То же самое относится и к падениям. О них сказано при описании приема мяча с последующим падением

Ю. Д. Железняк

УРОКОВ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

То же самое относится и к падениям. О них сказано при описании приема мяча с последующим падением - student2.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………..……….............. 3

Организация, планирование и учет работы по волейболу в

коллективе физической культуры .....……………………………………………..... 4

Техника игры ........………………………………………………….…………………......... 11

Тактика игры ........………………………………………………………………………........... 26

Обучение и тренировка .......……………………………………………………………....... 34

Оборудование и инвентарь для занятий волейболом …………….……….. 46

Поурочный материал .......………………………………………………………….......... 63

Редактор А. 10. Гринштейн Художник В. Е. Трепцов Художественный редактор В. И. Сафронов Технический редактор 3. А. Сутченко Корректор А. Д. Полосова

Ê
ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ПО ВОЛЕЙБОЛУ В КОЛЛЕКТИВЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Для того чтобы создать секцию волейбола и привлечь к занятиям как можно больше желающих, целесообразно провести в коллективе некоторые мероприятия. Начать можно с показа кинофильма о соревнованиях по волей­болу, например о чемпионате мира, на каком-либо вече­ре или после общего собрания. Затем проводится встре­ча с известными волейболистами страны, города, лучши­ми тренерами, которые рассказывают о волейболе, об интересных эпизодах из их спортивной практики, о том, что дают занятия по волейболу. В заключение вечера хо­рошо провести показательную игру лучших команд го­рода, ДСО или ДСШ, шефствующего коллектива. Все это вызывает у присутствующих большой интерес к во­лейболу, который очень важно затем упрочить и углубить за счет умелого проведения уже практических занятий.

Комплектование учебных групп во многом предопре­деляет успех в обучении волейболистов навыкам игры. К этому надо подойти очень серьезно и ни в коем случае не допускать простого разделения «по списку», лишь бы количественный состав был полным. Конечно, в неболь­шом коллективе, где число желающих составляет всего 15—20 человек, комплектование не представляет особо­го труда. Однако при большом количестве желающих очень важно распределить волейболистов по группам с учетом их подготовленности и потенциальных возможно­стей в овладении навыками игры в волейбол. При этом всех, имеющих лучшие показатели, надо объединить в одну группу, тех, кто послабее, — в другую и т. д.

При отборе учитываются следующие показатели; уро­вень физической подготовленности, способность к овла­дению техникой игры, способность к тактическому мыш­лению в игре, антропометрические данные, уровень овла­дения навыками игры в волейбол.

Для выявления уровня физической подготовленности применяются контрольные испытания: вертикальный прыжок, прыжок в длину с места, бег по треугольнику со сторонами 10 и 5 м, метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками с места и в прыжке, метание теннисного или хоккейного мяча в цель через волейболь­ную сетку в прыжке.

Высоту вертикального прыжка можно определить прибором В. М. Абалакова или другим способом. При этом учитывается высота подъема общего центра тяжес­ти тела независимо от роста испытуемого. Основные спо­собы определения «прыгучести»: вытягивание сантимет­ровой ленты сквозь зажимное устройство на месте опоры; доставание подвешенной размеченной ленты, где отме­чается начальное положение ладони по кончикам паль­цев и конечное — в высшей точке взлета вверх; по поло­жению тени испытуемого на размеченной белой бумаге фиксируется начальное положение тени от головы и ко­нечное положение.

Прыжок в длину должен выполняться на мягкую опо­ру. Отмечается расстояние от стартовой линии до бли­жайшего к ней следа ступни.

Для испытаний по бегу надо начертить два равносто­ронних треугольника: у одного сторона 10 м, у другого— 5 м. В каждом углу треугольника кладется набивной мяч. По сигналу испытуемый левым боком к треуголь­нику (против движения часовой стрелки) пробегает 30 м. Во втором испытании он пробегает 15 м левым бо­ком к треугольнику, после чего поворачивается кругом и пробегает еще 15 м, но правым боком к треугольнику (в направлении движения часовой стрелки).

