Материалы и конструкция ремней

Ремни должны обладать высокой прочностью при переменных напряжениях, износостойкостью, максимальным коэффици­ентом трения на рабочих поверхностях, минимальной изгибной жесткостью. Конструкцию ремней отличает наличие вы­сокопрочного несущего слоя, расположенного вблизи нейт­ральной линии сечения. Повышенный коэффициент трения обеспечивается пропиткой ремня или применением обкладок.

Плоские ремни (рис.2.2, а) отличаются большой гибко­стью из-за малого отношения толщины ремня к его ширине. Наиболее перспективны синтетические ремни, поскольку они обладают высокой прочностью и долговечностью. Несущий слой этих ремней выполняется из капроновых тканей, поли­эфирных нитей. Материал фрикционного слоя – полиамид или каучук. Синтетические ремни изготовляют бесконечными и используют, как правило, при скорости более 30 м/с.

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Рис.2.2 – Конструкция ремней

Клиновые ремни (рис.2.2, б) име­ют трапециевидное сечение с боковы­ми рабочими сторонами, соприкасаю­щимися с канавками на шкивах. Бла­годаря клиновому действию ремни этого типа обладают повышенным сцеплением со шкивами.

Клиновые ремни выпускаются трех типов: нормального сечения, узкие и широкие (для вариаторов). Узкие ремни до­пускают большее натяжение и более высокие скорости (до 40 м/с), передают в 1,5…2 раза большую мощность по сравне­нию с ремнями нормального сечения. В настоящее время уз­кие ремни становятся преобладающими. Ремни выпускают различными по площади поперечного сечения и по несколько штук в одном комплекте. Это позволяет уменьшить диамет­ральные размеры передачи. Число ремней Материалы и конструкция ремней - student2.ru в комплекте обычно от 2 до 8 и ограничивается неравномерностью распределения передаваемой нагрузки между ремнями.

Поликлиновые ремни (рис.2.2, в) – бесконечные пло­ские ремни с продольными клиновыми ребрами на внутренней поверхности. Эти ремни сочетают гибкость плоских ремней и повышенное сцепление со шкивами, характерное для клино­вых ремней.

Круглые ремни и ремни квадратного сечения (обычно, резиновые диаметром от 3 до 12 мм) используются для передачи небольших мощностей в приборах и бытовой технике.

2.3 Кинематика ремённых передач

Для проведения расчёта передачи необ­ходимо определить скорость ремня, силы и напряжения в нем.

Окружные скорости (м/с) на шкивах ремённой передачи:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru и Материалы и конструкция ремней - student2.ru

где Материалы и конструкция ремней - student2.ru и Материалы и конструкция ремней - student2.ru – диаметры ведущего и ведомого шкивов, мм; Материалы и конструкция ремней - student2.ru и Материалы и конструкция ремней - student2.ru – частоты вращения шкивов, об/мин.

Окружная скорость на ведомом шкиве Материалы и конструкция ремней - student2.ru меньше скорости на ведущем Материалы и конструкция ремней - student2.ru вследствие скольжения:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru , м/с

Передаточное отношение в этом случае определяется как:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Обычно упругое скольжение находится в пределах 0,01…0,02 и растет с увеличением нагрузки, что обуславливает непостоянство передаточного отношения ремённой передачи.

2.4 Основные геометрические зависимости в ремённых передачах

Для ремённых передач немаловажным является угол Материалы и конструкция ремней - student2.ru между ветвями ремня, угол Материалы и конструкция ремней - student2.ru охвата ремнём малого шкива, длина ремня Материалы и конструкция ремней - student2.ru и межосевое расстояние Материалы и конструкция ремней - student2.ru .

Угол между ветвями ремня находят из треугольника О1АО2 (рис.2.3): Материалы и конструкция ремней - student2.ru , где Материалы и конструкция ремней - student2.ru . Тогда угол между ветвями ремня (в радианах):

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Рис.2.3 – Геометрические зависимости в ремённых передачах

Угол охвата ремнём малого шкива (в градусах):

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Минимальный угол обхвата Материалы и конструкция ремней - student2.ru для плоскоремённой передачи должен быть равен 1500, для клиноремённой – 1200.

Длина ремня определяется по зависимости:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru , мм

Межосевое расстояние ремённой передачи находится по формуле

Материалы и конструкция ремней - student2.ru , мм

где параметры Материалы и конструкция ремней - student2.ru и Материалы и конструкция ремней - student2.ru вычисляются по формулам:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru , мм; Материалы и конструкция ремней - student2.ru , мм.

2.5 Силы, действующие на валы ремённой передачи.

Необходимость создания предварительного натяга и последующее нагружение ремённой передачи, вызванное действием внешнего момента Материалы и конструкция ремней - student2.ru приводят к появлению большой по величине реактивной силы Материалы и конструкция ремней - student2.ru , приложенной к сопряженным с ремённой передачей валам (рис.2.4). В работающей передаче сила Материалы и конструкция ремней - student2.ru представляет собой результирующую сил натяжения Материалы и конструкция ремней - student2.ru и Материалы и конструкция ремней - student2.ru , направленную по радиусу к центру вращения вала и по модулю равную:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru , Н

где Материалы и конструкция ремней - student2.ru – количество ремней в ремённой передаче.

