Развитие медицинского бизнеса

143-2017

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим занятиям

по дисциплине «Бизнес-планирование в здравоохранении»

для студентов направления 12.03.04

«Биотехнические системы и технологии»,

профиля «Менеджмент и управление качеством в здравоохранении»

очной формы обучения

развитие медицинского бизнеса - student2.ru

Воронеж 2017

Составитель канд. техн. наук, доц. О.И. Муратова

УДК 681.3 (07)

ББК 32.97 я7

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Бизнес-планирование в здравоохранении» для студентов направления 12.03.04 «Биотехнические системы и технологии», профиля «Менеджмент и управление качеством в здравоохранении» очной формы обучения / ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет»; сост. О.И. Муратова. Воронеж, 2017. 30 с.

Методические указания содержат краткие теоретические сведения, темы докладов в соответствии с вариантами заданий и контрольные вопросы для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине «Бизнес-планирование в здравоохранении», посвященных обсуждению основных разделов курса.

Предназначены для подготовки к практическим занятиям по дисциплине «Бизнес-планирование в здравоохранении».

Табл. 21. Библиогр.: 12 назв.

Рецензент д-р техн. наук, проф. Е.Н. Коровин

Ответственный за выпуск зав. кафедрой д-р техн. наук, проф. О.В. Родионов

Печатается по решению

учебно-методического совета ВГТУ

© ФГБОУ ВО «Воронежский государственный

технический университет», 2017

ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Знания, приобретенные студентами в ходе изучения дисциплины «Бизнес-планирование в здравоохранении», закладывают основу профессиональной деятельности специалистов направления «Биотехнические системы и технологии» профиля «Менеджмент и управление качеством в здравоохранении».

Целью проведения практических занятийявляется изучение и закрепление теоретических основ, методологии и технологии бизнес-планирования предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения.

Задачи проведения практических занятий:

- овладение терминологией в области бизнес-планирования, закрепление, расширение, углубление и систематизация теоретических знаний, полученных при изучении выбранных тем;

- ознакомление с социально-экономическими предпосылками для развития медицинского бизнеса в современных условиях и организационно-правовыми формами его осуществления;

- изучение видов и особенностей медицинского бизнеса: лечебного, диагностического, санаторно-курортного, фармакологического, аптечного бизнеса, страховой медицины, медицинского туризма и других видов предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения;

- изучение целей и задач составления бизнес-плана, его структуры и содержания в соответствии с разными методиками и стандартами, этапов и порядка разработки бизнес-плана;

- получение навыков разработки отдельных разделов бизнес-планов предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения;

- самостоятельное воспроизведение и преобразование усвоенной в теории информации, а также развитие умения аргументировать и доказывать рассматриваемые положения;

- осознание роли и места бизнес-планирования в теории и практике управления в современной системе здравоохранения.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Практические занятия проводятся в форме проблемно-ориентированной дискуссии, обсуждения темы, «круглого стола», деловой игры, семинара с элементами взаимо- и самообучения под контролем преподавателя. Каждый из студентов готовит небольшое выступление на заданную тему, другие дополняют, высказывают свою точку зрения на эту проблему, задают вопросы.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Подготовительные задания для выполнения практических занятий включают:

ü проработку материала лекций и усвоение теории учебной дисциплины по подготавливаемой теме занятий;

ü работу с учебниками, учебными пособиями и другими информационными ресурсами, в том числе источниками из Internet;

ü конспектирование и реферирование учебной и научной литературы, подготовку и оформление текста доклада.

4. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Для обеспечения выполнения подготовительных заданий и практических занятий применяются следующие ресурсы:

1. Методические указания, конспекты лекций и учебные пособия по данной дисциплине, а также по смежным дисциплинам.