Метание с места производится из положения, когда набивной мяч опущен вниз перед испытуемым. Взяв мяч, надо сделать замах назад, за голову, и затем бросить его двумя руками вперед. Метание в прыжке производится тоже из этого же исходного положения. Нужно подпрыг­нуть вверх, во время прыжка сделать замах назад и бро­сить затем мяч вперед.

Метание теннисного мяча через сетку выполняется так: испытуемый с мячом в руке располагается у линии нападения в зоне 4. Затем, разбежавшись, прыгает вверх, отталкиваясь двумя ногами, и в прыжке метает мяч одной рукой через сетку в цель — гимнастический мат, положенный на площадке в зоне 6. Высота сетки должна соответствовать возрасту и полу испытуемых.

Чтобы определить способности к овладению техникой игры, занимающимся предлагают выполнять технические приемы игры в волейбол в упрощенных условиях после показа этих приемов инструктором или кем-либо из во­лейболистов, приглашенных специально для просмотра. Выполняются: верхняя передача над собой и вверх-впе­ред, нижняя подача и верхняя прямая, нападающий удар по мячу на резиновых амортизаторах. Выполнение оцени­вается в баллах (по 5-балльной системе). По первоначаль­ным попыткам выполнить технический прием можно в известной мере судить о возможностях того или иного испытуемого в овладении техникой.

О способностях к овладению тактикой судят по на­блюдениям в играх. Такие наблюдения помогают опреде­лить, как занимающийся действует в игровой обстановке, насколько умело и целесообразно использует ранее при­обретенные двигательные умения и навыки. По поведе­нию в игре можно судить о развитии у занимающегося быстроты реакции, ловкости, сообразительности, такти­ческого мышления и других качеств, необходимых для успешных занятий волейболом. Кроме того, применяются эстафеты с разнообразными заданиями: выполнение раз­ных способов передвижения из различных исходных положений, повороты в движении, преодоление препятст­вий и т. д. Используются также подвижные игры, где можно определить быстроту реакции в сочетании с быст­ротой перемещения и другими действиями: «День и ночь» (зрительные сигналы), «Вызов», «Попробуй унеси», «Не­вод»; различные варианты игры «Салки»; игры с мячом: «Охотники и утки», «Защита крепости», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Пионербол» (двумя и четырьмя мячами).

В заключение проводятся игры в волейбол, где все желающие разбиваются на команды, примерно равные по силам. Наблюдение за играми дает возможность вы­явить уровень овладения навыками игры в волейбол. Тот, кто имеет хорошие показатели в указанных испытаниях, как правило, быстрее других осваивает технические при­емы и тактические действия и успешнее действует в игре.

Кроме всех показателей, надо располагать также све­дениями о состоянии здоровья и антропометрическими данными. При прочих равных показателях предпочтение следует отдавать тем занимающимся, которые имеют лучшие антропометрические данные, особенно ростовые.

Широкий круг показателей при комплектовании учеб­ных групп необходим для того, чтобы более полно выя­вить возможности каждого желающего играть в волей­бол. Руководствоваться только наблюдениями в конт­рольных играх по волейболу нельзя, так как здесь возможны ошибки. Можно «не заметить» будущего хо­рошего волейболиста только потому, что в данный момент он не умеет играть в волейбол. А пройдет некоторое вре­мя, и в результате регулярных занятий такой игрок обой­дет многих уже играющих в волейбол.

Как известно, учебно-тренировочный процесс у квали­фицированных спортсменов делится на периоды: подгото­вительный, соревновательный и переходный. Периодиза­ция учебно-тренировочной работы обусловливается зако­номерностями формирования двигательных навыков и особенностями подготовки спортсменов к состязаниям. Календарные сроки проведения основных соревнований для определенного контингента знимающихся служат оп­ределяющим пунктом при планировании.

Планирование учебно-тренировочной работы для на­чинающих имеет существенные отличия, что вытекает из основных задач учебно-воспитательной работы с этим контингентом занимающихся. Так, у волейболистов, тре­нирующихся много лет, преобладают совершенствование в технике и тактике и подготовка их организма к высоким нагрузкам, характерным для соревновательного периода тренировки. У начинающих преимущественное значение имеет обучение техническим приемам и тактическим дей­ствиям.