Материалы и конструкция ремней - student2.ru Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Рис.2.4 – Силы, возникающие при Рис. 2.5 – Размеры поперечных

работе ремённой передачи сечений ремней

Способы натяжения ремней.

Условием работы ремённых передач трением является на­личие натяжения ремня.

Для компенсации вытяжки ремней в процессе их эксплуатации, компенсации отклонений длины бесконечных ремней, а также для легкости надевания новых ремней должно быть предусмотрено регулирование межосевого расстояния ремённой передачи. Натяжное устройство должно обеспечивать изменение межосевого расстояния в пределах Материалы и конструкция ремней - student2.ru , где Материалы и конструкция ремней - student2.ru – номинальное значение межосевого расстояния.

Наиболее распространены следующие схемы натяжных устройств:

прямолинейным перемещением электродвигателя (рис.2.6, а); поворотом плиты, на котором расположен двигатель (рис.2.6, б); оттяжным (рис.2.6, в) или натяжным (рис.2.65, г) роликом;

В устройствах, приведенных на рис.2.6, а, б, в, г натяжение ремней создают исходя из условия передачи наибольшего вращающего момента.

На рис. 2.6, д, е, ж приведены схемы самонатяжных устройств:

окружной силой на шестерне (рис.2.6,д); реактивным моментом на корпусе редуктора (рис.2.6,е); реактивным моментом на корпусе электродвигателя (рис.2.6, ж).

В устройствах, приведенных на рис.2.6, д, е, ж, натяжение ремней автоматически изменяется пропорционально передаваемому моменту. Это способствует сохранению ремней и увеличению их ресурса. Однако при этом передачи с автоматическим натяжением нереверсивны.

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Рис.2.6 – Схемы натяжных устройств

Конструкции шкивов.

Шкивы изготовляют литыми (из чугуна марок СЧ15, СЧ20, СЧ25 или легких сплавов), сварными (из стали), а также из пластмасс. Чугунные литые шкивы из–за опасности разрыва от действия центробежных сил применяют при окружной скорости Материалы и конструкция ремней - student2.ru £ 30 м/с. При более высокой скорости шкивы должны быть стальными.

Типичная конструкция чугунного литого шкива показана на рис.2.7, геометрические параметры профиля канавок шкива на рис.2.8.

Шкив состоит из обода 1, на который надевают ремни, ступицы 2 (для установки шкива на вал) и диска 3 (с помощью которого обод и ступица объединены в одно целое). В диске могут быть выполнены отверстия (обычно, 4…6 шт.) для облегчения массы шкива.

Шкивы клиноремённой передачи выполняют одно-, двух- и многоручьёвыми (в зависимости от расчётного количества ремней).

Материалы и конструкция ремней - student2.ru Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Рис.2.7 – Конструкция Рис.2.8 – Геометрические параметры

чугунного литого шкива профиля канавок шкива

При конструировании шкива определяющим является расчётный диаметр Материалы и конструкция ремней - student2.ru , сечение ремня, число ремней Материалы и конструкция ремней - student2.ru и диаметр вала Материалы и конструкция ремней - student2.ru .

2.8 Пример расчёта ремённой передачи

2.8.1 Исходные данные:

Рассчитать открытую клиноремённую передачу(рис.2.1) по следующим данным:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 5,5 кВт – мощность на валу ведущего шкива (номинальная мощность электродвигателя); Материалы и конструкция ремней - student2.ru =1445 об/мин – число оборотов ведущего шкива; Материалы и конструкция ремней - student2.ru =3 – передаточное число; С – средний режим работы. Работа в две смены. Срок службы привода Материалы и конструкция ремней - student2.ru =20000 часов. Конструируемый шкив – ведомый.

2.8.2 Выбор сечения ремня.

Для заданных Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 5,5 кВт, Материалы и конструкция ремней - student2.ru =1445 об/мин по прил.2.1 подходят ремни сечением Б с размерами: Материалы и конструкция ремней - student2.ru =14 мм; Материалы и конструкция ремней - student2.ru =17 мм; Материалы и конструкция ремней - student2.ru =11 мм; площадь сечения А=138 мм2; масса 1 м длины ремня Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 0,18 кг/м; минимальный диаметр шкива Материалы и конструкция ремней - student2.ru =125 мм.

2.8.3 Определение диаметров шкивов.

С целью увеличения рабочего ресурса работы передачи принимаем Материалы и конструкция ремней - student2.ru . Из стандартного ряда (прил.2.2) ближайшее большее значение Материалы и конструкция ремней - student2.ru =140 мм. Расчётный диаметр ведомого (большего) шкива:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 140 × 3 = 420 мм

Полученное значение Материалы и конструкция ремней - student2.ru округляем до ближайшего стандартного значения. Принимаем ближайшее стандартное значение Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 400 мм.,(прил.2.2).

С учетом коэффициента относительного скольжения Материалы и конструкция ремней - student2.ru =0,01 уточняем передаточное число:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 2,89

Отличие от заданного передаточного числа:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru =3,67%,

что меньше допустимого отклонения Материалы и конструкция ремней - student2.ru 5%.

2.8.4 Межосевое расстояние ремённой передачи:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru мм;

Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 140 + 400 = 540 мм.

Принимаем промежуточное стандартное значение Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 420 мм.

2.8.5 Определяем расчётную длину ремня:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Материалы и конструкция ремней - student2.ru 1728 мм.

Ближайшее стандартное значение по прил. 2.1: Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 1800 мм.