2. Internet-ресурсы, позволяющие значительно расширить информационное пространство учебных материалов.

3. Материалы практического здравоохранения, позволяющие обеспечить связь теоретических основ с практикой, вызвать профессиональную заинтересованность в освоении изучаемого материала.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Таблица 5.1

№ п/п Тема практического занятия Содержание обсуждаемой темы
Развитие медицинского бизнеса Предпринимательская деятельность в сфере здравоохранения. Предпринимательский образ мышления. Виды и особенности медицинского бизнеса: лечебный, диагностический, санаторно-курортный, фармакологический, аптечный бизнес, страховая медицина, медицинский туризм и другие виды предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения.
Цели и функции бизнес-планирования предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения   Предпринимательский замысел. Организация бизнес-планирования. Понятие, цель, задачи и функции бизнес-плана. Сравнение бизнес-плана с другими плановыми документами
Структура и содержание бизнес-плана в соответствии с разными методиками   Структура и содержание бизнес-плана. Обзор методик составления бизнес-планов.
Этапы и порядок разработки бизнес-плана Разработчики бизнес-плана. Этапы разработки бизнес-плана. Этапы и особенности реализации бизнес-плана

Продолжение табл. 5.1

Титульный лист, оглавление, меморандум конфиденциальности, резюме бизнес-плана. История бизнеса организации (описание отрасли). Обобщенная структура и содержание бизнес-плана. Содержание резюме и аннотации бизнес-плана. Особенности медицинского бизнеса. Характеристика отрасли здравоохранения.
Характеристика объекта бизнеса организации (виды услуг/товаров). анализ бизнес-среды организации (рынки сбыта товаров/услуг. Конкуренция на рынках сбыта) Исследование и анализ рынка медицинских услуг. Оценка емкости рынка медицинских услуг. Анализ конъюнктуры рынка медицинских услуг. Конкуренция на рынке медицинских организаций
План маркетинга. Производственный план. Характеристика аналитической, производственной, сбытовой, контрольной функций маркетинга. Ценообразование на медицинские услуги. Методы стимулирования продаж. Реклама, связи с общественностью. Бюджет маркетинга. Особенности технологического процесса изготовления медико-технической продукции или оказания медицинских услуг.
Организационный план Организационная структура. Персонал медицинской организации. Кадровая политика и план социального развития. Правовое обеспечение деятельности фирмы.

Окончание табл. 5.1

Финансовый план. Оценка и страхование риска. Финансовое обеспечение деятельности фирмы и наиболее эффективное использование денежных средств (собственных и привлекаемых). Расчет основных финансовых показателей. Оценка риска.
Общие рекомендации по составлению бизнес-планов в сфере здравоохранения Примеры бизнес-планов: лечебный, диагностический, санаторно-курортный, стоматологический бизнес
Частные рекомендации по составлению бизнес-планов в сфере здравоохранения Примеры бизнес-планов: фармакологический, аптечный бизнес, продажа медицинских изделий
Частные рекомендации по составлению бизнес-планов в сфере здравоохранения   Примеры бизнес-планов: страховая медицина, медицинский туризм и другие виды предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Варианты заданий и темы докладов

Темы докладов в соответствии с вариантами заданий приведены в табл. 6.1.

Для самопроверки используйте контрольные вопросы.

Таблица 6.1

Тема доклада
1. Понятие о бизнесе. Медицинский бизнес.
2. Субъекты медицинского бизнеса.
3. Признаки и свойства бизнеса как деятельности.
4. Факторы, способствующие созданию благоприятного предпринимательского климата.
5. Факторы, оказывающие отрицательное воздействие на бизнес.
6. Предпринимательская деятельность в сфере здравоохранения.
7. Предпринимательский образ мышления.
8. Предпосылки развития медицинского бизнеса в РФ
9. Коммерческая и некоммерческая медицина
10. Формы медицинского бизнеса
11. Виды и особенности медицинского бизнеса: лечебный, диагностический
12. Виды и особенности медицинского бизнеса: санаторно-курортный, реабилитационный, медицинский туризм
13. Виды и особенности медицинского бизнеса: фармакологический и фармацевтический, аптечный
14. Виды и особенности медицинского бизнеса: страховая медицина
15. Виды и особенности медицинского бизнеса: разработка и производство изделий медицинского назначения

2. Контрольные вопросы

1. Что такое бизнес?

