Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ

Исходные данные для оценки критического уровня тяжести последствий, связанных с надежностью функционирования систем ЖАТ включают в себя:

Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru – максимальное значение интенсивности движения поездов на участке в течение суток (поездов/час);

Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru – минимальное значение интенсивности движения поездов в течение суток (поездов/час);

Средневзвешенное значение интенсивности использования системы ЖАТ на участке определяют по формуле:

Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru ,

где Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru – коэффициент, характеризующий участие системы ЖАТ в перевозочном процессе ( Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru – для перегона, Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru – для станции);

Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru – весовой коэффициент, учитывающий долю Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru в течение суток (среднее количество часовых интервалов с высоким значением интенсивности движения поездов в течение суток Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru );

Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru – весовой коэффициент, учитывающий долю Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru в течение суток (среднее количество часовых интервалов с низким значением интенсивности движения поездов в течение суток Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru ).

Критический уровень количества задержанных поездов в течение месяца вычисляют по формуле:

Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru .

Если полученный результат превышает 160 поездов, то принимают Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru .

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Поправочные коэффициенты

Таблица Д.1 Коэффициенты для учета вариантности передвижений на перегоне

Количество путей Коэффициент k1 Коэффициент k2
0,96 0,94
0,92 0,84
0,87 0,8
4 и более 0,85 0,79

Таблица Д.2 Коэффициенты для учета вариантности передвижений на станции

Количество стрелок Коэффициент k1 Коэффициент k2
менее 10 0,97 0,93
от 10 до 21 0,93 0,89
от 22 до 29 0,87 0,85
от 20 до 39 0,85 0,82
от 40 до 49 0,83 0,81
50 и более 0,78 0,8

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Интерпретация рисков

Таблица Е.1 Уровни частоты возникновения последствий

Вероятность события Уровни частот Интерпретация вероятности возникновения последствий (средняя частота возникновения последствий)
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Частое 1 раз за 2 месяца
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Вероятное 1 раз за 4 месяца
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Случайное 1 раз за 7 месяцев
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Редкое 1 раз за 1 год
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Крайне редкое 1 раз за 5 лет
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Маловероятное 1 раз за 10 лет

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Оценивание риска

Таблица Ж.1 Оценивание риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ

Наименование показателя Ссылка на формулу или таблицу Значения показателя Результат обработки матриц
Расчетный уровень частоты (вероятность ущерба) Формула 9.6 PАО (Ч, В, С, Р, К, М)
Расчетный уровень последствий возникновения опасных отказов системы ЖАТ (количество погибших и пострадавших Формулы 9.7, 9.8 Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru , Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru (1, 2, 3, 4)
Расчетный уровень последствий возникновения опасных отказов системы ЖАТ (прямой экономический ущерб) Формула 9.9 Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru (1, 2, 3, 4)
Уровень риска согласно матрице №1 Таблица 10.6 Недопустимый Нежелательный Допустимый Не принимаемый в расчет (Ч1, Ч2, Ч3, Ч4, В1, и т.д.)
Уровень риска согласно матрице №2 Таблица 10.7 Недопустимый Нежелательный Допустимый Не принимаемый в расчет (Ч1, Ч2, Ч3, Ч4, В1, и т.д.)
Расчетный уровень риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ Наихудшее из значений в строках 4 и 5



ПРИЛОЖЕНИЕ З

Пример оценки риска, связанного с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ

Таблица З.1 Исходные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем надежности функционировании системы ЖАТ на станции

Обозначение показателя Наименование показателя, единица измерения Значение величины показателя
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Прием поездов в сутки, поезд
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Отправление поездов в сутки, поезд
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Формирование поездов в сутки, вагон
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Расформирование поездов в сутки, вагон
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Время занятия стрелочной горловины приемом поезда, мин
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Время занятия стрелочной горловины отправлением поезда, мин
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Фактическое значение интенсивности отказов системы ЖАТ, 1/ч 0,00231
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Фактическое значение среднего времени до восстановления системы ЖАТ, ч 1,833
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Расчетный период, месяц


Определяем расчетные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ на железнодорожной станции:

Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru ,  
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru ,  
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru ,  
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru ,  
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru ,  
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru .  

