История сельского социального обеспечения.

Начало организованного национального движения, ставящего целью повышение благосостояния людей, проживающих в сельской местности, можно отнести к 1908 г., когда президент Т. Рузвельт организовал комитет, занимающийся проблемами жизни на селе. Хотя основные принципы этого движения были выдвинуты ведущими землевладельцами, министрами, социологами и журналистами еще до создания комитета, его работа помогла направить социальную политику на проблемы села.

Конференция по проблемам детей, проведенная Белым домом 1908г., наложила свой отпечаток на планирование и организацию заботы о детях и их защиты как в городе, так и на селе. Эта конференция составила Детскую хартию. Как следствие, некоторые штаты, начиная с Иллинойса и Миссури, в 1911 г. издали законы об охране материнства. Эти законы были использованы окружными судами, и их влияние на окружном уровне было одинаково как в городе, так и на селе (Дж.Браун, 1935). Но вплоть до первой мировой войны никаких более серьезных усилий не было предпринято для улучшения социальной работы на селе.

Первая мировая война наложила свой отпечаток на благотворительную деятельность на селе. Службы Американского Красного Креста являлись важным средством обслуживания людей по всей стране. Специалисты по работе в сельской местности были включены в штат Красного Креста, в его рамках были организованы соответствующие подразделения. Деятельность организаций Красного Креста была направлена на смягчение нужд гражданских семей в военное время, а после войны эти расширенные службы нашли себе разумное применение, в том числе и в сельской местности. Хотя их усилия стимулировали и другие государственные и националь­ные агенства к расширению деятельности в сельских районах, результаты были весьма неопределенными. Методы социальной работы, применяемые в городе, во многих случаях не подходили для сельской местности и не одобрялись сельскими жителями. Социальные работники, обучавшиеся в городе, часто говорилио трудностях, с которыми им приходилось сталкиваться в работе на селе. Работая не за страх, а за совесть, даже под натиском «Великой депрессии», организации Красного Креста, некоторые подростковые суды, добровольческие организации, как, например, Лига социального обеспечения детей Америки, Ассоциация благосостояния семьи, создали программы социальной работы на селе.

Значительно более глубокая и перспективная схема организации помощи и социальных услуг в сельских округах была запущена в действие после создания Федеральной администрации по оказанию целевой помо­щи в чрезвычайных ситуациях и утвержде­ния федерального закона об оказании помо­щи в чрезвычайных ситуациях (1933). Эта акция положила начало программе государ­ственной помощи, оказываемой под руковод­ством специально подготовленных людей во всех уголках страны. Обучающие програм­мы, созданные на базе программы государст­венной помощи, подготовили много сельских жителей для профессиональной социальной работы, приглашая для обучения бывших учителей, инженеров и даже фермеров и знакомя их с последними достижениями в области организации социальной помощи (Э. Мартинес-Броули, 1981).

После начала этой работы большинство социальных программ на селе оказались под государственным покровительством. Но, к сожалению, под влиянием событий второй мировой войны пионерский энтузиазм, с ко­торым проводилась социальная работа на се­ле в годы депрессии, начал спадать. В после­дующие 20 лет социальная работа на селе замерла, пока подъем и процветание послевоенной экономики не изменили настроение нации.

Современное положение.

Многие ученые и политики видели корни гражданских волнений, прокатившихся по стране в 60-е годы, в массовом переезде бед­нейших крестьян из сельских районов в горо­да. В 1964 г. конгресс издал Закон о равных экономических возможностях, который вво­дил 10 отдельных программ борьбы с бедностью, осуществлением которых руководил Комитет экономических возможностей.

При всей критике в адрес закона 1964 г. он явился огромной поддержкой для сельских жителей. Согласно этому закону, биржи тру­да (центры по распределению рабочих мест) должны были быть равномерно распределены в сельских областях и городах. Статья этого закона придавала юридический статус обще­ственным городским и сельским программам, согласно которым выделялись средства, равномерно распределяемые между городом и селом. Еще одна статья узаконивала програм­мы, целью которых было повышение уровня жизни и доходов сельских и переезжающих в села семей.

По крайней мере еще два существенных момента повлияли на направленность дея­тельности социальных работников на селе. Первым из них явилось утверждение в 1963 г. Закона о центрах психического здоровья в территориальных общинах. В центрах пси­хического здоровья (Р. Финк, 1977) соци­альные работники составляют основную часть работающего персонала. Хотя психиат­ров в сельских центрах было намного меньше, чем в городских, количество социальных ра­ботников, психологов и медсестер было оди­наковым. Повышение интереса к социальной работе на селе вызывалось еще и тем, что в сельских центрах было задействовано много парапрофессионалов, которые ранее закон­чили курсы социальной работы.

Вторым моментом явилось создание сети региональных комиссий (в Аппалачах, Озарке, Новой Англии, верховьях Великих озер и др.) для предотвращения бедности в наиболее отсталых районах страны. Хотя основное внимание комиссии уделяли экономической стороне вопроса, однако социальные пробле­мы тоже должны были получить свое реше­ние (Г. Кодилл, 1962; Дж. Феттерман, 1967; Дж. Стефенсон, 1968, Дж. Уэллер, 1965).

В ходе деятельности, связанной с пробле­мами преодоления бедности и улучшения психического здоровья, социальные работни­ки снова обратили внимание на проблемы сельских районов. Поток новой социальной литературы также дал толчок развитию соци­альной работы на селе. К 1975 г. ряд извест­ных практиков и ученых возглавили деятель­ность по оживлению социальной работы в сельской местности.

Публикация в 1976 г. книги под редак­цией Л. Гинсберга "Социальная работа в сельских общинах" стала важной вехой на пути возрождения социальной работы на се­ле. В то же время (июль 1976 г.) в Националь­ном институте социальной работы в сельских районах в Кноксвилле было создано постоян­но действующее совещание по социальной работе на селе. Совещание призвало к прове­дению широкомасштабной кампании за свое признание с помощью таких социальных организаций, как Совет по образованию со­циальных работников и Национальная ассо­циация социальных работников. Хотя сове­щание было ближе к социальному движению, чем к формальной организации, общая дея­тельность всех его участников помогла до­стичь необыкновенных результатов. Первый документ об утверждении национальной политики социальной работы на селе был принят в 1977 г. Ассамблеей Национальной ассоциации социальных работников. Прово­дилась работа по созданию института соци­альной работы на селе. Она приняла форму ежегодного съезда по проблемам социальной работы, средства на проведение которого постоянно, начиная с 1976 г., выделялись различными колледжами и университетами. Это положило начало развитию исследований в области сельской жизни; появилось orpoмное количество книг и статей, посвященных социальной работе и образованию на селе. Также стал выходить новый журнал "Гуманитарные услуги в сельской среде", который явился распространителем научных исследований по проблемам села.

Наши рекомендации