2.8.6 Уточняем межосевое расстояние:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru , мм

В данной формуле

Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 847,8 мм;

Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 16900 мм 2.

Тогда:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 458 мм.

Принимаем Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 460 мм.

2.8.7 Для установки и замены ремней предусматриваем возможность уменьшения Материалы и конструкция ремней - student2.ru на 3% (т.е. на 0,03 × 460 = 13,8 мм). Для компенсации удлинения ремней во время эксплуатации предусматриваем возможность увеличения Материалы и конструкция ремней - student2.ru на 5,5% (т.е. 0,06 × 460 = 27,6 мм).

2.8.8 Определяем угол обхвата ремнями ведущего шкива:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 1480.

2.8.9 Для определения числа ремней определяем коэффициенты: угла обхвата Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 0,91 (прил.2.3); длины ремня Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 0,95 (прил.2.4 , Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 1800 мм); режима работы Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 1,2 (прил.2.5, режим средний, число смен работы – две); числа ремней Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 0,95 (прил.2.3 , приняв ориентировочно Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 2…3).

По прил.2.8 находим номинальную мощность Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 3,205 кВт, передаваемую одним ремнём сечением Б с расчётной длиной Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 2240 мм, при Материалы и конструкция ремней - student2.ru =140 мм, Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 2,89 и Материалы и конструкция ремней - student2.ru =1445 об/мин.

Определяем расчётную мощность, передаваемую одним ремнём:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 2,31 кВт.

Определяем число ремней:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Число ремней, округляем до целого большего значения. Принимаем число ремней Материалы и конструкция ремней - student2.ru =3.

2.8.10 Окружная скорость ремней:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 10,6 м/с.

Начальное натяжение каждой ветви одного ремня:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 204 Н

где Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 0,18 – коэффициент центробежных сил (прил.2.9).

2.8.11 Силы, действующие на валы и опоры:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 1177 Н

2.8.12 Средний рабочий ресурс принятых ремней вычисляется по формуле:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru , час

где Материалы и конструкция ремней - student2.ru – коэффициент режима работы ( Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 2,5 – лёгкий режим; Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 1 – средний режим; Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 0,5 – тяжелый режим); Материалы и конструкция ремней - student2.ru – коэффициент влияния климата ( Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 1 – умеренный климат; Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 0,75 – холодный климат). Получаем:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 2000 часов,

где Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 2000 часов (ресурс работы ремней по ГОСТ 1284.2– 89);

Материалы и конструкция ремней - student2.ru =1 – коэффициент для среднего режима работы;

Материалы и конструкция ремней - student2.ru =1 – коэффициент климатических условий.

2.8.13 Суммарное число ремней Материалы и конструкция ремней - student2.ru , необходимое на весь срок службы привода Материалы и конструкция ремней - student2.ru =20000 часов (по заданию):

Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 30 шт.

2.8.14 По результатам расчётов принят:

Ремень Б – 1800 Ш ГОСТ 1284.1–80–ГОСТ 1284.3–80.

Конструирование шкива.

В соответствии с заданием необходимо сконструировать ведомый шкив.

Для ремня сечением Б по прил.2.10 выбираем размеры профиля канавок шкива: Материалы и конструкция ремней - student2.ru =12,5 мм; Материалы и конструкция ремней - student2.ru =19 мм; Материалы и конструкция ремней - student2.ru =14 мм; Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 10,8 мм, b* = 4,2(см.рис.2.8).

С учетом того, что количество ремней Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 3, конструктивно ширина шкива получается равной

Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 63 мм.

где Материалы и конструкция ремней - student2.ru = Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 3 (число канавок на шкиве).

В соответствии с расчётом диаметр шкива Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 400 мм.

Наружный диаметр шкива Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 408,4 мм.

Принимаем для изготовления шкива чугун СЧ 20 ГОСТ 1412-85.

Толщина обода Материалы и конструкция ремней - student2.ru для чугунного шкива:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru мм.

Принимаем Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 14 мм.

Внутренний диаметр обода шкива

Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 350 мм.

Толщина диска шкива Материалы и конструкция ремней - student2.ru мм.

С учетом большой ширины шкива принимаем Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 40 мм.

Вращающий момент на валу Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 36,34 Н×м.

Тогда диаметр вала Материалы и конструкция ремней - student2.ru 23,18…26,49 мм.

По конструктивным соображениям принимаем Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 40 мм.

Диаметр ступицы для чугунных шкивов Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 82,5 мм.

Принимаем Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 90 мм.

Длина ступицы Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 60…75 мм. По конструктивным соображениям принимаем длину ступицы равную Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 90 мм.

Для снижения массы шкивов и удобства транспортировки в дисках выполним 4 отверстия диаметром Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 40 мм. Диаметр окружности, на котором выполняем отверстия, принимаем (по конструктивным соображениям) равным 216 мм.

Для передачи вращающего момента от шкива на ведущий вал редуктора предусматриваем шпоночное соединение. Т.к. диаметр вала Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 40 мм, то принимаем шпонку (см.прил.1.3, диаметр вала св. 38 до 44 мм включительно) сечением Материалы и конструкция ремней - student2.ru мм при стандартной глубине паза ступицы 3,8 мм (общая глубина паза ступицы проектируемого шкива 43,8 мм).

Для исключения концентрации напряжений между ступицей шкива и диском шкива предусматриваем скругление радиусом Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 10 мм. Для более легкого захода вала редуктора в шкив предусматриваем две фаски глубиной 2 мм.

