Процедуры панчакармы для конкретных дош

Ваманкарма Зона капха-доши

Насьякарма

Виричанкарма Зона питта-доши

Рактамокшана

Бастикарма Зона вата-доши

(Анувасан и нируха)

Для удаления избытка капхи, а также капха-ассоциированной амы из организма, в панчакарме используются две основные процедуры. Насья — введение в носовые ходы специальных лекарственных препаратов — это устраняет застой токсинов в носовых пазухах. Вамана (терапевтическая рвота) устраняет застой токсинов в желудке. Панчакарма, как правило, рекомендует выполнять эти процедуры рано утром, когда избыток капхи наиболее доступен для отделения.

Во время периода активности питты, с десяти часов утра и до полудня, усиливаются процессы трансформации и всасывания. В это время особенно ярко проявляются функциональные нарушения питты. Второй такой период начинается за два часа до полуночи и продолжается в течение четырех часов. Именно в это время, когда питта наиболее легко перемещается от внутренних органов к пустотам кишечника, легче всего удалить питта-ассоциированную аму из тонкого кишечника. Панчакарма достигает этой цели с помощью виречаны (терапия слабительным).

Вовторой половине дня, с трех часов и до заката, в организме активизируется вата; он становится подвижнее. Второй период подвижности наступает в предрассветные часы, когда природа начинает просыпаться под действием вайю бхуты. Для успокоения гиперактивной ваты и вата-ассоциированных токсинов панчакарма использует басти (лечебная клизма). Наибольшая польза от этой процедуры достигается, если ее выполнять ближе к вечеру.

Функциональная активность ваты распространяет свое влияние на все доши, так как вата — главный движитель организма. Яла не содержит внутреннего импульса к движению, и река течет только с помощью вайю. То же справедливо в отношении агни. Именно вайю заставляет пламя вспыхивать и танцевать. Поскольку вата-доша инициирует и толкает все процессы в организме, согласно аюрведе — это «главный игрок», а значит, нормализация ваты — наша главная цель.

Теперь, получив представление о панчакарме, мы можем более подробно обратиться к ее практической стороне. В следующей главе мы рассмотрим первую из ее трех стадий — подготовительные процедуры пурвакармы.

Глава 9. Пурвакарма — подготовка к панчакарме

Пять процедур панчакармы предназначены для удаления амы из дхату и восстановления их здоровья. Но этой цели можно достигнуть только тогда, когда организм готов отпустить токсины, лежащие глубоко внутри его структур. Без надлежащей подготовки панчакарма может избавить нас лишь от той амы, которая находится в желудочно-кишечном тракте, и почти не затронет аму в дхатах.

Вновь вспомним мужчину, у которого были нарывы. Касторовое масло удаляло из его организма питта-ассоциированную аму, накопившуюся в желудочно-кишечном тракте. Всю аму оно удалить не могло вследствие ее тяжелой и липкой природы, которая надежно фиксирует аму в глубоких структурах. По сути, это была шамана — успокоительная терапия, не способная целиком устранить проблему. По-настоящему этому мужчине помогла шодхана — панчакарма, с помощью которой организм очистился от амы, прилипшей к внутренним органам. К тому же панчакарма восстановила равновесие дош в его организме, нормализовала пищеварение и, тем самым, ликвидировала возможность будущих заболеваний, связанных с дисфункцией питты.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПАНЧАКАРМЫ

Набор процедур, предназначенный для подготовки дхату к освобождению от амы, называется пурвакарма — «преддействие». Она помогает «раскачать» и «отлепить» аму, а также переместить ее из глубоких структур в желудочно-кишечный тракт, который затем освобождается от амы во время основных процедур панчакармы. Наиболее важные процедуры пурвакармы — снехана и сведана. Кроме того, пурвакарма использует еще несколько вспомогательных методов, основанных на деятельности конкретных дош.

Для успеха панчакармы очень важно, чтобы снехана и сведана были выполнены правильно. Снехана и сведана — это, соответственно, промасливание и согревание. Без надлежащего промасливания и согревания тела глубокая чистка организма невозможна.

Снехана (промасливание)

Во время снеханы тело умащивается маслами из лекарственных трав. Промасливание бывает двух типов — внешнее и внутреннее. Бахья снехана — внешнее промасливание — состоит в энергичном втирании лекарственных масел в кожу. Авьянтар снехана состоит в приеме лекарственных масел внутрь.

Для снеханы используют четыре вида масел: растительные масла — тайла, очищенное сливочное масло — ги, животные жиры — васа, а также жир из костного мозга — маджа. Комбинация масел подбирается в соответствии с нуждами пациента.

Для наружного применения обычно используют кунжутное масло. Оно сочетает в себе сладкий, горький и вяжущий вкусы, оказывает согревающее действие, легко проникает в кожу и хорошо питает ее. Кунжутное масло успокаивает и смягчает эффекты избыточной ваты, не возбуждая капху, способствуя стабильности и силе. Другие растительные масла, используемые в снехане, готовят с настоями трав, в которых нуждается конкретный пациент.

