Плохое самочувствие, переутомление

Очень часто агрессивная реакция бывает обусловлена текущей ситуацией, или ее предысторией. Если ребенок выспался, хорошо себя чувствует, надел любимый костюм и получил на завтрак любимые сосиски, он может достаточно спокойно отреагировать на провоцирующую ситуацию. А на следующий день его поведение будет откровенно агрессивным. Воспитатели детских садов знают, когда и почему это происходит. Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то.
Особо чувствительные и впечатлительные дети могут выдавать агрессивные реакции как следствие общего, а также нервного или эмоционального переутомления.

Влияние продуктов питания

Агрессивность ребенка может быть обусловлена питанием. Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. За рубежом проводятся исследования, изучающие взаимосвязь между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью. Многочисленными исследованиями доказано влияние холестерина, содержащегося в крови на агрессивность человека (в том числе, саму агрессию). Так, пониженный уровень холестерина отмечен в крови у большинства самоубийц и тех, кто совершал попытки самоубийства. Низкий уровень холестерина ведет к пассивной агрессивности. Так что не стоит чрезмерно ограничивать потребление детьми жиров, все нужно в меру, и организм нередко мудрее нас.

Социально-биологические причины

Вполне естественно, что мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Согласно бытующим в нашем обществе стереотипам, особенно укрепившимся за последние десять-пятнадцать лет, мужчина должен быть грубым и агрессивным, в общем, "крутым". Неагрессивные дети в школе уже воспринимаются как редкость. Приходится родителям настраивать своих детей к тому, чтобы давали сдачи, поскольку иначе они просто не смогут "вписаться" в "мужское общество", в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться "белыми воронами" и изгоями в значимой для себя группе, среди одноклассников или друзей по уличным играм.

Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых. Например, дети из семей, в которых отношение к людям зависит от их положения на иерархической лестнице, от своеобразной "табели о рангах", способны сдержаться, когда их отчитывает учитель, но нахамят уборщице, гардеробщице или дворнику. Хорошо, когда в семье финансовое благополучие. Но если члены семьи измеряют все количеством денег, их дети начинают неуважительно относиться ко всем, кто зарабатывает мало. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном пренебрежении по отношению к учителям.

Приложение

Дет­ский пси­хо­лог Эд­ви­га Антье в кни­ге «Аг­рес­сив­ность» объ­яс­ня­ет при­чи­ны аг­рес­сив­но­го по­ве­де­ния де­тей раз­ных воз­рас­тов и со­ве­ту­ет ро­ди­те­лям, как луч­ше по­сту­пить, столк­нув­шись с по­доб­ны­ми ре­ак­ци­я­ми ре­бен­ка.

Дo 1 го­да

При­чи­ны аг­рес­сии: го­лод, ки­шеч­ные ко­ли­ки, страх, чувст­во не­за­щи­щен­нос­ти, по­треб­ность в по­сто­ян­ном под­тверж­де­нии ма­те­рин­ской люб­ви.

Спо­со­бы вы­ра­же­ния:плач, крик.

Что де­лать:кор­мить, брать на ру­ки, лас­кать, улы­бать­ся, раз­го­ва­ри­вать. Ча­ще бы­вать с ре­бен­ком; да­же на­хо­дясь до­ма, но­сить его на жи­во­те или спи­не в рюк­зач­ке или пе­ре­ме­щать за со­бой в стуль­чи­ке-ле­жан­ке.

Че­го не де­лать:не остав­лять пла­чу­ще­го ре­бен­ка без вни­ма­ния; не кри­чать на не­го; не успо­ка­ивать с по­мощью сос­ки; не пу­гать гром­ки­ми зву­ка­ми и рез­ки­ми дви­же­ни­я­ми; не на­вя­зы­вать ему свою во­лю в иг­ре.

1–1,5 го­да

При­чи­ны аг­рес­сии:не­до­вольст­во вво­ди­мы­ми огра­ни­че­ни­я­ми и за­пре­та­ми.

Спо­со­бы вы­ра­же­ния :упрям­ст­во, от­каз от еды и сна, ноч­ное про­буж­де­ние, плач.