На наиболее важные размеры шкива (диаметр вала и шпоночный паз) назначаем посадки (Н7 – для диаметра вала, Js7 – для шпоночного паза) и отклонения размеров (+0,2 мм для глубины паза ступицы).

На отдельные поверхности шкива назначаем шероховатости (прил. 3): на диаметр отверстия ступицы 1,6 мкм; на торцы шкива 3,2 мкм; на рабочие поверхности канавок шкива 2,5 мкм; на боковые (рабочие) поверхности шпоночного паза 1,6 мкм; на нерабочую поверхность шпоночного паза 3,2 мкм; неуказанная шероховатость 25 мкм.

На наиболее важные поверхности шкива назначаем допуски и отклонения формы: цилиндричность 0,009 мм; перпендикулярность 0,045 мм; параллельность 0,02 мм и симметричность 0,08 мм. Все отклонения формы (кроме цилиндричности) назначаются относительно базовой поверхности А.

Пример выполнения рабочего чертежа ведомого шкива на формате А3 приведен в приложении.

Приложения к разделу 2: «Ременные передачи»

Приложение 2.1

Параметры ремней

Обозначение сечения Wр, мм W, мм Т0, мм Площадь сечения, мм2 Масса 1 м длины, кг/м Минимальный диаметр ведущего шкива Материалы и конструкция ремней - student2.ru , мм
О (Z) 8,5 6,0 0,06
А (A) 11,0 8,0 0,105
Б (B) 14,0 10,5 0,18
В (C) 19,0 13,5 0,30
Г (D) 27,0 19,0 0,62
Д (E) 32,0 23,5 0,92
Е (EO) 42,0 1,5
Ряд стандартных длин ремней Материалы и конструкция ремней - student2.ru (мм): 400, 450, 500, 560, 630, 710, 800, 900, 1000, 1120, 1250, 1400, 1600, 1800, 2000, 2240, 2500, 2800, 3150, 3550, 4000.
Материалы и конструкция ремней - student2.ru Примечание: при передаваемых мощностях Р1 < 2 кВт применяют ремни сечением О.

Примеры условных обозначений

Ремень сечения В с длиной Материалы и конструкция ремней - student2.ru =2500 мм, с кордной тканью в несущем слое для работы в умеренном климате: Ремень В–2500 Т ГОСТ 1284.1–80–ГОСТ 1284.3–80;

Тоже с кордшнуром: Ремень В–2500 Ш ГОСТ 1284.1–80–ГОСТ 1284.3–80.

Приложение 2.2

Расчётные диаметры шкивов

Обозначение Величина
Материалы и конструкция ремней - student2.ru , мм ( Материалы и конструкция ремней - student2.ru , мм) 63, 71, 80, 90, 100, 112, 125, 140, 160, 180, 200, 224, 250, 280, 315, 355, 400, 450, 500, 560, 630, 710, 800, 900, 1000

Приложение 2.3

Значения коэффициентов Материалы и конструкция ремней - student2.ru и Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Число ремней в комплекте Материалы и конструкция ремней - student2.ru 2…3 4…6 > 6
Коэффициент Материалы и конструкция ремней - student2.ru 0,95 0,90 0,85
Угол обхвата Материалы и конструкция ремней - student2.ru , град.
Коэффициент Материалы и конструкция ремней - student2.ru 0,98 0,95 0,92 0,89 0,86 0,82 0,73 0,68

Приложение 2.4

Значения коэффициента Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Расчётная длина ремня Материалы и конструкция ремней - student2.ru , мм Сечение ремня Расчётная длина ремня Материалы и конструкция ремней - student2.ru , мм Сечение ремня
А Б В А Б В
– 0,79 0,81 0,83 0,85 0,87 0,89 0,91 0,96 0,96 – – – – – 0,82 0,84 0,86 0,88 0,90 – – – – – – – – – – 0,99 1,01 1,03 1,06 1,09 1,11 1,13 1,15 1,17 – 0,93 0,95 0,98 1,00 1,03 1,05 1,07 1,09 1,13 1,15 – 0,86 0,88 0,91 0,93 0,95 0,97 0,99 1,02 1,04

Приложение 2.5

Значения коэффициента Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Режим работы Характер нагрузки Типы машин Материалы и конструкция ремней - student2.ru при числе смен работы
Легкий (Л) Кратковременные перегрузки до 120 % Ленточные конвейеры; компрессоры; станки токарные 1.1 1.4
Средний (С) Кратковременные перегрузки до 150 % Цепные конвейеры, элеваторы; дисковые пилы; 1.1 1.2 1.5
Тяжёлый (Т) Со значительными колебаниями нагрузки Конвейеры; деревообрабатывающее оборудование 1.2 1.3 1.6
Очень тяжёлый (ОТ) Ударная перегрузка до 300 % Подъемники, экскаваторы; прессы винтовые; молоты; дробилки 1.3 1.5 1.7

Приложение 2.6

Номинальная мощность Р0 (кВт), передаваемая одним ремнём сечения О

при Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 2240 мм (частичное извлечение из ГОСТ 1284.3 – 80)