2. В чем особенность медицинского бизнеса?

3. Какие потребности призван удовлетворить медицинский бизнес?

4. Почему наблюдается расширение сфер медицинского бизнеса в последние годы?

5. Назовите субъектов медицинского бизнеса.

6. Перечислите признаки и свойства бизнеса как деятельности.

7. Какие факторы способствуют созданию благоприятных условий для бизнеса?

8. Какие факторы оказывают негативное влияние на бизнес?

9. В чем суть предпринимательского образа мышления?

10. В чем суть предпринимательства в здравоохранении?

11. Перечислите предпосылки развития медицинского бизнеса.

12. Как развивались коммерческая и некоммерческая медицина в историческом аспекте?

13. В каких формах существует медицинский бизнес?

14. Перечислите виды и особенности медицинского бизнеса.

15. В чем особенность лечебного медицинского бизнеса?

16. В чем особенность диагностического медицинского бизнеса?

17. В чем особенность санаторно-курортного и реабилитационного бизнеса?

18. В чем особенности медицинского туризма?

19. В чем особенность фармакологического бизнеса?

20. В чем особенность фармацевтического бизнеса?

21. В чем особенность аптечного бизнеса?

22. В чем особенность бизнеса медицинского страхования?

23. В чем особенность бизнеса разработки медицинской техники и изделий медицинского назначения?

24. В чем особенность бизнеса по предоставлению информационных и посреднических услуг в сфере здравоохранения?

25. Какие еще виды медицинского бизнеса вам известны?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Варианты заданий и темы докладов

Темы докладов в соответствии с вариантами заданий приведены в табл. 6.2.

Для самопроверки используйте контрольные вопросы.

Таблица 6.2

Тема доклада
2
1. Бизнес-планирование как плановая деятельность.
2. Предпринимательский замысел.
3. Источники бизнес-идей.
4. Информационная основа процесса бизнес-планирования
5. Предпринимательский проект.
6. Понятие бизнес-плана.
7. Цели бизнес-плана.
8. Задачи бизнес-плана.
9. Функции бизнес-плана.
10. Бизнес-план для производственных организаций
11. Бизнес-план для непроизводственных организаций
12. Сравнение бизнес-плана с планом экономического и социального развития.
13. Сравнение бизнес-плана с технико-экономическим обоснованием.
14. Сравнение бизнес-плана со стратегическим планом развития организации.
15. Сравнение бизнес-плана с инвестиционным проектом.

2. Контрольные вопросы

1. В чем суть деятельности по бизнес-планированию?

2. В чем заключается предпринимательский замысел?

3. Каким образом предпринимательский замысел превращается в бизнес-идею?

4. В чем особенность бизнес-идей в здравоохранении?

5. Как рождаются бизнес-идеи?

6. Какие источники бизнес-идей Вы можете назвать?

7. Кто может сформулировать бизнес-идею?

8. Что служит информационной основой процесса бизнес-планирования?

9. В чем суть предпринимательского проекта?

10. Что такое бизнес-план?

11. Перечислите цели бизнес-плана?

12. Для решения каких задач разрабатывают бизнес-план?

13. Какие функции выполняет бизнес-план?

14. Кому полезна информация, содержащаяся в бизнес-плане?

15. В чем особенность бизнес-плана как планового документа?

16. Чем отличается бизнес-план для производственных и непроизводственных организаций?

17. Имеют ли бизнес-планы особенности в здравоохранении?

18. Сравните бизнес план с планом экономического и социального развития организации.

19. Сравните бизнес-план с технико-экономическим обоснованием.

20. Сравните бизнес-план со стратегическим планом развития организации.

21. Сравните бизнес-план с инвестиционным проектом.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

Варианты заданий и темы докладов

Темы докладов в соответствии с вариантами заданий приведены в табл. 6.3.

Для самопроверки используйте контрольные вопросы.