Ги с горькими травами называется тикта грита и является основной субстанцией, используемой для внутреннего промасливания. Ги получают путем перетапливания сливочного масла, и удаления других компонентов молока, белка и воды из масла. Для получения тикта гриты готовое ги проваривают с большим количеством нужных трав. Само по себе ги является ценным питательным и лекарственным продуктом. По своему воздействию на тело оно сильно отличается от обычного (неперетопленного) сливочного масла. В частности, ги не склонно повышать уровень холестерина. При внутреннем употреблении в должном количестве ги увеличивает силу ятхар агни, при этом снижая жар и воспаление, сопровождающие избыток питты. Ги устраняет избыточную кислотность как в пищеварительном тракте, так и в тканях Оно успокаивает вату, смягчает и смазывает суставы и ткани.

Удивительная проникающая способность и делает его исключительно подходящим веществом для внутреннего промасливания. Оно заполняет все пространство, обволакивает все поверхности и поэтому легко впитывается тканями В сочетании с другими лекарственными компонентами ги не утрачивает своих свойств — в частности, оно продолжает усиливать пищеварительный огонь и способствует всем видам секреции.

Для внутреннего промасливания в снехане также используются животный жир — васа и жир костного мозга — маджа, однако эти масла — тяжелые и усваиваются с трудом. У пациента с ослабленным пищеварительным огнем они могут привести к избытку капхи и накоплению амы Поэтому эти субстанции используются только при отдельных заболеваниях — лейкемии, некоторых типах опухолей и дегенеративных заболеваний (например, при миопатии). Для всех веществ, используемых при проведении снеханы, характерны текучесть и маслянистость Они способны проникать в любые ткани тела и облегчать выделения. Каждое качество лекарственных масел вызывает определенный эффект. В комбинации же эти качества нацелены на исполнение пяти следующих задач

— побудить дхату освободиться от накопленных токсинов;

— увеличить выделения, посредством которых доши переносят аму и малы в желудочно-кишечный тракт для удаления;

— смазывать дхату и защищать их от повреждения при отделении амы;

— успокаивать и питать вату (благодаря маслянистым свойствам);

— обеспечить проходимость шрот

Многократный контакт масла со слизистыми оболочками способствует выделениям. Если поместить одну или две капли ги на язык, то уже через несколько секунд появятся водянистые выделения, слюна. Снехана стимулирует внутриорганную секрецию, которая разжижает отложенную аму Масло растворяет «клей», который связывает аму. В результате этого ама открепляется от дхату, оживляется метаболизм и открываются шроты. Облегчается удаление мал. Этому способствуют также секреты дхату, которые связывают малы друг с другом для наилучшей транспортабельности.

Промасливание предотвращает физиологическое изнашивание и ущемление подвижных частей организма.

Масло смазывает и защищает ткани от свободной амы в процессе ее выведения.

Теплые масла с травами проявляют качества (тяжесть, плавность, маслянистость), противоположные качествам ваты (легкость, подвижность, сухость). Таким образом, снехана помогает восстановить нормальную деятельность ваты, которая необходима для изгнания амы. Вата — начало любого движения. Возбужденная вата выводит другие доши из равновесия, поэтому, если успокоить вату, это поможет устранить любые дисбалансы питты и капхи. Промасливание снижает сухость и холод, выводящие из равновесия вату. Оно успокаивает, питает, смазывает и защищает ткани. Наконец, масло прочищает шроты, закупоренные амой. Закупорка шрот препятствует свободному движению ваты, отчего вата возбуждается.

Необходимо, чтобы внутреннее и внешнее промасливание достигло всех семи дхату. Ги с травами поступает в дхату в направлении от желудочно-кишечного тракта к коже, масла из лекарственных трав, которые наносят на кожу, поступают в дхату в обратном направлении. После впитывания, важно, чтобы ги и масла стали отходить обратно вместе с отделяемой амой. Этой цели служат травы, добавляемые в масло при снехане: травы не только усиливают открепляющее действие масла в отношении отходов, но также побуждают дхату изгонять масло обратно.

Это достигается использованием в основном горьких трав, которые способствуют отторжению — естественной реакции организма на горькие вещества. Если в рот попадает в избытке горечь или жгучий перец, мы стремимся тотчас выплюнуть их, таким же образом реагирует и организм. В масляных составах используются 53 вида растений. Наиболее частыми компонентами смесей являются гудучи (Tinospora Cordifolia), кутки (Pircorizza Curroa), харитаки (Terminalia Kebula), читрак (Lumbago Zeilanica), лакричник (солодка) и имбирь. Травы подбираются в соответствии с конституцией пациента и силой его пищеварения, а также типом амы, которая является мишенью терапии. Травы, используемые для приготовления ги (внутреннего приема), предотвращают отложение холестерина.

Масляный массаж и прием внутрь травяного ги являются основными приемами пурвакармы при промасливании. Однако, кроме того, существует несколько разновидностей снеханы, обладающие специфическим действием, среди которых прием масла с пищей, помещение его в уши и нос, нанесение на лоб и другие изолированные участки тела, введение в виде клизм. Значение этих процедур мы обсудим далее походу повествования.

Наши рекомендации