Материалы и конструкция ремней - student2.ru , мм Материалы и конструкция ремней - student2.ru Частота вращения меньшего шкива Материалы и конструкция ремней - student2.ru , об/мин
1,20 1,50 ≥3,00 0,47 0,49 0,50 0,55 0,56 0,58 0,66 0,68 0,71 0,77 0,80 0,82 0,84 0,86 0,89 1,00 1,03 1,06 1,15 1,18 1,22 1,28 1,32 1,36 1,40 1,45 1,49
1,20 1,50 ≥3,00 0,56 0,58 0,60 0,65 0,67 0,69 0,79 0,82 0,84 0,93 0,96 0,99 1,00 1,03 1,07 1,20 1,23 1,27 1,37 1,42 1,46 1,53 1,58 1,63 1,67 1,73 1,78
1,20 1,50 ≥3,00 0,65 0,67 0,70 0,75 0,78 0,80 0,92 0,95 0,98 1,07 1,11 1,14 1,16 1,20 1,24 1,39 1,43 1,48 1,59 1,64 1,69 1,77 1,83 1,89 1,93 1,99 2,05
≥112 1,20 1,50 ≥3,00 0,76 0,78 0,81 0,88 0,91 0,94 1,07 1,10 1,14 1,25 1,29 1,33 1,35 1,40 1,44 1,61 1,66 1,72 1,84 1,90 1,96 2,04 2,11 2,17 2,21 2,28 2,35
v, м/с 5 10 15

Приложение 2.7

Номинальная мощность Р0 (кВт), передаваемая одним ремнём сечения А

при Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 2240 мм (частичное извлечение из ГОСТ 1284.3 – 80)

Материалы и конструкция ремней - student2.ru , мм Материалы и конструкция ремней - student2.ru Частота вращения меньшего шкива Материалы и конструкция ремней - student2.ru , об/мин
1,20 1,50 ≥ 3,00 0,88 0,91 0,94 1,01 1,05 1,08 1,22 1,25 1,30 1,41 1,45 1,50 1,52 1,57 1,62 2,10 2,17 2,24 2,19 2,27 2,34 2,42
2,34 2,49
1,20 1,50 ≥ 3,00 1,07 1,11 1,14 1,23 1,27 1,31 1,49 1,54 1,59 1,72 1,78 1,84 1,86 1,92 1,98 2,58 2,67 2,75 2,69 2,78 2,87 2,86 2,96 3,05
1,20 1,50 ≥ 3,00 1,28 1,32 1,36 1,47 1,52 1,57 1,77 1,83 1,89 2,06 2,13 2,19 2,22 2,29 2,36 3,07 3,17 3,27 3,19 3,30 3,40 3,38 3,49 3,60
1,20 1,50 ≥ 3,00 1,51 1,56 1,60 1,74 1,79 1,85 2,10 2,17 2,24 2,43 2,51 2,59 2,62 2,71 2,79 3,60 3,71 3,83 3,72 3,85 3,97 3,91 4,03 4,16
≥160 1,20 1,50 ≥ 3,00 1,81 1,87 1,93 2,09 2,15 2,22 2,52 2,60 2,69 2,92 3,02 3,11 3,14 3,24 3,35 4,22 4,36 4,50 4,35 4,49 4,63 4,48 4,63 4,78
Материалы и конструкция ремней - student2.ru , м/с 10 20 25

Приложение 2.8

Номинальная мощность Р0 (кВт), передаваемая одним ремнём сечения Б

при Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 2240 мм (частичное извлечение из ГОСТ 1284.3 – 80)

Материалы и конструкция ремней - student2.ru , мм Материалы и конструкция ремней - student2.ru Частота вращения меньшего шкива Материалы и конструкция ремней - student2.ru , об/мин
1,20 1,50 ≥ 3,00 1,54 1,59 1,64 1,75 1,81 1,86 1,82 1,88 1,93 2,07 2,13 2,20 2,35 2,42 2,50 2,50 2,58 2,66
1,20 1,50 ≥ 3,00 1,95 2,01 2,08 2,20 2,30 2,37 2,31 2,39 2,46 2,64 2,72 2,82 3,01 3,10 3,21 3,21 3,32 3,42
1,20 1,50 ≥ 3,00 2,48 2,57 2,65 2,84 2,94 3,03 2,96 3,05 3,15 3,39 3,50 3,61 3,87 4,00 4,13 4,13 4,27 4,40
1,20 1,50 ≥ 3,00 3,01 3,11 3,21 3,45 3,56 3,67 3,59 3,70 3,82 4,11 4,25 4,38 4,70 4,85 5,01 5,01 5,17 5,38
1,20 1,50 ≥ 3,00 3,53 3,64 3,76 4,04 4,17 4,30 4,20 4,34 4,48 4,82 4,97 5,13 5,49 5,67 5,85 5,84 6,03 6,22
1,20 1,50 ≥ 3,00 4,13 4,27 4,40 4,73 4,89 5,04 4,92 5,08 5,24 5,63 5,81 6,00 6,39 6,60 6,81 6,77 7,00 7,22
1,20 1,50 ≥ 3,00 4,77 4,93 5,08 5,46 5,63 5,81 5,67 5,86 6,04 6,47 6,68 6,89 7,30 7,58 7,82 7,74 8,00 8,25
≥ 280 1,20 1,50 ≥ 3,00 5,49 5,67 5,85 6,26 6,47 6,67 6,50 6,72 6,93 7,42 7,66 7,91 8,30 8,57 8,84 8,69 8,97 9,26
v, м/с 10 15