Таблица 6.3

Тема доклада
1. Структура бизнес-плана.
2. Содержание бизнес-плана.
3. Основные разделы бизнес-плана.
4. Информация для составления бизнес-плана.
5. Консультанты и дополнительные источники информации для составления бизнес-плана.
6. Обзор методик составления бизнес-планов.
7. Организации, занимающиеся составлением бизнес-планов.
8. Степень детализации разделов бизнес-плана в зависимости от целей использования.
9. Методика UNIDO (United Nations Industrial Development Organization).
10. Методика ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития).
11. Методика BFM Group (Bureau of Financial Modeling).
12. Методика KPMG.
13. Макет бизнес-плана, разработанный в рамках проекта ТАСИС (TACIS) Европейского Союза для Новых Независимых Государств.
14. Сравнение методик составления бизнес-планов.
15. Особенности использования бизнес-планов.

2. Контрольные вопросы

1. Какова структура бизнес-плана?

2. Перечислите содержание бизнес-плана.

3. Какие основные разделы должен содержать бизнес-план?

4. Какую информацию используют для составления бизнес-плана?

5. Консультантов какого профиля привлекают при составлении бизнес-плана?

6. Какие дополнительные источники информации используют при составлении бизнес-плана?

7. Перечислите методики составления бизнес-планов?

8. Почему много методик составления бизнес-планов?

9. Кто разрабатывает бизнес-планы?

10. Какие организации занимаются разработкой бизнес-планов?

11. Для каких целей разрабатывают бизнес-планы?

12. Как влияет цель разработки бизнес-плана на степень детализации его разделов?

13. Дайте характеристику методики UNIDO (United Nations Industrial Development Organization).

14. Дайте характеристику методики ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития.

15. Дайте характеристику методики BFM Group (Bureau of Financial Modeling).

16. Дайте характеристику методики KPMG.

17. Дайте характеристику макета бизнес-плана, разработанного в рамках проекта ТАСИС (TACIS) Европейского Союза для Новых Независимых Государств.

18. Сравните методики составления бизнес-планов.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

ЭТАПЫ И ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

Варианты заданий и темы докладов

Темы докладов в соответствии с вариантами заданий приведены в табл. 6.4.

Для самопроверки используйте контрольные вопросы.

Таблица 6.4

Тема доклада
1. Разработчики бизнес-плана.
2. Варианты разработки бизнес-планов.
3. Этапы разработки бизнес-плана.
4. Сроки разработки и реализации бизнес-плана.
5. Подготовительный этап разработки бизнес-плана.
6. Этап разработки бизнес-плана.
7. Этап продвижения бизнес-плана.
8. Этап реализации бизнес-плана.
9. Презентация бизнес-плана.
10. Команда по реализации бизнес-проекта.
11. Аудит бизнес-плана.
12. Ресурсы для реализации бизнес-плана.
13. Исследование достаточности капитала и возможных источников финансирования
14. Привлечение инвесторов для реализации бизнес-проектов
15. Заинтересованные стороны при разработке бизнес-плана.

2. Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику этапов разработки бизнес-плана.

2. Кто входит в команду разработчиков бизнес-плана?

3. Чем важна презентация бизнес-плана?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ, РЕЗЮМЕ БИЗНЕС-ПЛАНА.

ИСТОРИЯ БИЗНЕСА ОРГАНИЗАЦИИ

(ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ)

В соответствии с объектом исследования, заданным в курсовом проектировании, подготовить доклад по теме практического занятия.

Информацию представить в следующей последовательности:

1. Титульный лист.

2. Меморандум о конфиденциальности.

3. Оглавление.

4. Аннотация.

5. Резюме.

6. История бизнеса организации (описание отрасли): особенности медицинского бизнеса, характеристика отрасли здравоохранения.

6.1. Основные направления деятельности лечебно-профилактического учреждения.

6.2. История ЛПУ (дата образования и местонахождение, учредители и форма собственности, наличие лицензии).

6.3. Описание предоставляемых стационарных и амбулаторных медицинских услуг.

6.4. Обзор системы управления лечебно-профилактическим учреждением и кадров (численность медицинского персонала, его квалификация).

6.5. Обзор врачебного персонала (укомплектованность, совместительство, текучесть кадров, квалификация, наличие сертификата).

