Раздел 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГАОУ СПО «АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Раздел 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА - student2.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ

СТУДЕНТОВ - ЗАОЧНИКОВ

По дисциплине «Техническая механика»

Для специальностей 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

190629 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

131018 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»

131003 «Бурение нефтяных и газовых скважин»

Одобрена на заседании УТВЕРЖДАЮ

цикловой комиссии Зам .директора по УР

Протокол №___от «__»___2013г. ________Л.С.Мавлявеева

Председатель цикловой комиссии «____» ________2013г.

______________И.А.Городничина

Составила Городничина И.А. преподаватель технической

механики ГАОУ СПО» Аль-

метьевский политехнический

техникум»

Рецензенты Кириллов М.П. преподаватель технической

механики ГАОУ СПО» Аль-

метьевский политехнический

техникум»

ВВЕДЕНИЕ

Материал программы "Техническая механика" состоит из двух разделов: теоретическая механика и сопротивление материалов. Назначение предмета — дать будущим специалистам основные сведения о законах движения и равновесия материальных тел, о методах расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость, а также сведения об устройстве, области применения, методах проектирования деталей машин и несложных изделий общего назначения.

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

— о роли и месте знаний по дисциплине при освоении
профессиональной образовательной программы по конкретной
специальности и в сфере профессиональной деятельности техника;

— об оценке степени совершенства конструкции детали, механизма по критериям работоспособности;

знать и уметь использовать:

— законы механического движения и равновесия;

— методы расчета элементов конструкции на прочность, жесткость, устойчивость и усталость при различных видах нагружения;

— методы механических испытаний материалов;
— методы расчета механических передач;

— справочный аппарат по выбору материалов и нормативов, обеспечивающих работоспособность, надежность, долговечность конструкции;

владеть навыками:

—построения расчетной схемы;

—составления уравнений равновесия;

—анализа механического движения и определения вида движения элементов конструкций;

—расчета элементов конструкций на прочность и жесткость при различных видах нагруженя;

— пользования нормативной и технической документацией при технических расчетах.

Изучать материал каждой темы следует в два этапа. Вначале нужно внимательно и вдумчиво прочитать в учебнике содержание всей темы, разобраться в основных понятиях, определениях, законах правилах и в их логической взаимосвязи. Затем тщательно изучить материал во всех подробностях, конспектируя основные положения, определения, доказательства, правила. Для лучшего усвоения учебного материала следует разобрать примеры решения задач, приведенные в учебной литературе, при необходимости решить дополнительно возможно большее число задач. Студент должен выполнить две контрольные работы, содержание которых в данном пособии приведено после методических указаний к контрольным работам. При выполнении контрольных работ необходимо соблюдать

следующие требования:

—каждая контрольная работа должна быть выполнена в отдельной тетради;

— выполняется работа четко и аккуратно, для рецензии преподавателя
оставляются на страницах поля шириной не менее 40 мм;

—каждую задачу необходимо начинать с новой страницы;

—на обложке тетради надо указать фамилию, имя, отчество, шифр, наименование предмета, номер контрольной работы, почтовый адрес.

При выполнении задач необходимо полностью переписать условие, составить расчетную схему с обозначением усилий, моментов и других величин, предусмотренных условиями задачи или вытекающих из решения. Решение задач следует сначала выполнить в общем виде, обозначая все данные и искомые величины буквами, после чего вместо буквенных обозначений проставить их! числовые значения и получить искомый результат. Везде необходимо придерживаться стандартных обозначений и вычисления производить в единицах СИ. Каждое решение задачи должно быть выполнено в определенной последовательности, обосновано теоретически, пояснено необходимым текстом; эти действия следует располагать в таком порядке, чтобы был виден логический ход решения задачи. Если возможно, проверьте правильность ответа, решив задачу вторично каким—либо иным путем.

Выполненную контрольную работу следует своевременно выслать в техникум. Незачтенная работа или выполняется заново, или переделывается частично, по рецензии преподавателя.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Введение

Содержание предмета "Техническая механика". Роль и значение технической механики в технике. Материя и движение. Механическое движение. Равновесие. Теоретическая механика и ее разделы: статика, кинематика и динамика.

Литература 1, стр. 4...6; 3, стр. 9...13

Методические указания

Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при которых тело находится в равновесии под действием заданной системы сил. Успешное овладение методами статики — необходимое условие для изучения всех последующих тем и разделов курса технической механики, теоретической базой которых и является статика.

Раздел 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

Статика

Тема 1.1 Основные понятия и аксиомы статики

Материальная точка. Абсолютно твердое тело. Первая аксиома статики (закон инерции). Сила; сила — вектор. Вторая аксиома (условие равновесия двух сил). Система сил. Эквивалентные системы сил. Равнодействующая сила. Уравновешивающая сила. Третья аксиома (принцип присоединения и исключения уравновешенных сил). Перенос силы вдоль линии се действия (сила — скользящий вектор). Пятая аксиома (закон равенства действия и противодействия). Свободное и несвободное тело. Связи. Реакции связей.

Литература 1, стр. 7...20; 3, стр. 15...35

Методические указания

Следует глубоко вникнуть в физический смысл аксиом статики, воспользовавшись, помимо основной, и дополнительной литературой. Изучая связи и их реакции, нужно иметь в виду, что реакция связи является силой противодействия и направлена всегда противоположно силе действия рассматриваемого тела на связь (опору).

Вопросы для самоконтроля

1.Назовите разделы теоретической механики и укажите, какие
вопросы в них изучаются.

2.Дайте определение материи. Перечислите формы движения материи.

3.В чем общность понятий абсолютно твердого тела и материальной точки и в чем их различие?

4.Дайте определение силы.

5.Какие системы сил называются статически эквивалентными?

6.Что такое равнодействующая системы сил, уравновешивающая сила?

7.Сформулируйте аксиомы статики.

8.Что означает: "сила — скользящий вектор"?

9. Какие тела называются свободными, а какие — несвободными?

10.Что называется связью? Что такое реакция связи?

11.Перечислите виды связей и укажите направление соответствующих им реакций.

Наши рекомендации