Приложение 2.9

Зависимость коэффициента Θ от сечения ремня

Сечение ремня А Б В
Материалы и конструкция ремней - student2.ru , Н·с2 0,105 0,18 0,3

Приложение 2.10

Размеры (мм) профиля канавок шкива

Сечение ремня Материалы и конструкция ремней - student2.ru Материалы и конструкция ремней - student2.ru Материалы и конструкция ремней - student2.ru Материалы и конструкция ремней - student2.ru Материалы и конструкция ремней - student2.ru Материалы и конструкция ремней - student2.ru (мм) при Материалы и конструкция ремней - student2.ru =340 Материалы и конструкция ремней - student2.ru (мм) при Материалы и конструкция ремней - student2.ru =360 Материалы и конструкция ремней - student2.ru (мм) при Материалы и конструкция ремней - student2.ru =380
О (Z) 8,5 2,5 63…71 81…100 112…160
А (A) 3,3 8,7 75…112 125…160 180…400
Б (B) 4,2 10,8 12,5 125…160 180…224 250…500
В (C) 5,7 14,3 25,5 200…315 355…630

Приложение 2.11

Шероховатость по виду поверхности

Шерохова тость Вид поверхности
1,25 Посадочные поверхности валов и корпусов из стали под подшипники качения
2,5 Посадочные поверхности корпусов из чугуна под подшипники качения
2,5 Торцы заплечиков валов и корпусов для базирования подшипников качения
0,8   Поверхности валов для соединения с натягом
1,6   Торцы заплечиков валов для базирования зубчатых колес
0,63   Поверхности валов под резиновые манжеты
6,3   Канавки, фаски, радиусы галтелей на валах
3,2 (6,3) Поверхности шпоночных пазов на валах: рабочие (нерабочие)
1,6 (3,2) Поверхности шпоночных пазов в отверстиях колес, шкивов: рабочие (нерабочие)
  Поверхности шлицев на валах:
1,6 (0,8) – боковая поверхность зуба соединения: неподвижного (подвижного)
0,8 (0,4) – цилиндрические поверхности центрирующие для соединения: неподвижного (подвижного)
3,2   – цилиндрические поверхности нецентрирующие

Продолжение Приложения 2.11

  Поверхности шлицев в отверстиях колес, шкивов, звездочек:
1,6 (0,8) – боковая поверхность зуба соединения: неподвижного (подвижного)
1,6 (0,8) – цилиндрические поверхности центрирующие для соединения: неподвижного (подвижного)
3,2 – цилиндрические поверхности нецентрирующие
1,6 Поверхности отверстий ступиц для соединений с натягом
3,2 Торцы ступиц зубчатых, червячных колес, базирующихся по торцу заплечиков валов
3,2 Торцы ступиц зубчатых, червячных колес, по которым базируют подшипники качения
6,3 Свободные (нерабочие) поверхности зубчатых, червячных колес
  1,25 2,5 Рабочие поверхности зубьев зубчатых колес – с модулем £ 5 мм – с модулем > 5 мм
  0,63 1,25 Рабочие поверхности витков червяков: – цилиндрических – глобоидных
2,5 Рабочая поверхность шкивов ременных передач
3,2 Рабочая поверхность зубьев звездочек цепных передач
6,3 Поверхности выступов зубьев колес, звездочек, витков червяков,
6,3 Фаски и выточки на колесах
12,5 Поверхности отверстий под болты, винты, шпильки
6,3 Опорные поверхности под головки болтов, винтов, гаек

Предпочтительный ряд значений шероховатости:

0,025; 0,05; 0,1; 0,2; 0,4; 0,8; 1,6; 3,2; 6,3; 12,5; 25; 50; 100; 200; 400

Приложение 2.12

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Приложение 2.13

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Приложение 2.14

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

3. ПЕРЕДАЧИ «ВИНТ-ГАЙКА СКОЛЬЖЕНИЯ»

Общая характеристика

Передача винт-гайка состоит из винта и гайки предназначена для преобразования вращательного движения в поступательное (рис.3.1).

Материалы и конструкция ремней - student2.ru
Рис.3. 1 Домкрат винтовой:

1 – винт; 2 – гайка; 3 – рукоятка; 4 – стакан; 5 – головка; 6 – подшипник упорный; 7– 9 – крепежные винты; 9, 10 – подпятник; 11 – винт; 12 – рукоятки; 13 – 15 – винты; 16 – разрезная шайба.

Р – максимальное усилие пресса; Н – ход винта; L – расчетная длина рукоятки.

Винтовую пару характеризуют следующие параметры:

- профиль резьбы; в машиностроении получило наибольшее распространение четыре основных профиля резьбы – треугольная, трапецеидальная, прямоугольная и упорная (рис.3.2);

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Рис.3. 2. Типы резьб: а – треугольная метрическая;
б – трапецеидальная симметричная; в – прямоугольная; г – трапецеидальная несимметричная (упорная).

- шаг резьбы; как и шаг винтовой линии обозначается P(мм), резьба может быть однозаходная, двух, трех и четырехзаходная. Многозаходная резьба характеризуется шагом P и ходом Ph (мм) (рис.3.3);

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Рис. 3. Виды резьб: а – однозаходная; б – двухзаходная; в – трехзаходная.

Для многозаходных резьб ход Ph =P∙z, где z-число заходов.

- Угол подъема резьбы, Материалы и конструкция ремней - student2.ru = Материалы и конструкция ремней - student2.ru (рис.3.4)

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Рис.3.4. Образование винтовой линии.

