промывки деталей. Проверить и в случае не­обходимости долить масло в корпус

насоса при его автономной смазке. Заменить масло в поддоне воздухоочистителя. При рабо­те в пыльных условиях масло в поддоне следует менять ежесмен­но. Зимой его на 1/3 разбавляют дизельным топливом.

При ТО-2 необходимо разобрать и промыть фильтр грубой очистки топлива. Его фильтрующий элемент следует промывать, многократно погружая в чистое дизельное топливо до полного удаления отложений. Нельзя чистить сетку фильтрующего эле­мента деревянными предметами, металлическими щетками и вытирать ее ветошью. Заменить масло в корпусе насоса с авто­номной смазкой. Очистить воздухоочиститель и промыть в ди-зельном топливе фильтрующие элементы и корпус.

При ТО-3 нужно промыть топливный бак, разобрать фильтр тонкой очистки топлива, промыть топливом его корпус и заме­нить фильтрующие элементы. Замена только одного из фильт­рующих элементов недопустима. При сборке фильтра необходи­мо проследить, чтобы фильтрующие элементы были плотно при­жаты пружинами к промежуточной плите. Иначе между ними бу­дет проходить неотфильтрованное топливо. При необходимости (с разрешения инженера) отправить топливный насос с форсун­ками в мастерскую для проверки и регулировки. Запрещается разбирать и регулировать топливный насос с регулятором в по-левых условиях.

Проверка герметичности воздухоподводящей системы. При подсосе воздуха помимо воздухоочистителя пыль попадает в ци­линдры двигателя, что вызывает повышенный износ деталей кри-вошипно-шатунного механизма. Необходимо периодически про-верять герметичность воздухоподводящих частей. Для этого сни­мают инерционный очиститель и при средней частоте вращения коленчатого вала плотно закрывают центральную трубу. Если подсоса воздуха нет, то двигатель глохнет. В противном случае нужно подтянуть крепления воздухоподводящих частей.

Проверка работы форсунок. Если форсунка не распыляет топливо, то оно не сгорает, и соответствующий цилиндр выклю­чается из работы (двигатель «троит», т.е. работает на трех цилин­драх). Чтобы определить неисправную форсунку на работающем

двигателе, следует установить такую частоту вращения коленча­того вала, при которой отчетливо слышны перебои в работе дви­гателя. После этого форсунки поочередно выключают из работы, ослабляя накидные гайки крепления трубок высокого давления к штуцерам насоса. Когда выключают из работы действующую форсунку, двигатель изменяет ритм (работает на двух цилинд­рах). При отключении неисправной форсунки ритмичность рабо­ты двигателя не изменяется.

Рабочее давление впрыскивания и качество распыления форсунки проверяют на работающем двигателе с помощью мак-си метра или эталонной форсунки. В качестве эталонной приме­няют контрольную, заранее отрегулированную исправную фор­сунку. Начало впрыскивания топлива проверяемой и эталонной форсунок должно происходить одновременно.

Неисправная работа дизельной топливной аппаратуры со­провождается увеличенным на 10...30 % расходом топлива. При неполном сгорании топлива в отработавшихгазах возрастает ко­личество токсичных веществ, которые загрязняют окружающую среду.

Контрольные вопросы

1 Какое топливо используют для дизелей?

2 Какова производительность воздухоочистителей? Какова
концентрация пыли в воздухе в полевых условиях?

3 С какой целью ДВС оборудуют турбокомпрессором?

4 Для чего в крышке заливной горловины топливного бака
расположено отверстие?

5 Каковы размеры частиц примесей, удерживаемых филы-
рами грубой и тонкой очистки?

6 Как удалить воздух из фильтров тонкой очистки топлива?

7 Какие величины давления развивают насосы? При каком
давлении работают форсунки?

8 Как определить неисправную форсунку на работающем
двигателе?

Лабораторное занятие №5 (4 часа)

СЦЕПЛЕНИЕ, КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА, КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА

1. Цель занятия. Изучение составных частей шасси.

1.1. Изучение принципа работы сцепления, коробки передач,
раздаточной коробки, карданной передачи.

1.2. Приобретение знаний и умений оценивать основные показатели и назначение сцепления, коробки передач, раздаточной
коробки, карданной передачи по их технической характеристике
и общему устройству

Содержание работы

2.1. Изучить материал занятия №5 настоящих методических указаний.

2.2. Изучить устройство сцепления, коробки передач, разда­точной коробки, карданной передачи тракторов МТЗ-82 и ДТ-75М по плакатам и натуральным образцам.

2.3. Ответить письменно на контрольные вопросы по изучае­мой теме.

Наши рекомендации