Спортивные состязания, в которых могут участвовать занимающиеся после 5—6 месяцев занятий, подчинены решению задач обучения. Волейболисты приучаются применять приобретенные на занятиях умения и навыки в более сложных условиях соревнований. Периодизация в обучении и тренировке начинающих несколько отлича­ется от аналогичной для квалифицированных волейболи­стов. Все внимание на этом этапе должно быть направле­но на специальную физическую подготовку, обучение техническим приемам волейбола и тактическим действи­ям. Во время соревновательного периода целесообразно провести серию игровых тренировок, контрольных игр, а также принять участие в соревнованиях среди нович­ков.

Общий план работы секции составляется и утвержда­ется на весь период работы (в нашем пособии на год) советом физкультуры коллектива. При составлении плана надо учитывать состав занимающихся, условия и харак­тер работы предприятия или учреждения, условия для за­нятий волейболом. План секции охватывает все вопросы, связанные с деятельностью секции. Если имеется не­сколько учебных групп, создается бюро секции в количе­стве 3—5 человек. Бюро секции должно оказывать актив­ную и всестороннюю помощь инструктору-общественнику.

Правильное планирование учебно-тренировочной ра­боты во многом определяет успех в подготовке волейбо­листов. При этом нужно исходить из основных задач физического воспитания молодежи, условий работы сек­ции, уровня подготовленности занимающихся, сроков обучения и условий, в которых будут проходить занятия. Большое значение имеет уровень подготовки руководи­теля занятий — инструктора-общественника или кого-либо из занимающихся, лучше других подготовленного и взявшего на себя обязанности руководителя.

Основные документы планирования: типовая програм­ма, учебный план, график прохождения учебного мате­риала по месяцам или неделям, рабочий план и план-кон­спект занятия. Эти документы необходимы при много­летней учебно-тренировочной работе.

Настоящее учебное пособие, как уже говорилось, не рассчитано на многолетнюю учебно-тренировочную ра­боту. Оно ставит своей задачей дать начальный курс обу­чения волейболу и помочь общественному физкультурно­му активу в массовой подготовке волейболистов. Поэтому мы здесь подробно не рассматриваем вопросы планиро­вания. Однако основные положения планирования учте­ны при поурочном изложении учебного материала. Учте­ны также закономерности формирования двигательных навыков, специфика волейбола, содержание и методика физической подготовки, обучения технике и тактике, со­отношение средств физической, технической и тактиче­ской подготовки, периодизация учебно-тренировочного процесса и т. д.

Курс обучения рассчитан на 120 уроков, количество занятий в неделю три, продолжительность одного заня­тия 120 мин. Это соответствует одному учебному году работы в спортивной секции коллектива физкультуры.

Основная форма занятий с начинающими—группо­вой урок. Он состоит из трех частей: подготовитель­ной, основной и заключительной. Продолжи­тельность подготовительной части 15—25 мин., основ­ной—90—100 мин., заключительной—5 мин.

Цель подготовительной части урока заключается в ор­ганизации занимающихся: построение, принятие рапор­та, проверка посещаемости, сообщение задач урока, уп­ражнения в движении, в основном на внимание. Осуще­ствляется также подготовка организма занимающихся к предстоящему изучению нового материала в основной части урока, совершенствованию навыков, а также к раз­витию двигательных качеств. В этой части урока главным образом применяются общеразвивающие и специальные упражнения, подвижные игры и эстафеты.

В основной части урока происходит обучение технике, тактике, воспитание физических и волевых качеств. В каждом уроке решаются две-три задачи, одна из кото­рых—главная: либо обучение техническому приему или тактическим действиям, либо совершенствование навыка выполнения приема техники или тактических умений. В зависимости от этого происходит подбор средств и рас­пределение времени на отдельные упражнения.

Во время совершенствования техники одной группой занимающихся другая выполняет задания по развитию физических качеств. Это значительно повышает продук­тивность занятий и особенно важно при непродолжитель­ном периоде обучения.

В задачу заключительной части урока входит органи­зованное завершение занятия. Применяются медленная ходьба, задания на внимание. В конце урока подводятся его итоги.