Что де­лать:до­ход­чи­во и сдер­жан­но объ­яс­нять каж­дое свое «нет»; быть ав­то­ри­тет­ным, но не ав­то­ри­тар­ным ли­де­ром; по­ощ­рять, но кон­тро­ли­ро­вать дет­ское лю­бо­пыт­ст­во и ис­сле­до­ва­тель­ский азарт; при­хо­дить на по­мощь пла­чу­ще­му ре­бен­ку со всей воз­мож­ной по­спеш­ностью.

Че­го не де­лать:н и­ког­да с си­лой не трясти ре­бен­ка за пле­чи (это мо­жет при­вес­ти к кро­во­из­ли­я­нию в мозг); не под­чи­нять се­бя пол­ностью его во­ле; не до­пус­кать, что­бы он по­дол­гу пла­кал.

1,5–3 го­да

При­чи­ны аг­рес­сии:на­чав­ша­я­ся са­мо­и­ден­ти­фи­ка­ция ре­бен­ка; кон­фликт не­удов­летво­рен­ных дет­ских же­ла­ний и по­треб­нос­тей с во­лей и взгля­да­ми ро­ди­те­лей.

Спо­со­бы вы­ра­же­ния:крик, уда­ры но­га­ми, щип­ки, уку­сы, ца­ра­панье, битье иг­ру­шек.

Что де­лать:не по­дав­лять ярость, а дать ей вы­плес­нуть­ся; при­зы­вать ре­бен­ка к по­ряд­ку спо­кой­но, до­бро­же­ла­тель­но и твер­до; боль­ше иг­рать с ре­бен­ком.

Че­го не де­лать:не вы­сме­и­вать ярость ре­бен­ка, не отве­чать аг­рес­си­ей.

Лет

При­чи­ны аг­рес­сии:не­уем­ная энер­гия, по­сто­ян­ная жаж­да по­зна­ния ми­ра и об­ще­ния; рев­ность к ма­те­ри.

Спо­со­бы вы­ра­же­ния:бран­ные сло­ва, плач, кап­ри­зы.

Что де­лать:боль­ше раз­го­ва­ри­вать с ре­бен­ком, но из­бе­гать мо­ра­ли­за­тор­ст­ва и но­та­ций; раз­ви­вать у не­го чувст­во юмо­ра. На­чи­ная с 5 лет боль­шинст­во де­тей осва­ива­ют но­вые, ме­нее вар­вар­ские спо­со­бы об­ще­ния.

Че­го не де­лать:не под­да­вать­ся на про­во­ка­цию и иг­но­ри­ро­вать бран­ные сло­ва, не сквер­но­с­ло­вить в при­сут­ст­вии ре­бен­ка; не остав­лять его на­дол­го од­но­го, а при­бе­гать к по­мо­щи дру­гих чле­нов семьи или при­гла­шать ня­ню.

Лет

При­чи­ны аг­рес­сии:ес­тест­вен­ная (воз­раст­ная) аг­рес­сив­ность.

Спо­со­бы вы­ра­же­ния:пе­ре­бран­ки со сверст­ни­ка­ми, воз­ня, дра­ки.

Что де­лать:на­пра­вить энер­гию ре­бен­ка на по­движ­ные иг­ры, за­ня­тия в сек­ци­ях и круж­ках; учить его об­ле­кать эмо­ции в сло­вес­ную фор­му; ори­ен­ти­ро­вать на со­ци­аль­ные цен­нос­ти; до­зи­ро­вать вре­мя про­смот­ра те­леп­ро­грамм и ком­пью­тер­ных игр.

Че­го не де­лать:не сты­дить ре­бен­ка, если он не су­мел по­бе­дить в дра­ке; не по­зво­лять ему смот­реть те­ле­пе­ре­да­чи со сце­на­ми чрез­мер­ной жес­то­кос­ти и на­си­лия; не по­ощ­рять увле­че­ние слиш­ком «кро­ва­вы­ми» ви­део­игра­ми.

Используемая литература:

1.Зденек Матейчик.Родители и дети. Москва, Просвещение, 1992

2.moikompas.ru

3. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003. – С.46-96.

4. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н /Д., 2006. – С. 99-109.

Наши рекомендации