6.6. Обзор материально-технической базы (наличие современного лечебно-диагностического оборудования, фактически работающего оборудования и степень его использования, а также времени его работы ).

6.7. Финансовое положение ЛПУ в настоящее время (объем финансирования по госбюджету, ОМС и других источников, наличие задолженности по финансированию ЛПУ).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА БИЗНЕСА ОРГАНИЗАЦИИ (ВИДЫ УСЛУГ/ТОВАРОВ). АНАЛИЗ БИЗНЕС-СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ (РЫНКИ СБЫТА, КОНКУРЕНЦИЯ)

1. Характеристика объекта бизнеса организации (виды услуг/товаров)

В соответствии с объектом исследования, заданным в курсовом проектировании, подготовить доклад по теме практического занятия.

Информацию представить в следующей последовательности:

1. Характеристика объекта бизнеса организации.

В разделе необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых организацией, ответив на следующие вопросы:

1. Какие услуги/товары предлагаются фирмой? Опишите их.

2. Наглядное изображение условий предоставления услуг, товара (фотография или рисунок).

3. Название услуги/товара.

4. Какие потребности (настоящие и потенциальные) призваны удовлетворять предлагаемые услуги/товары?

5. Насколько изменчив спрос на данные услуги/товары?

7. Насколько данные услуги/товары отвечают требованиям законодательства?

8. На каких рынках и каким образом они продаются?

9. Почему потребители отдают предпочтение данным услугам/товарам? Их преимущество и недостатки.

При ответе на данный вопрос целесообразно составить следующую таблицу на каждый товар и услугу.

Таблица 6.5

Преимущества по сравнению с аналогичными услугами /товарами конкурентов Недостатки Меры по преодолению недостатков
     

10. Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности предлагаемых услуг/товаров или технологии их производства и представления?

11. Каковы цены, по которым предоставляются услуги/товары? Каковы затраты на их производство? Какую прибыль принесет продажа единицы каждого услуги/товары?

12. Каковы основные технико-экономические показатели услуг/товаров?

13. Имеет ли данная услуга/ товар фирменную марку?

14. Как организовано послепродажное обслуживание, если это технические изделия?

15. На какой стадии жизненного цикла находится каждая услуга/товар в настоящий момент?

2. Анализ бизнес-среды организации (рынки сбыта товаров/услуг. Конкуренция на рынках сбыта)

Для медицинских организаций раздел должен включать четкое описание сегментов, где функционирует или собирается функционировать лечебно-профилактическое учреждение:

1. Данные о пациентах (возрастно-половой состав, уровень заболеваемости, факторы риска);

2. Сведения о других медицинских учреждениях, функционирующих поблизости, оказывающих аналогичные услуги.

3. Данные важны для распознавания сильных и слабых сторон деятельности ЛПУ, выявления его возможностей.

В разделе необходимо показать сильные и слабые стороны конкурентов, особенно если у пациентов есть возможность выбора ЛПУ.

Таблица 6.6

Анализ конкурентов на рынке медицинских услуг

Характеристика услуг ЛПУ 1 ЛПУ 2 ЛПУ 3
Качество услуг Среднее Высокое Среднее
Стоимость предлагаемой услуги Высокая Средняя Низкая
Затраты на рекламу Средние Низкие Средние
Качество обслуживания Среднее Высокое Среднее

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ПЛАН МАРКЕТИНГА. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

План маркетинга

В соответствии с объектом исследования, заданным в курсовом проектировании, подготовить доклад по теме практического занятия.

Информацию представить в следующей последовательности:

1. План маркетинга.

1) цели и стратегии маркетинга;

2) ценообразование;

3) схема распространения товаров;

4) методы стимулирования продаж;

5) организация послепродажного обслуживания клиентов;

6) реклама;

7) формирование общественного мнения о фирме и товарах;

8) бюджет маркетинга;

9) контроллинг маркетинга.

Для медицинских учреждений данный раздел охватывает услуги, цены на них, рекламу и район распространения.