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Рис.3. 5. Основные параметры метрической треугольной резьбы.

- Наружный диаметр d=D(мм), этот диаметр является номинальным диаметром резьбы винта(d) и гайки(D).

- Средний диаметр резьбы d2 =D2(мм), где ширина канавки равна половине номинального шага резьбы.

- Внутренний диаметр резьбы d1=D1(мм).

- Внутренний диаметр резьбы болта по дну впадин d3(мм).

- Рабочая высота профиля резьбы H1(мм).

- Высота гайки Hг (рис3.6).

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Рис.3. 6. Гайка передачи «винт-гайка».

Достоинство передач:

- Простота конструкции и изготовления.

- Плавность и бесшумность работы.

- Возможность создания больших осевых сил, значительный выигрыш в силе.

- Малые габариты.

- Возможность получения медленного перемещения с высокой точностью.

Недостатки передач:

- Повышенные потери на трение.

- Значительное изнашивание в процессе работы.

- Низкий КПД.

Передача винт-гайка скольжения широко применяется в прессах, станках, разрывных машинах, домкратах, а так же для точных перемещений. Ведущим звеном в передаче может быть как винт, так и гайка.

Скорость поступательного перемещения винта определяется

Материалы и конструкция ремней - student2.ru (м/с)

где z – число заходов резьбы;

P – шаг резьбы(мм);

n – угловая частота вращения(мин-1).

В зависимости от назначения передачи винты бывают: грузовые, для создания больших осевых сил; ходовые, применяемые для перемещений в механизмах подачи; установочные, применяемые для точных перемещений и регулировок.

Развиваемая передачей осевая сила Fa(Н) связана с вращающим моментом Т(Нм) зависимостью:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru (Н)

где Материалы и конструкция ремней - student2.ru =0,25…0,35- коэффициент полезного действия передачи.

Материалы винта и гайки должны представлять антикоррозионную пару, быть износостойкими, сопротивляться заеданию, иметь малый коэффициент трения.

Для винта применяются стали марок 45, 50, 45Х и другие.

Для уменьшения трения и износа резьбы гайки передач изготавливаются из бронзы Бр010Ф1, БрАЖ9-4 и др.

Расчет передачи

Силовые зависимости в передаче винт-гайка скольжения такие же как и в крепежной резьбе(см. тема « Соединения», раздел «Резьбовые соединения»). Основной причиной отказа передачи является износ резьбы. Возможный отказ – потеря устойчивости длинных сжатых винтов.

В соединении винт-гайка, как правило, резьбу рассчитывают на смятие и срез, а винт - на сжатие (растяжение) и кручение.

Практика показала, что для резьбы передачи опасны не смятие и срез, а износ. Поэтому расчет на износостойкость резьбы является решающим фактором при проектировании. Проверку же винта проводят на прочность и устойчивость.

Для обеспечения износостойкости резьбы необходимо, чтобы давление в резьбе не превышало допускаемого значения, определяемого в основном свойствами материалов винта и гайки.

Среднее контактное давление p в резьбе:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

где Материалы и конструкция ремней - student2.ru –внешняя сила;

А – площадь рабочей поверхности витка;( Материалы и конструкция ремней - student2.ru )

Материалы и конструкция ремней - student2.ru –средний диаметр резьбы;

Материалы и конструкция ремней - student2.ru –рабочая высота профиля резьбы(см.рис.3.2,3.5 );

Материалы и конструкция ремней - student2.ru = Материалы и конструкция ремней - student2.ru – число витков в гайке высотой Материалы и конструкция ремней - student2.ru и шагом резьбы Материалы и конструкция ремней - student2.ru ;

Материалы и конструкция ремней - student2.ru – допускаемое давление в резьбе.

Принимая во внимание, что Материалы и конструкция ремней - student2.ru = Материалы и конструкция ремней - student2.ru получим формулу проектного расчета передачи винт-гайка скольжения:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

где Материалы и конструкция ремней - student2.ru – коэффициент высоты гайки, Материалы и конструкция ремней - student2.ru =1,2…2,5(большое значение для резьб меньшего диаметра);

Материалы и конструкция ремней - student2.ru – коэффициент рабочей высоты профиля резьбы равен: трапецеидальная резьба Материалы и конструкция ремней - student2.ru =0,5(рис.3.2), упорная - Материалы и конструкция ремней - student2.ru =0,75(рис3.2), метрическая - Материалы и конструкция ремней - student2.ru =0,541(рис.3.2).

Наружный диаметр гайки Dг и диаметр Dб борта (рис.3.6) принимают конструктивно:

Dг=1,5 d, Dб=1,25D, где d –наружный диаметр резьбы.

Допускаемое давление Материалы и конструкция ремней - student2.ru в резьбе принимают:

- незакаленная сталь по бронзе Материалы и конструкция ремней - student2.ru =7…8 МПа(Н/мм2);

-незакаленная сталь по чугуну Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 2…5 МПа(Н/ мм2);

- закаленная сталь по бронзе Материалы и конструкция ремней - student2.ru =10…16МПа(Н/ мм2).