Важным условием эффективности учебно-тренировоч­ной работы является правильная постановка учета этой работы.

Для определения уровня (физической подготовленности занимающихся учитываются результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метания набивных мячей и точность попаданий теннисным мячом, а также подтягивания из виса. Для определения уровня технической подготовленности используются упражнения на точность попадания мячом при передачах, подачах, нападающих ударах Проверку по физической подготовке

и технике целесообразно проводить в начале и конце го­да. Для этого можно выделить дополнительные специ­альные занятия.

В текущем учете основное место занимают наблюде­ния за тем, как происходит овладение техническими и тактическими приемами и как занимающиеся применяют их в игре.

Процесс обучения на занятиях по волейболу тесно связан с воспитанием у занимающихся моральных и во­левых качеств. В центре воспитательной работы должно стоять развитие коммунистического отношения к труду. Спорт помогает в работе. Труд, учеба и спорт неотделимы от понятия современного молодого человека. Примером могут служить члены бригад коммунистического труда, для которых занятия спортом стали неотъемлемой час­тью их быта. Каждый спортсмен должен стремиться стать лучшим производственником, быть лучшим в учебе, в об­щественной жизни коллектива.

Наше пособие рассчитано на 120 уроков. Срок неболь­шой, однако неправильно думать, что в связи с этим нельзя будет успешно решать и воспитательные задачи. Многое будет зависеть от того, насколько удастся создать сплоченный коллектив. Дружный коллектив возникает там, где есть общность интересов. Вот почему на первых порах, да и на всем протяжении обучения надо стремить­ся вызвать глубокий и прочный интерес к занятиям во­лейболом. Это послужит основой для воспитания у моло­дежи привычки к систематическим занятиям физической культурой. А одна из основных задач начального курса обучения волейболу — воспитать в людях потребность регулярно заниматься спортом.

Беседы о влиянии занятий физической культурой и спортом на организм человека, о выдающихся спортсме­нах, интересных соревнованиях, встречи с ведущими спортсменами своего коллектива, города, республики, по­казательные выступления известных спортсменов—вот примерный перечень мероприятий, которые создают за­интересованность в занятиях спортом.

И, конечно, сами занятия, их организация, методика проведения во многом могут способствовать пробужде­нию интереса к занятиям физической культурой и спор­том или, наоборот, вызвать равнодушие, а то и антипа­тию,

Ни в коем случае нельзя отменять или переносить за­нятия. На каждом занятии занимающиеся должны узна­вать что-то новое, постоянно преодолевать трудности— это способствует воспитанию волевых качеств. Именно на этом основано построение уроков, где даются и разно­образные упражнения, и из урока в урок нарастают тре­бования, предъявляемые к занимающимся.

К сожалению, бытуют еще взгляды на занятие волей­болом как на нечто развлекательное, как на средство ак­тивного отдыха. Да, занятия волейболом при правильном построении очень эмоциональны и доставляют занимаю­щимся истинное наслаждение. Но будет грубой ошибкой сводить все занятия к выполнению нескольких упражне­ний с волейбольным мячом, к двусторонней игре в волей­бол. Вначале это, может, и будет интересно, затем бы­стро наскучит, и желаемого результата мы не получим. Овладение навыками игры при таких занятиях происхо­дит очень медленно, а интерес к занятиям постепенно пропадает.

ТЕХНИКА ИГРЫ

Чтобы добиться успеха в волейболе, необходимо прежде всего в совершенстве овладеть техникой игры. Технику волейбола составляют специальные технические приемы, которые волейболисты применяют в процессе игры. Основные приемы техники волейбола следующие:

перемещения, подачи, прием и передачи, нападающие удары, блокирование. Каждый прием содержит несколько способов его выполнения. Ма­стерство волейболиста и определяется тем, насколько разнообразна и совершенна его техника.

В данном пособии дается описание лишь таких техни­ческих приемов, которые входят в программу начального обучения, т. е. взято то, чему можно обучить новичков за 120 уроков.