1) Предлагаемые услуги и программы:

При выборе ассортимента услуг необходимо учитывать специфику ЛПУ. Например, государственные ЛПУ должны включать услуги, предусмотренные программой государственных гарантий; учреждения, работающие по ОМС – услуги в соответствии с территориальной программой ОМС. При этом необходимо ориентироваться на уровень доходов потребителей, их возрастной и половой состав, объемы услуг для каждого сегмента рынка, выбор приоритетов предоставления услуг, возможные сезонные колебания предлагаемых услуг и т.п.;

2) Цены:

Необходимо тщательно продумать цены и форму оплаты предлагаемых медицинских услуг, так как именно этими факторами определяется выбор медицинского учреждения потенциальным пациентом. Можно установить цены, выплачиваемые за курс лечения, за прием, за день пребывания в стационаре или применить метод оплаты на основе фактических затрат.

Таблица 6.7

Ассортимент предлагаемых услуг и их стоимость

Услуга Примечание Стоимость, руб.
     

3) Реклама и PR:

Многие услуги, оказываемые мед. учреждением, не нуждаются в рекламе. Но бывают случаи, когда она необходима, например, ЛПУ не полностью загружено госзаказом, процедуры и услуги не входят в программу госгарантий и другие платные услуги. Полезно составить график рекламной кампании продвижения основных видов услуг на рынок. Данные внести в таблицу.

Таблица 6.8

Рекламное мероприятие Периодичность реализации Стоимость
Разработка фирменного логотипа Перед открытием  
Обновление информации на интернет-сайте Ежемесячно  
Изготовление вывески Перед открытием  
Размещение рекламы в журнале 2 раза в год  
Изготовление рекламного баннера Перед открытием  
Изготовление и распространение листовок Ежемесячно  
Реклама в социальных сетях Ежемесячно  

План производства.

Этот раздел бизнес-плана готовится только той фирмой, которая занимается или будет заниматься производством. Для непроизводственных фирм потребность в долгосрочных активах, оборотных средствах и прогноз затрат определяются в разделе «Финансовый план».

В зависимости от вида бизнеса в плане производства дается краткое описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей предприятия.

Разработчики бизнес-плана в этом разделе должны показать, что предприятие реально может производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством.

Структура данного раздела может иметь следующий вид:

1) технология производства;

2) производственное кооперирование;

3) контроль производственного процесса;

4) система охраны окружающей среды;

5) производственная программа;

6) производственные мощности и их развитие;

7) потребность в долгосрочных активах;

8) потребность в оборотных средствах;

9) прогноз затрат.

В данном разделе отражается потребность для производства медицинских услуг:

- в площадях и помещениях за счет различных источников: имеющихся собственных или арендуемых на определенный срок, реконструкции имеющихся площадей, строительства новых, приобретения готовых и т.д.

- необходимом оборудовании (имеющемся, арендуемом, приобретенном в лизинг);

- комплектующих и материалах с указанием примерной их стоимости;

- квалифицированном кадровом обеспечении (подготовка и повышение квалификации);

- транспорте (грузовые, легковые автомобили), связи (телефон, факс, пейджер, компьютер), энергетическом и инженерном обеспечении (электроэнергия, горячее и холодное водоснабжение, отопление, канализация, ремонт и обслуживание оборудования и т.п.)

Таблица 6.9

развитие медицинского бизнеса - student2.ru

Таблица 6.10

Площадь помещений согласно установленным требованиям

Наименование помещения Размер помещения, кв.м.
Холл и зона ожидания 12
Кабинет врача- педиатра 18
Кабинет врача- офтальмолога 18
Кабинет врача-невролога 16
Кабинет УЗ диагностики 20
Кабинет менеджера 10
Санузел 7
Комната для хранения уборочного инвентаря 3

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

В соответствии с объектом исследования, заданным в курсовом проектировании, подготовить доклад по теме практического занятия.

Данный раздел бизнес-плана посвящается системе управления фирмой и ее кадровой политике. Структура раздела может иметь следующий вид:

1) организационная структура;

2) ключевой управленческий персонал;

3) профессиональные советники и услуги;

4) персонал;

5) кадровая политика фирмы;

6) календарный план;

7) план социального развития;

8) правовое обеспечение деятельности фирмы.