Проверочный расчет гайки проводят по напряжением растяжения с учетом кручения

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

где: Материалы и конструкция ремней - student2.ru =1,3 Материалы и конструкция ремней - student2.ru ,( Материалы и конструкция ремней - student2.ru – осевая сила) – для метрической резьбы; Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 1,25 Материалы и конструкция ремней - student2.ru – для трапецеидальной резьбы; ; Материалы и конструкция ремней - student2.ru = 1,2 Материалы и конструкция ремней - student2.ru – для упорной и прямоугольной резьб;

Материалы и конструкция ремней - student2.ru –допускаемое напряжение.

Допускаемое напряжение Материалы и конструкция ремней - student2.ru на растяжение или сжатие стальных винтов вычисляется по формуле:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

где Материалы и конструкция ремней - student2.ru - предел текучести материала болта, винта( см.табл.1.2, раздел 1.2.13);

Материалы и конструкция ремней - student2.ru =2…4 – коэффициент запаса прочности.

Опорную поверхность борта гайки проверяют по условию прочности на смятие(рис.3.6).

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Допускаемые напряжения для материала гайки:

на смятие - бронзы и чугуна по чугуну или стали Материалы и конструкция ремней - student2.ru =35…45МПа(Н/мм2);

на растяжение - для бронзы Материалы и конструкция ремней - student2.ru =34…44 МПа(Н/мм2),

для чугуна Материалы и конструкция ремней - student2.ru =20…24 МПа(Н/мм2).

Высоту бурта гайки принимаем hб≈0,25Нг, где Нг – высота гайки. Длину винта назначают по конструктивным соображениям в зависимости от заданной величины перемещения Н. Для домкратов, например, обычно принимают Н =(8…12) d1.

Сильно нагруженные винты проверяют на прочность по эквивалентному напряжению σЕ

Материалы и конструкция ремней - student2.ru Материалы и конструкция ремней - student2.ru

где Материалы и конструкция ремней - student2.ru продольная сила(Н);

Т – момент, скручивающий винт в проверяемом сечении(Нм);

d3- внутренний диаметр резьбы винта по впадине(мм);

Материалы и конструкция ремней - student2.ru - допускаемое напряжение, МПа(Н/мм2),во избежание местных пластических деформаций принимают:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Значение Материалы и конструкция ремней - student2.ru см.табл.1.2, раздел 1.2.13.

Как правило, винт, параметры которого определены из условия износостойкости, имеют достаточную прочность.

Сравнительно длинный и тонкий винт должен быть дополнительно проверен на устойчивость. Эта проверка выполняется по уравнению:

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

где Материалы и конструкция ремней - student2.ru –расчетный коэффициент запаса устойчивости винта;

Материалы и конструкция ремней - student2.ru – критическая сила( формула Эйлера);

Материалы и конструкция ремней - student2.ru – осевая сила, сжимающая винт;

Материалы и конструкция ремней - student2.ru –допускаемый( требуемый) коэффициент запаса устойчивости; для вертикальных винтов Материалы и конструкция ремней - student2.ru =2,5…4, для горизонтальных винтов Материалы и конструкция ремней - student2.ru =3,5…5;

Е – модуль продольной упругости материала винта, для стали Е=2,1∙105Н/мм2;

Материалы и конструкция ремней - student2.ru – наименьший осевой момент инерции расчетного сечения винта;

d1 – внутренний диаметр резьбы винта;

Материалы и конструкция ремней - student2.ru – коэффициент приведения длины винта, для домкратов Материалы и конструкция ремней - student2.ru =2( стойка с нижним жестко защемленным и верхним свободными концами);

L1– длина сжимаемой части винта. (рис.3.7)

Критическая сила Материалы и конструкция ремней - student2.ru определяется по формуле Эйлера, если гибкость винта

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

где Материалы и конструкция ремней - student2.ru –гибкость винта;

Материалы и конструкция ремней - student2.ru - радиус инерции сечения винта;

Материалы и конструкция ремней - student2.ru – расчетная площадь поперечного сечения резьбы винта;

Материалы и конструкция ремней - student2.ru – наименьший осевой момент инерции расчетного сечения винта.

За расчетную принимают длину L1 винта при крайнем положении гайки, при этом Материалы и конструкция ремней - student2.ru равна расстоянию между опорой и серединой гайки(рис.3.7).

Предельное допустимое значение Материалы и конструкция ремней - student2.ru =100, для марок сталей 40, 45,40Х, 50, Ст5.

Если Материалы и конструкция ремней - student2.ru < Материалы и конструкция ремней - student2.ru , то критическая сила определяется по формуле Ясинского-Тетмайера

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Рис.3.7. Схема винтового домкрата при максимальной и минимальной высоте.

Значения величин a и b приведено в таблице приложения 3.5.

При Материалы и конструкция ремней - student2.ru < Материалы и конструкция ремней - student2.ru =(55…60) винт из стали приведенных выше марок на устойчивость можно не проверять.
При проектировании передачи винт-гайка скольжения, в которых недопустимо движение в обратном направлении, например, в домкратах, дополнительно проводят проверочный расчет по выполнению условия самоторможения, которое выражается неравенством

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

где Материалы и конструкция ремней - student2.ru - угол подъема витка винтовой линии, Материалы и конструкция ремней - student2.ru (град);

Материалы и конструкция ремней - student2.ru - приведенный угол трения, Материалы и конструкция ремней - student2.ru ;

Материалы и конструкция ремней - student2.ru

Материалы и конструкция ремней - student2.ru (см. рис. 3.4 и 3.5).

Наши рекомендации