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Несмотря на небольшие размеры волейбольной пло­щадки, во время игры волейболист почти не находится в статическом положении. Существенное место в дейст­виях игроков в игре занимают перемещения. Перемещениями

называют способы передвижения игрока на пло­щадке для выполнения технических приемов и тактиче­ских действий. Игрок хорошо выполнит то или иное пере­мещение, если он будет находиться в удобном исходном положении. Такие исходные положения называют стой­ками. Наиболее удобное исходное положение волейбо­листа—слегка согнутые ноги, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги, туловище наклонено слегка вперед.

Способы перемещений в волейболе различают такие: приставные шаги, двойной шаг, скачок, бег, прыжки, па­дения.

Приставные шаги выполняются вперед, назад, впра­во, влево. Начинается движение с ноги, ближе стоящей в направлении перемещения. Применяются приставные шаги для перемещения на небольшое расстояние, а так­же когда у игрока имеется достаточно времени.

Двойной шаг применяется при перемещениях вперед и назад, когда требуется быстро выйти к мячу и пристав­ными шагами игрок сделать это уже не успеет. Начина­ется движение с дальней по направлению движения ноги, другая нога выставляется вперед; создавая стопорящий момент, игрок принимает стойку, готовясь к приему или передаче мяча.

Скачок—более быстрый способ перемещения, чем двойной и приставные шаги. Выполняется так же, как двойной и приставной шаги. Скачок может также выпол­няться и после бега, перемещения приставными шагами.

Бег применяется в тех случаях, когда надо быстро преодолеть сравнительно большое расстояние, например когда мяч уходит за пределы площадки. Особенность бе­га—надо с места развить большую скорость и уметь ос­тановиться после быстрого перемещения, чтобы хорошо выполнить технический прием.

Прыжки применяются при выполнении главным об­разом нападающих ударов и блокирования. О них будет сказано при описании этих приемов.

То же самое относится и к падениям. О них сказано при описании приема мяча с последующим падением.

ПОДАЧИ

Игра в волейбол начинается с подачи. Очко команда выигрывает только в том случае, когда она владеет по­дачей. Сильнейшие волейболисты используют подачу и как средство нападения. Технический прием подачи вы­глядит так: игрок располагается за лицевой линией в пределах ширины первой зоны, подбрасывает мяч и уда­ром одной руки направляет его на сторону противника, при этом мяч не должен коснуться сетки. На выполнение подачи игроку дается 5 сек.

В подаче различают: исходное положение, подбрасы­вание мяча и замах, удар по мячу и движение после уда­ра по мячу. Успех в выполнении подачи зависит от уме­ния согласовывать свои движения по отношению к летя­щему мячу так, чтобы удар по мячу был произведен в нужной точке, что обеспечивает эффективность подачи (силу или точность). Удар по мячу при подаче произво­дится ладонью руки или кистью руки с согнутыми паль­цами. Подбрасывание мяча обычно производится одной рукой. Если удар по мячу производится правой рукой, то игрок подбрасывает мяч левой. Направление и высота подбрасывания мяча зависят от способа выполнения по­дачи. Замах и амплитуда движения руки на удар также различны. Наименьшее движение при нацеленных и пла­нирующих подачах, наибольшее—при верхней боковой подаче на силу.

По своему характеру подачи можно разделить на силовые, нацеленные и планирующие. По­дачи на силу имеют целью затруднить прием мяча игро­кам противника или вызвать ошибку при приеме мяча и принести команде очко. Особенностью нацеленных подач является направление мяча в уязвимые места площадки противника или на слабого игрока, чтобы затруднить дей­ствия команды противника. Планирующие подачи опас­ны тем, что мяч летит, не вращаясь, и изменяет траек­торию полета в самых неожиданных направлениях. Планирующие подачи были грозным оружием японских во­лейболистов на чемпионате мира 1962 г. В настоящее время планирующие подачи успешно применяют и совет­ские волейболисты.

Подачи, при которых удар по мячу наносится над го­ловой, называются верхними; когда удар по мячу

То же самое относится и к падениям. О них сказано при описании приема мяча с последующим падением - student2.ru

Рис. 1 Нижняя прямая подача

Наши рекомендации