В данном разделе обязательно отражается:

- организационно-правовая форма управления (учреждение, ООО, ОАО и т.п.);

- организационная структура управления;

- распределение управленческих функций (полномочий и ответственности между отдельными звеньями процесса управления);

- потребность в кадрах по специальностям (с указанием стажа работы, квалификационной категории, месячного оклада), представленная в виде таблицы;

- режим работы организации и сотрудников.

Таблица 6.11

Должность Количество, чел. Требования Уровень квалификации Средняя заработная плата
         
         
         

Таблица 6.12

Дни недели Время работы
Понедельник-пятница
Суббота
Воскресенье

Таблица 6.13

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
Главный врач
Менеджер
Врач

Деятельность ЛПУ подвержена обязательному лицензированию, поэтому необходимо получить лицензию на каждый вид услуги согласно перечню услуг, составляющих медицинскую деятельность.

Таблица 6.14

Стоимость оформления лицензии на оказываемые виды услуг

Название лицензии Стоимость, руб.
Лицензия на деятельность по ….  
 

Таблица 6.15

Затраты на регистрацию ООО

Наименование затрат Затраты, руб.
Регистрация ООО и госпошлина
Заверение подписи у нотариуса
Нотариальная доверенность на подачу документов в МИФНС

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН. ОЦЕНКА И СТРАХОВАНИЕ РИСКА

1. Финансовый план

В соответствии с объектом исследования, заданным в курсовом проектировании, подготовить доклад по теме практического занятия.

Данный раздел бизнес-плана рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования денежных средств (собственных и привлекаемых) на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров на рынках в последующие периоды, т. е. здесь представляется достоверная система данных, отражающих ожидаемые результаты финансовой деятельности фирмы.

В данном разделе представляются:

1) отчет о прибылях и убытках;

2) баланс денежных расходов и поступлений;

3) прогнозный баланс активов и пассивов (для предприятия);

4) анализ безубыточности;

5) стратегия финансирования.

В этом разделе необходимо разработать совокупность следующих планово-отчетных документов:

- Оперативный план (отчет).

- План (отчет) доходов и расходов.

- План (отчет) движения денежных средств.

- Балансовый отчет (план).

Оперативный план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку. Этот документ должен разрабатываться службой маркетинга.

План (отчет) о доходах и расходах по производству товаров показывает, получит ли фирма прибыль от продажи каждого из товаров. Этот документ разрабатывается экономической службой фирмы по каждому из товаров.

План (отчет) о движении денежных средств показывает процесс поступлений и расходования денег в процессе деятельности фирмы. Он разрабатывается финансовой службой фирмы.

Балансовый отчет подводит итоги экономической и финансовой деятельности фирмы за отчетный период. Он обычно разрабатывается бухгалтерией.

В указанных планово-отчетных документах отражаются планируемые и фактические величины показателей за отчетный период. Продолжительность планово-отчетных периодов в зависимости от конкретных условий может изменяться в пределах: месяц, квартал, полгода, год.

Для ЛПУ в данном разделе должен быть представлен:

- возможный объем реализации услуг (в натуральном выражении) на 5 лет;

- расчет точки безубыточности (т.е. объема реализации медицинских услуг, при котором учреждение будет работать без убытков, но и без прибыли);

- доход от продажи медицинских услуг;

- общие производственные издержки (затраты на материалы и оборудование, заработную плату персонала, накладные расходы, ремонт оборудования, повышение квалификации медперсонала, издержки на рекламу, коммунальные услуги и т.д.);

- чистая прибыль от продажи медицинских услуг;

- срок окупаемости (в месяцах).

Таблица 6.16

Прогноз выручки от услуг ЛПУ

Наши рекомендации

Наименование услуги Примечание Количество пациентов за месяц, чел. Прибыль в месяц, руб. Прибыль в год, руб.
Услуга 1 Первичный прием      
Повторный прием