Вероятность задержки поезда из-за использования одного из элементов системы ЖАТ другим поездом (замыкания в другом маршруте):

Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru  

Вероятность задержки поезда при отсутствии влияния безотказности функционирования системы ЖАТ на движение поездов:

Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru .  

Вероятность задержки поезда из-за отказа системы ЖАТ:

Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru  

Среднее суммарное время задержки каждого поезда и среднее время задержки каждого поезда при отсутствии влияния отказов системы ЖАТ на движение поездов:

Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru ; Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru ; Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru ;  
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru ; Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru ;  
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru  
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru .  

Среднее время задержки поезда из-за отказов системы ЖАТ за расчетный период:

Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru  

Среднее количество задержек поездов из-за системы ЖАТ:

Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru . Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru  

Аналогично производится оценка прогнозного уровня риска для Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru

Матрицы для оценивания рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ, при Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru и Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru представлены в виде таблицы З.2.

Таблица З.2 Матрица рисков, связанных с уровнем надежности функционирования системы ЖАТ

Уровни частоты (вероятность ущерба) Уровни последствий возникновения отказов системы ЖАТ (среднее время задержки поезда)
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru
незначительный значительный существен-ный критический
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Частое Ч        
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Вероят-ное В   Текущий   Прогнозный
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Случай-ное С        
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Редкое Р        
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Крайне редкое К        
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Мало-вероят-ное М        

Текущий уровень риска по надежности нежелательный (В2), а прогнозный – недопустимый.

Таким образом, без принятия соответствующих мер уровень рисков, связанных с функционированием системы ЖАТ, увеличится.

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Пример оценки риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ

Для оценки риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ на станции, используются данные из приложения З и таблицы И.1.

Таблица И.1 Исходные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ

Обозначение показателя Наименование показателя, единица измерения Значение величины показателя
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Фактическое значение интенсивности опасных отказов системы ЖАТ, 1/ч Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Прямой экономический ущерб от всех нарушений безопасности движения, происшедших по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года, тыс. руб.  
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Количество браков по хозяйству автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года  
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Число погибших людей после крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года  
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Число людей, получивших тяжкие телесные повреждения после крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года  
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Число крушений и аварий по вине хозяйства автоматики и телемеханики на рассматриваемой железной дороге за предыдущие 3 года  

Определим расчетные данные для оценки величины риска, связанного с уровнем безопасности функционирования системы ЖАТ:

Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru ,  
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru ,  
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru ,  
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru .  

Математическое ожидание длительности совпадения активных и опасных состояний системы ЖАТ:

Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru .  

Средняя интенсивность перехода системы ЖАТ в активное опасное состояние:

Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru  

Удельные оценки количества погибших и пострадавших:

Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru  
Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru .  

Удельная оценка прямого экономического ущерба:

Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru  

Представим оценивание риска в виде таблицы И.2.

Таблица И.2 Оценивание риска, связанного с безопасностью функционирования системы ЖАТ

Наименование показателя Ссылка на формулу или таблицу Значения показателя Результат обработки матриц
Расчетный уровень частоты (вероятность ущерба) Формула 9.10 Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru М
Расчетный уровень последствий возникновения опасных отказов системы ЖАТ (количество погибших и пострадавших Формулы 9.11, 9.12 Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru
Расчетный уровень последствий возникновения опасных отказов системы ЖАТ (прямой экономический ущерб) Формула 9.13 Оценка критического уровня тяжести последствий, связанных с уровнем надежности функционирования систем ЖАТ - student2.ru
Уровень риска согласно матрице №1 Таблица 10.6 Не принимаемый в расчет М2
Уровень риска согласно матрице №2 Таблица 10.7 Не принимаемый в расчет М2
Расчетный уровень риска, связанного с безотказностью функционирования системы ЖАТ Не принимаемый в расчет

Изменения от (15.04.2016)

1. В таблице 7.1 дополнительно введено количество подходов на станции.

2. В формулу 7.5 введен коэффициент k4.

3. В формуле 8.2 скорректирован показатель квадратного корня с 3 на 6.

Изменения от (27.04.2016)

1. Формула 8.2 скорректирована. Теперь показатель степени определяется как доля среднего времени задержки поездов из-за отказа по отношению к суммарному среднему времени задержки поездов по всем хозяйствам (В, Ш, П, Т, Э).

2. Внесены правки в окончание примера на стр.48-49.

Наши рекомендации