Ответственность за соблюдение правил техники безопасности.

Ответственность за предупреждение несчастных случаев на судне, за обучение лиц рядового состава безопасным приемам и методом труда и соблюдение правил техники безопасности, а также за своевременное расследование и полноту учета несчастных случаев, происшедших на судне, и разработку мероприятий по их предупреждению, несет капитан-механик судна.

Во время вахты ответственность за соблюдение правил техники безопасности возлагается на вахтенного начальника (старшего по вахте машинно-котельного отделения МКО).

Лица командного состава, нарушающие правила техники безопасности, привлекаются к ответственности в дисциплинарном, административном или судебном порядке, в зависимости от характера нарушения, а лица рядового состава – к дисциплинарной ответственности.

Допуск к несению вахты. Одним из важных условий безопасного обслуживания судовых механизмов, помимо знания правил техники безопасности, является внимательность при несении вахты и соблюдение правил поведения во время работы в зонах повышенной опасности.

Члены экипажа, обслуживающие силовую установку, допускаются к несению вахты только в исправной, застегнутой спецодежде. Ношение спецодежды обязательно. Нарушение этого правила приводит к тяжелым последствиям при захвате свободных концов одежды или волос движущимися частями механизмов, а также к ожогам при соприкосновении с горячими поверхностями.

Правилами техники безопасности при обслуживании судовых механизмов запрещается носить обувь на резиновой подошве, впитывающей нефтепродукты, а также с металлическими набойками. Скольжение обуви по слани часто приводит к падению и ушибам.

Длительное нахождение в помещении с повышенной шумностью может привести к постепенному ослаблению слуха. В целях предупреждения такого заболевания члены экипажа, обслуживающие силовую установку с уровнем шума, превышающим допустимые нормы, должны пользоваться индивидуальными средствами защиты (противошумными наушниками или пробками).

Больные или находящиеся в состоянии алкогольного опьянения члены экипажа к несению вахты не допускаются. Неправильная оценка ситуации, пониженная скорость реакции и недостаточная координация движений таких людей при нахождении в зонах повышенной опасности часто являются причиной несчастных случаев.

Доступ посторонним лицам в машинно-котельное отделение без разрешения вахтенного начальника запрещается. Представители органов надзора и контроля могут входить в МКО только в сопровождении механика судна или его вахтенного помощника. На пассажирских судах, обслуживаемых по методу совмещения профессий, МКО (при отсутствии в нем членов экипажа) должно быть закрыто на замок, а ключ должен находиться в рулевой рубке на видном месте.

Содержание машинного отделения.К содержанию машинного отделения предъявляются следующие требования: соблюдение чистоты, и порядка у постов управления и в проходах, наличие ограждений в опасных зонах, достаточная освещенность и вентиляция. Для этого необходимо, чтобы:

Плиты настила всегда находились на месте и были закреплены, а вырезы в них – закрыты;

Слани были сухими, пролитые нефтепродукты убраны, не допускалось их скопление под сланью;

Проходы всегда были свободными и был обеспечен доступ ко всем постам управления судовыми механизмами, кранами и клапанами систем;

Место проведения профилактических осмотров или ремонтных работ было свободно от предметов, мешающих работе;

Трапы, решетки, площадки, ограждения, поручни, крышки горловин и люков содержались в исправности. Места, где они временно сняты, должны быть ограждены, вывешены предупредительные надписи, а в темное время суток освещены. Временные ограждения надежно закреплены. По окончании работ все снятые ограждения должны быть установлены на место и закреплены;

К распределительным коробкам, кранам и клапанам систем был свободный доступ и было ясно видно, открыты краны или закрыты. На всех клапанах и кранах должны быть надписи и стрелки, указывающие направление открытия и закрытия вентиля, или риски на торце пробки, указывающие ее положение. Маховички вентилей горячих трубопроводов необходимо оплетать нетеплопроводным изоляционным материалом.

В МКО запрещается хранить:

Взрывчатые и огнеопасные материалы; для их хранения отводятся специальные помещения;

Обтирочный материал, пропитанный маслом или топливом;

Детали и инвентарь, не относящиеся к обслуживанию силовой установки. Инструмент должен быть исправным, а количество и номенклатура его и запасных деталей соответствовать установленным нормам.

Обтирочные материалы следует хранить в сухих и безопасных от огня помещениях или закрытых ящиках.

Бортовой запас деталей, навигационных материалов, приспособлений и инвентарь нужно хранить закрепленными на специально отведенных местах.

Наши рекомендации